Виды управленческих решений и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:01, реферат

Описание

Программируемые решения построены на базе установленной политики правил и порядков. Например, если менеджер на General Electric получает просьбу о повышении зарплаты от оператора, то решение удовлетворить или нет эту просьбу, является программируемым. Как и большинство крупных организаций (частично из-за профсоюзов) GE работает по системе фиксированной зарплаты. Уровень зарплаты в этой организации не только фиксирован, но чаще всего он оговорен в контракте. И ответ на просьбу об увеличении зарплаты будет скорее всего согласован с общей политикой, которая действует на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

управление(готовая) - копия.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

                               ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ» 
 
 
 

На тему: «Виды управленческих решений и  их классификация» 
 
 
 
 

Выполнил  студент 5 курса гр. №9

Сп-ть «Таможенное  дело»

Сошин Илья Сергеевич 
 
 
 
 
 

                                                2011 год

      1. Виды и типы  управленческих решений

       1.1. Программируемые  и непрограммируемые  решения. 

       Все решения делятся на две группы: программируемые и непрограммируемые.

       Программируемые решения построены на базе установленной  политики правил и порядков. Например, если менеджер на General Electric получает просьбу о повышении зарплаты от оператора, то решение удовлетворить или нет эту просьбу, является программируемым. Как и большинство крупных организаций (частично из-за профсоюзов) GE работает по системе фиксированной зарплаты. Уровень зарплаты в этой организации не только фиксирован, но чаще всего он оговорен в контракте. И ответ на просьбу об увеличении зарплаты будет скорее всего согласован с общей политикой, которая действует на предприятии.

       Непрограммируемые решения могут быть не ограничены, какими бы то ни было дальнейшими правилами  и порядками. Такие решения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем и, как правило, они широко используют личную инициативу менеджера и его личные взгляды. Например, в рассмотренной просьбе оператора об увеличении зарплаты менеджер может обнаружить двусмысленность в политике GE, касающейся вычислений индивидуального рабочего времени служащего. Заметим, что политика предполагает включение больничного времени в рабочее время служащего, но включаются ли сюда невыплаченные надбавки? Оператор считает, что общее время его работы включает время его больничного, а его мастер так не считает. В этой ситуации требуется непрограммируемое решение. Менеджеры вместе с лидерами профсоюзов сначала должны будут исключить двойственность из своей политики, а затем принять конкретное решение по удовлетворению просьбы оператора.

       Категории программируемого и непрограммируемого решения не исключают друг друга. Подчас грань между ними стирается, и мы можем найти решение, стоящее  между абсолютно программируемым  и совершенно непрограммируемым  решениями. В случае с оператором обычная просьба об увеличении зарплаты, которая, казалось бы, предполагает программируемое решение, вносит ясность в двусмысленность политики относительно зарплаты в компании. Если эта политика заключается конкретно в том, что представляет собой подсчет общего рабочего времени, то решение будет программируемым. Но так как в данном случае налицо двусмысленность, то необходимо непрограммируемое решение.

       Ясно, что в интересах менеджера  избегать непрограммируемых решений  в вопросах о зарплате. Практический урок, который может быть извлечен из этого примера, состоит в том, чтобы общая программа, на которой строятся программируемые решения, должна быть абсолютно четкой и ясной. Пробелы, существующие в программе, должны быть выявлены и освещены. В данном примере, менеджеры должны были бы решить вопрос еще до того, как возникла спорная ситуация. Это избавило бы фирму от непрограммируемого решения.

       Определение различных видов решений имеет  важное практическое значение. Определение  категории решения предполагает направление действия и помогает менеджеру сформулировать и проанализировать мотивы этого решения. Типы решений раскрываются ниже и даны как противопоставление друг другу. Первый тип - программируемое решение. Второй - непрограммируемое. 
 

       1.2. Организационные  и персональные решения.

       Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его официальной  власти и авторитета.

       Персональные  решения, с другой стороны, принимаются  им как частным лицом. Организационные  решения часто программируемы в  том смысле, что они могут быть переданы подчиненным. Персональные решения, по определению, не могут быть переданы другим. Например, менеджер, увольняющий рабочего из-за долгого отсутствия на работе, принимает организационное решение. Но если он увольняет того же рабочего, чтобы поставить на его места своего брата, то это решение основано на личных, а не общественных причинах. Это можно назвать персональным решением. Разница между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами (гнев, обида, личные интересы служащего) и объективными организационными целями и нуждами (соответствием на рабочих местах, производственной конкуренцией). Различие помогает менеджеру обратить внимание на главный вопрос, стоящий за принятием решения, принято ли решение в интересах организации или в его собственных интересах?

