Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:21, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение такого вопроса, как власть и авторитет руководителя в организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение власти руководителя;
рассмотреть различные формы власти;
изучить структуру власти;
дать определение авторитету;
определить источники авторитета руководителя;
изучить виды авторитета;
проследить, как взаимодействуют между собой такие понятия как авторитет и власть.
ВЕДЕНИЕ 3
1. Власть руководителя: понятие, структура, формы 4
2. Авторитет: понятие, виды, источники 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Деятельность организации во многом зависит от способа действия тех людей, которые этой организацией руководят, и которые в силу своего служебного положения играют или должны играть роль авторитета. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций. Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля.
Таким образом, тема данной контрольной работы занимает важную позицию в теории современного менеджмента.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение такого вопроса, как власть и авторитет руководителя в организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. К этим факторам можно отнести власть и авторитет руководителя.
В процессах управления неизбежно возникает проблема власти. Успех управления в организации во многом зависит от того, каков объем власти и ее характер. Процессы управления в организации невозможны, если у руководителей отсутствуют прерогативы власти, или властные полномочия. Если руководитель не обладает достаточной способностью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Р. Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка» [5]. Только используя властные полномочия руководителя, можно скоординировать действия работников, имеющих разные цели, потребности и интересы, осуществлять контроль за поведением, который необходим для организации, но далеко не всегда понимается и принимается рядовыми работниками.
Итак, власть – это возможность влиять на поведение других людей в стандартных и нестандартных условиях используя для этого различные инструменты [1, с.1].
Основой власти руководителя являются те полномочия, которыми его наделили собственники и учредители организации [1, с. 3].
Источником власти является то, через что она используется, а именно – через формальные и неформальные процедуры влияния руководителя на коллектив [1, с. 3].
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих [3, с. 243].
В обиходе власть отождествляют с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти и подчинения состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах [7, с. 83].
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Исходя из этих мотивов, выделяют следующие формы власти:
Наиболее стабильной является власть, основанная на харизме, которая побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убежденности, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.
Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть.
Структура власти представляет собой совокупность:
Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении другой. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
В средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства – бизнесмены, которых считали лидерами нации. Английский философ Томас Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Таким образом, авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Авторитет подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что он выступает личностью, а не назначенным лицом [6].
Авторитет (от лат. autoritas – власть, влияние) в широком смысле слова, есть общепризнанное, неформальное влияние определенного лица, организации или общественного института на различные сферы общественной и личной жизни, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах или его особых полномочиях. В узком смысле – это одна из форм осуществления власти, которая выражается в способности своего носителя направлять действия, мысли, чувства человека или группы лиц, не прибегая к насильственным мерам [1, с. 1].
Без авторитета никто не может управлять, ни через приказы, ни путем коллективного обсуждения. С авторитетом руководителя тесно связано качество и эффективность руководства коллективом, он отражается на дисциплине, взаимоотношениях, на всей морально-психологической атмосфере в коллективе. Известно, что к распоряжениям авторитетного и неавторитетного руководителей подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда вызывают сложные внутренние переживания, недоверие к руководителю оборачивается недоверием к его решениям, от чего страдают не только межличностные отношения, но и дело.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета:
Дополняя
друг друга, они создают предпосылки
для нормального
Авторитет руководителя формируется в процессе совместной деятельности, общения с другими людьми, являясь следствием объективных взаимоотношений и личных качеств людей. В нем всегда выражено уважение к человеку, доверие к его силам и возможностям.
Различают следующие виды авторитета:
Забота об авторитете руководителя – это не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые признаны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность
Наблюдения показывают, что авторитет руководства и успешность индивидуальных воздействий на подчиненных зависят от: