Вклад Ф. Тейлора в школу научного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:36, доклад

Описание

Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв.

Работа состоит из  1 файл

тейлор.docx

— 27.16 Кб (Скачать документ)

Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный  транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты  испытывали острую необходимость в  рациональной организации труда  и производства, в четкой и взаимосвязанной  работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой  емкости, с позиций эффективного распределения и использования  ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента  на рубеже XIX и XX вв.

 

У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги  Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.

 

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как  науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который  возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов  стала проблема роста производительности труда в организации.

 

Основные труды Ф. Тейлора:

"Управление фабрикой", 1903 г.

"Принципы научного  менеджмента", 1911 г.

 

В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени  и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность  совместного труда в организации  рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение  работы на автономные, полностью программируемые  элементы и последующее оптимальное  объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.

 

Тейлор утверждал, что  менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и  принципах. Их правильное использование  позволяет решить проблему роста  производительности труда. Если на научной  основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных  стимулов и соединить воедино  работу и человека, тогда можно  получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга  в том, что он:

разработал методологические основы нормирования труда;

стандартизировал рабочие  операции;

внедрил в практику научные  подходы подбора и расстановки  кадров;

разработал методы стимулирования труда рабочих;

добился признания того, что  работа и ответственность делятся  между рабочими и менеджерами  почти поровну.

Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя  наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь  более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение  ее компонентов).

Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое  использование стимулирования с  целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда  и объемов производства. Предусматривалась  также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в  производстве. Это давало руководству  возможность устанавливать нормы  выработки и платить дополнительно  тем, кто превышал установленный  минимум.

Научное управление также  выступало в защиту отделения  управленческих функций обдумывания  и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и  что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали  свою работу.

 

Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые  руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые  в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.

 

 

Школа научного управления Ф. Тейлора

 

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл  свою систему «управлением посредством  заданий». Понятие «научное управление»  впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

 

Фредерик Тейлор считал, что  управление как особая функция состоит  из ряда принципов, которые могут  применяться ко всем видам социальной деятельности.

 

Основные принципы Фредерика  Тейлора.

Научное изучение каждого  отдельного вида трудовой деятельности.

Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных  критериев.

Сотрудничество администрации  с рабочими.

Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

 

Тейлор утверждает, что  в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить  рабочие требования, а затем подготовить  и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для  повышения эффективности работы.

 

Тейлор считает, что специализация  труда одинаково важна как  на управленческом уровне, так и  на исполнительном. Он считает, что  планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые  всесторонне подготовлены и могут  выполнять все функции планирования.

 

Фредерик Тейлор создал систему  дифференциальной оплаты, согласно которой  рабочие получали заработную плату  в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе  сдельных ставок заработной платы. Это  значит, что рабочие, производящие продукции  больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность  зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

 

Роль дифференциальной оплаты.

Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать  большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

Использование идей Тейлора  обеспечивает значительный рост производительности труда.

 

Тейлор и его последователи  проанализировали взаимосвязь между  физической сущностью работы и психологической  сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления  организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.

 

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать  системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и  мероприятиями. Следует нормировать  и стандартизировать не только технику  производства, но и труд, его организацию  и управление. В своей концепции  Тейлор значительное внимание уделяет  «человеческому фактору».

 

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой  на самом нижнем уровне организации.

 

Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций»  для достижения целей организации.


Информация о работе Вклад Ф. Тейлора в школу научного управления