Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:38, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является классификация и характеристика видов исследования систем управления.
Поэтому в рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать систему управления как объект управления;
- рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления;
- классифицировать исследования систем управления;
- охарактеризовать виды исследования систем управления.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Исследование системы управления
1.1 Система управления как объект исследования…………………………….5
1.2 Исследование как составная часть менеджмента организации…………..9
1.3 Основные подходы к исследованию систем управления…………………13
2. Классификация исследований систем управления
2.1 Классификация исследований систем управления………………………..17
2.2 Социологические, прогнозные и плановые исследования………………..20
2.3 Экспериментальные, экономические и функционально-логические прогнозные исследования…………………………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы ……………………………………………………………...32
По виду используемых при исследованиях систем управления данных и информации, методических приемов могут быть выделены экспертные оценки и исследования, логические исследования, математическое моделирование и статистика.
По степени обязательности проведения исследования выделяют инициативные исследования и директивные (обязательные) исследования.
Классификация исследований систем управления играет важную практическую роль, так как она: позволяет устанавливать аналогию; выбирать метод исследования системы управления в определенных условиях; выдвигать гипотезы и прогнозировать возможности развития систем управления и др13.
2.2 Социологические,
прогнозные и плановые
Современные организационно-
Необходимо учитывать, что, так как роль человеческого фактора по мере усложнения технологий постоянно возрастает, возрастает и роль социологических исследований систем управления. Как и другие виды исследований, социологические исследования могут быть:
- по периоду
проведения относительно
- по отношению
к исследуемой системе:
Социальные технологии - элемент технологий управления. Социальная технология - это совокупность способов, средств, квалификационных навыков в процессе преобразования ресурсов для обеспечения воспроизводства рабочей силы и приемлемого уровня социальных рисков в системе управления. Инструментами, используемыми в таких технологиях, являются администрирование, финансы, коммуникации и др. Манипулятивность и несоответствие социальных технологий уровню технологий науки и воспроизводства - источник повышенных социальных рисков системы управления.
Социологическим
исследованием системы
Социологические исследования систем управления могут быть комплексными и специальными, целевыми.
По глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования систем управления.
Социологические
исследования систем управления могут
проводиться в различных
При социологических исследованиях систем управления нужно помнить, что право определяет рамки социально дозволенного и предписанного поведения членов организации. Таким образом, оно предопределяет рамки возможных социологических исследований систем управления, социально-экономических экспериментов.
Проведение социологических исследований систем управления, не отвечающих правилам честных исследований, непринятие своевременных решений по результатам исследований или их неисполнение порождают социальные риски в деятельности организаций различных уровней вплоть до государства. Практика показала, что попытки уклониться от назревших в социальной сфере систем управления решений приводят к обострению проблемы14.
Исследования показывают, что прогнозирование и планирование приносят пользу в управлении. Наблюдается тесная связь между успехом организации и планированием. Любая организация для выживания должна осуществлять: развитие, производство, управление.
Планирование
не является отдельным одноразовым
событием в силу двух причин. Во-первых,
большинство организаций
Прогнозирование-планирование представляет многоэтапный процесс раскрытия неопределенностей, связанных с внешней средой и состоянием ОПС. При исследовании роль прогнозирования и планирования неразрывно связана с ролью принятия решения. Выработка и принятие управленческих решений - узловая процедура цикла управления в деятельности предпринимателей и менеджеров всех уровней.
Исследования прогнозов и планов (в том числе последующие) могут дать важную информацию о системе управлении, правильности действий лица, принимающего решения.
Связь решения и прогнозирования проявляется в том, что до принятия решения необходимо: получить информацию, обработать ее, провести анализ информации, представить информацию в удобной форме.
При прогнозном исследовании одновременно используют: гипотезы и экспертные оценки на базе интуитивных знаний; предметную информацию и логику; количественные данных и математические методы. Преобладание одного из видов информации или методов - еще не повод отрицать прогнозирование вообще.
С другой стороны, необходимо учитывать, что плановый характер решения порождает неопределенность в оценке последствий принимаемого решения и риски в управлении. Эта неопределенность связана с тем, что за период с момента получения информации до момента исполнения управляющего воздействия может происходить старение информации, на основании которой принималось решение, в частности, изменение функций, структуры, параметров объекта прогнозирования и(или) внешней среды. Кроме того, возможны неполнота знаний, ошибки в выборе метода (риски изучения), неправильный баланс в треугольнике «люди - цели - ресурсы» при менеджменте (риск действия).
При исследовании необходимо провести анализ управленческого цикла, включающего: осознание проблемы, определение цели прогноза (плана), определение критериев оценки прогноза, прогнозирование и(или) планирование, принятие решений, распределение ресурсов, мотивацию участников процесса, практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов. Этот цикл, назовем его «циклом прогнозирования при принятии решений». Его выполняют:
при появлении рыночных возможностей или опасностей;
ухудшении или улучшения работы элементов (отдельных производств).