      1.3. Операционные и  стратегические решения.

       Разница между этими двумя типами решений  отражает диапазон процесса принятия решений.

       Операционные  решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов. Например, менеджер, который принимает служащего на работу, действует, руководствуясь политикой или планом компании. Этот вид решения является программируемым.

       Стратегические  решения принимаются в связи  с возникающими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими  переменами, как состояние экономики, конкуренция, переговоры с профсоюзами. Решение упомянуть в своей  рекламе конкурирующую фирму в специфической форме является стратегическим (как делал Берджер Кинг, посмеиваясь над украшениями на гамбургерах Макдональдса).

 

        1.4. Исследовательские  и кризисно-интуитивные  решения.

       Различие  между этими решениями отражает степень срочности в процессе принятия решения. Исследовательское решение - решение, принимаемое в условиях достаточного количества времени. Для примера, скажем, менеджер компании Procter & Gamble хочет определить, кто будет покупать шампунь от перхоти Head & Shoulder. Решение использовать опрос для определения природы рынка будет исследовательским.

       Кризисно-интуитивное  решение - это спонтанное решение, принимаемое  в ответ на конкретную опасность. Например, менеджеры компании по производству алюминиевых конструкций могут  внезапно решить временно увеличить производство продукции из-за опустошительного смерча в каком-либо регионе. В этом случае решение принималось бы быстро, так как в связи с массовой перестройкой предполагалось бы краткосрочное увеличение спроса на их продукцию. Предостережение, кризисно-интуитивное решение часто содержит элемент эмоций, который либо может быть оправдан логикой, либо нет. А решение, принятое по интуиции менеджера, может и не быть хорошим. 

       1.5. Решение по выбору  возможностей в  противовес проблемно-разрешающему  решению.

       Различие  между этими решениями отражает степень предусмотрительности при  принятии решения. Решение по выбору возможностей - это решение, принимаемое  менеджером, который ищет пути получения фирмой прибыли. Решение перейти в новую сферу производства продукции, когда компания уже получает хорошие доходы от своих нынешних продуктов, является решением по выбору возможностей. Во многих случаях, когда компания решила разнообразить продукцию, внедряясь в новые сферы, менеджеры принимают такие решения.

       Проблемно-разрешающие  решения, с другой стороны, - это решения, принимаемые в ответ на конкретные проблемы. Например, авария на сборочной  линии есть конкретная проблема, которую  необходимо решить. Это пример проблемно-разрешающего решения.

       Разбить решения по видам не простое академическое  задание. Оно имеет важную практическую ценность.

       Определяя одни решения как исследовательские, а другие как кризисные, менеджеры  могут сравнить ряд кризисных решений с рядом исследовательских.

Менеджеры должны планировать вперед сокращение случайных  и кризисных решений и уделять  больше времени исследовательским  решениям, сокращая количество кризисных  решений. Широкий ряд кризисных  решений принимается в относительно короткий период времени, что может свидетельствовать о том, что менеджер погряз в авралах, что его фирма не руководствуется более хорошо продуманным долгосрочным планом. В этом случае нужно значительно улучшить процесс принятия решений.  
 
 
 
 

                  2. Классификация управленческих решений. 

      Классификация УР необходима для определения общих  и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

  1. по функциональному содержанию;
  2. по характеру решаемых задач (сфере действия);
  3. по иерархии управления;
  4. по характеру организации разработки;
  5. по характеру целей;
  6. по причинам возникновения;
  7. по исходным методам разработки;
  8. по организационному оформлению.

УР могут быть классифицированы по функциональному  содержанию, т.е. по отношению к общим  функциям управления, например:

а) решения плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.

      Обычно  такие решения затрагивают в  той или иной мере все функции  управления, однако в каждом из них  можно выделить основное ядро, связанное  с какой-то основной функцией.

      Другой  принцип классификации связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических  и прочих.

      Чаще  всего УР связаны не с одной, а  с рядом задач, в той или  иной степени имея комплексный характер.

      По  уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

      В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные.

      Предпочтение  способа организации выработки  УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

      По  характеру целей принимаемые  решения могут быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.

      По  причинам возникновения УР делятся  на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих  обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные с включением данного  объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические  и периодические, вытекающие из периодичности  воспроизводственных процессов  в системе (например, сезонности сельскохозяйственного  производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

      Важным  классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:

а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных  схем, декомпозиции больших систем);

 б) математические  методы, предполагающие формализацию  представлений, отношений, пропорций,  сроков, событий, ресурсов;

Информация о работе Виды управленческих решений и их классификация