Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 13:08, курсовая работа
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации.
Введение
1. Основы лидерства……………………………………………………………..4
1.1. Природа и определение понятия лидерства………………………………….4
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией……………5
1.3. Подходы к изучению лидерства……………………………………………9
2. Стили лидерства и управления ………………………………………………….11
3. Власть и личное влияние, авторитет менеджера ………………………………...14
Заключение
Список литературы
Менеджер
имеет власть над подчиненными, однако
в некоторых ситуациях и
Рис. 6.12. Балансирование власти руководителей и подчиненных
Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, подразумеваем степень влияния менеджера на подчиненного. Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Процесс влияния руководителя на подчиненного показана рис. 6.13.
Конкретные способы влияния весьма разнообразны и представлены | на рис. 6.14. | |
Способы влияния на подчиненных | ||
Эмоциональное влияние | Рассудочное влияние | |
З П | В У П У П | П |
а о | н б р г о | р |
р д | у е о р д | и |
а р | ш |
к |
ж а | е д ь з у | а |
е _ ж | н е б ы п | з |
н а | и н ы ы | |
и н | е и | |
е и | е | |
е |
Рис. 6.1 4. Способы управленческого влияния на подчиненных
Авторитет, как уже указывалось, является важнейшим фактором личного влияния. Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.
Забота об авторитете руководителя - не
только его личное дело, но и высшего руководства,
и руководителя одного уровня, и особенно
подчиненных, которые призваны его укреплять,
оберегать и повышать. Авторитет следует
рассматривать как фактор, облегчающий
управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру
необходимо следить за тем, чтобы он не
подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных.
Искусственные приемы формирования авторитета
не приводят к успеху; в результате появляется
мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).
А.С. Макаренко выделял следующие разновидности
псевдоавторитёта:
авторитет расстояния - руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально;
авторитет доброты - «Всегда быть добрым» - таково кредо данного руководителя. Доброта снижает требовательность;
авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчества и инициативу;
авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
авторитет подавления — менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.
Заключение
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер — последователи», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
Список литературы
Информация о работе Власть и личное влияние, авторитет менеджера