Частота прогнозирования может быть связана с некоторым календарным периодом (один раз в год, квартал и т.д.). Но если высока опасность критического отклонения параметров от заданных значений или появления недопустимых значений параметров, то прогноз выполняется так часто, насколько это возможно15.
Теперь рассмотрим вопрос о том, возрастает или убывает влияние прогнозирования или планирования по мере повышения темпов научно-технического прогресса. Можно предположить рост этого влияния по мере повышения уровня и темпов научно-технического прогресса. Основанием для такого предположения может быть возрастание сложности объектов и систем управления по мере повышения уровня и темпов научно-технического прогресса. По той же причине одновременно снижается и эффективность чисто эвристических методов прогнозирования. Следовательно, в будущем роль прогнозирования и планирования может только возрастать16.
2.3 Экспериментальные, экономические и функционально-логические прогнозные исследования
Эксперименты выполняют экономические роли по повышению эффективности систем управления, снижению уровня их риска и затрат. До тех пор, пока эксперименты были простыми как с теоретической точки зрения, так и в техническом воплощении, проектирование объектов испытаний и планирование экспериментов осуществлялось эвристически.
Некомпетентность
персонала при планировании, проведении,
обработке и анализе
Проект экспериментальных исследований, испытаний товаров должен содержать: проект объекта (или номенклатуры объектов) испытаний; проект множества типовых условий испытаний; план испытаний; проект технологии испытаний (включая проект измерений параметров); проект обеспечения безопасности испытаний; перечень ожидаемых результатов.
Ограниченные, а тем более, масштабные эксперименты должны тщательно планироваться. Для обеспечения определенных свойств плана испытаний, а также минимизации затрат на испытания используют методы теории планирования эксперимента.
По предметной области представляется возможным выделить эксперименты по исследованиям геополитических, политических, экономических, технических, технологических, конструкторских, производственных систем управления, а также систем управления продажами, качеством, надежностью и другое.
По иерархическому уровню подвергающихся испытаниям объектов испытания могут быть разделены на функциональные и параметрические.
Деление испытаний на функциональные и параметрические связано со свойством эмергентности (несводимости свойств целого к свойствам отдельных элементов) сложных систем. Необходимо заметить, что понятия функциональных и параметрических испытаний относительны, то есть при переходе на более высокий уровень иерархии функциональные испытания могут рассматриваться как параметрические и, наоборот.
По физическому составу объектов испытаний можно выделить: натурные (реальные) испытания объектов; полунатурные испытания объектов. Можно также выделить испытания физических и математических моделей, предметных, мысленных (интуитивных) моделей.
При исследованиях учитывают, что эксперименты с реальными объектами могут приводить к тяжелым последствиям. Поэтому во многих областях деятельности предпочитают проводить эксперименты не с натурными (реальными) объектами, а с полунатурными или математическими моделями.
В процессе исследования систем управления эксперименты могут проводиться в следующем порядке: мысленный эксперимент (верификация экспертом), математическое моделирование, полунатурное моделирование, натурные испытания реальных объектов.
При проведении последовательности все усложняющихся испытаний нужно уделить внимание обеспечению сравнимости результатов испытаний на различных этапах разработки. В противном случае часть информации будет потеряна, а эффективность затрат на испытания снижается17.
Экономические исследования систем управления на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухгалтерского учета и аудита могут следовать за общенаучными и системными. Они носят частнонаучный характер и играют все большую роль. Это объясняется тем, что:
1) усложняются процессы проектирования, производства, продвижения, эксплуатации товаров и использования услуг;
2) возрастает число рыночных ситуаций и целей действий;
3) обостряется конкуренция, как на внешних, так и внутренних рынках;
4) растут темпы
морального старения товаров
и услуг, что повышает роль
финансовых ресурсов, инновационной
деятельности и их стратегическ
Усложнение
процессов проектирования, производства,
продвижения, эксплуатации товаров
и использования услуг приводит
к дифференциации и выделению все новых методов
управления (маркетинговое, конструкторско-
В свою очередь такая дифференциация обостряет проблему системного использования этих методов управления для обеспечения максимизации финансового результата, завоевания конкурентных преимуществ и др.
Это повышает роль экономических исследований, финансового управления деятельностью организации.
Отражением этого является рост числа методов экономических исследований и, как следствие, необходимость их системного, взаимосогласованного применения в процессе исследования и повышения эффективности систем управления.
К экономическим исследованиям относят:
1) методы финансового
анализа, бюджетирования, финансового
и управленческого
2) методы оценки
эффективности и управления
3) финансовый
бухгалтерский учет как
4) управленческий
бухгалтерский учет как метод
исследования системы
5) калькулирование
как метод исследования
6) аудит как
метод исследования и
Информация о работе Виды систем управления. Современные подходы к исследованию систем управления