Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:00, реферат
Наука планирования как сфера человеческой деятельности носит многогранный характер. Ее ведущей функцией является выработка и систематизация объективных знаний о процессе разработки и реализации планов на микро- и макроэкономическом уровнях управления экономикой.
В качестве объекта изучения макроэкономического планирования используется национальная экономика, экономическая система в целом. Субъектами выступают центральные планирующие органы. В экономической теории и хозяйственной практике макроэкономическое планирование считается определяющим, глубоко и всесторонне исследованным процессом.
Виды планирования
Наука планирования как сфера человеческой деятельности носит многогранный характер. Ее ведущей функцией является выработка и систематизация объективных знаний о процессе разработки и реализации планов на микро- и макроэкономическом уровнях управления экономикой.
В качестве объекта изучения макроэкономического планирования используется национальная экономика, экономическая система в целом. Субъектами выступают центральные планирующие органы. В экономической теории и хозяйственной практике макроэкономическое планирование считается определяющим, глубоко и всесторонне исследованным процессом.
Менее разработанным является микроэкономическое планирование на уровне хозяйствующего субъекта - внутрифирменное (внутрипроизводственное), корпоративное планирование. Между тем, как показывает опыт экономических реформ в странах с развитой рыночной экономикой, эффективность и конкурентоспособность деятельности фирм и компаний во многом зависят от состояния именно внутрифирменного планирования. Четкая и научно обоснованная организация прежде всего внутрифирменного планирования позволила им завоевать и на протяжении долгого времени удерживать ведущие позиции на мировых рынках
В современных условиях становления рыночного механизма хозяйствования наиболее приоритетным направлением повышения эффективности общественного производства, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, решения социальных задач является поиск таких систем и методов планирования, которые обеспечили бы максимальную результативность принимаемых управленческих решений.
За многовековую историю развития планирования наибольшее распространение получили директивная, основанная на принципах административно-командного управления, и индикативная, базирующаяся на рыночных механизмах регулирования, системы планирования.
Директивное планирование представляет собой комплекс плановых заданий, подлежащих обязательному исполнению. Это механизм жесткого командно-административного воздействия на процесс принятия и доведения до объектов планирования плановых решений, а также контроль за своевременным их выполнением с применением мер административного воздействия к исполнителям. Директивное планирование, как правило, было характерно для большинства стран с централизованной экономикой. В начале на основе директив правительства высшим плановым органом страны разрабатывались проекты планов, определялись плановые задания и принимались встречные планы, которые обсуждались объектами планирования. Затем производились координация предложений, их обобщение центром и составление народнохозяйственного плана. После этого централизованно разработанные плановые задания распределялись высшим по уровню звеном системы управления народным хозяйством и доводились низшим по уровню объектам планирования для выполнения в обязательном порядке.
Директивное планирование играет важную роль в создании экономических условий для развития частного предпринимательства. Опыт показывает, что рыночная экономика, являясь децентрализованной, гибкой, практичной и изменяемой, подвержена таким недостаткам, как инфляция, безработица, быстрое повышение уровня цен и др. Одна из важнейших государственных задач заключается в том, чтобы укреплять стабильность принятой валюты посредством ограничения инфляции и эффективной политики ценообразования. Ученые-экономисты и практики обеспечивают разработку комплекса мер, стабилизирующих финансово-бюджетную и денежно-кредитную системы, которые являются основополагающими при планировании социально-экономического развития страны. Директивное планирование играет важную роль в борьбе с безработицей и инфляцией путем применения долгосрочных стабилизирующих программ, включая обоснованные нормы роста денежной массы, государственных расходов, схемы налогообложения, взаимосвязанные с экономическими циклами развития экономики. Директивное планирование не является радикальным средством в борьбе с безработицей и инфляцией в рыночной экономике, но оно в состоянии достаточно эффективно смягчить их последствия.
Директивное планирование необходимо еще и для того, чтобы на плановой основе разрабатывать программы по социальному обеспечению населения, устанавливать и закреплять правовые условия формирования рыночных отношений.
Индикативное планирование - процесс научно обоснованной разработки и доведения до объектов планирования рекомендательных планов развития, нацеленных на осуществление экономической политики государства. В отличие от директивного планирования, индикативные плановые задания не являются жесткими, обязательными к исполнению, а включают систему основных параметров (индикаторов) экономического и социального развития страны, которые носят направляющий характер и служат ориентиром для хозяйствующих субъектов всех форм собственности. В качестве макроэкономических индикаторов могут быть использованы, например, показатели, характеризующие структуру и эффективность экономики, состояние рынков товаров и ценных бумаг, денежного обращения, финансов, изменение цен, уровень жизни населения и др
Повышение эффективности разработки планов в современных условиях предполагает необходимость идентификации и применения в практике хозяйствования разнообразных видов внутрифирменных планов. В экономической литературе все виды планов внутрихозяйственной деятельности группируются по различным признакам классификации.
В наиболее обобщенном виде систематизация внутрифирменных планов представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные виды внутрифирменных планов организации
1. В зависимости от времени реализации плана принято различать: долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование осуществляется на период более 5 лет и определяет долгосрочную стратегию развития субъектов хозяйствования, включая экономическую, природоохранную, социальную деятельность.
Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет. Основной целью среднесрочных планов является реализация задач долгосрочного планирования развития организации.
Краткосрочное планирование представляет собой дальнейшую детализацию среднесрочного плана по подразделениям и охватывает период до 1 года, включая полугодовые, квартальные, месячные, недельные, суточные планы.