Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть:
Глава 1. Влияние внешней среды на деятельность организации:
1.1. Понятие внешней среды организации………………………………..5
1.2. Анализ факторов внешней среды…………………………………….6
1.3. Анализ неопределенности организационной среды……………….14
Глава 2. Влияние внутренней среды на деятельность организации:
2.1. Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию………………………………………………..…………………….19
2.2. Взаимосвязь элементов внутренней среды организации………………………………………………………………...…….26
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………… 29

Введение

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)


1

 

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………….3

Основная часть:

Глава 1. Влияние внешней среды на деятельность организации:

1.1. Понятие внешней среды организации………………………………..5

1.2. Анализ факторов внешней среды…………………………………….6

1.3. Анализ неопределенности организационной среды……………….14

Глава 2. Влияние внутренней среды на деятельность организации:

2.1. Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию………………………………………………..…………………….19

2.2. Взаимосвязь элементов внутренней среды организации………………………………………………………………...…….26

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………… 29


Введение

 

Актуальность темы исследования.

Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Поэтому эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Данная тема является актуальной. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие внешней среды организации;

2. дать анализ факторов внешней среды;

3. дать анализ неопределенности организационной среды;

4. рассмотреть элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию;

5. рассмотреть взаимосвязь элементов внутренней среды организации.

Объект исследования – влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.

 


Основная часть

 

Глава 1. Влияние внешней среды на деятельность организации:

 

1.1. Понятие внешней среды организации

 

Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. Успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии зависит от того, насколько правильно он проведен[1].

Внешняя среда — это те факторы, которые находятся за предела­ми организации и могут на неё воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерыв­ном движении, подвержена изменениям. Одной из наиболее важных составляющих  успеха организации является ее способность  реагировать и справляться с этими изменениями внеш­ней среды. Вместе с тем эта способность является условием осуществ­ления запланированных стратегических изменений[2]. Меняются вкусы потре­бителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структу­ры, новые технологии революционизируют процессы производ­ства, действуют еще и многие другие факторы.

Среда существования организации делится на две части.

Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, приближает или отдаляет достижение ее целей, а также увеличивает или уменьшает эффективность её работы. Обычно оно включает клиентов, конкурентов, поставщиков, профсоюзы и торговые ассоциации, государственное регулирование и требования муниципальных властей. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять её парамет­рами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть — «дальнее» окружение — включает те факто­ры, которые могут оказывать воздействие на организацию. Это воздействие не прямое, а опосредованное. Например, это изменения в государствен­ной или региональной политике, макроэкономические факторы, требования законодательства, а также социальные и культурные осо­бенности. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но всё же должны отсле­живать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Воздействие этих факторов на организацию труднее вы­являть и изучать, но нельзя игнорировать, поскольку именно они часто определяют тенденции, которые со временем могут повлиять на «ближнее» организационное окружение[3].

 

1.2. Анализ факторов внешней среды

 

Организации следят за внешней обстановкой с целью выявления и использования её благоприятных возможностей для достижения корпоративных целей, при этом избегания угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспек­тиву, составлением перечня возможностей и угроз, которые в даль­нейшем позволят не только использовать благоприятные возможности, но и найти эффективные ответы на вызовы среды. Этот про­цесс называется «анализом факторов внешней среды».

Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, политических, экономических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций[4]. Для этого очень часто назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов. Перед ними ставится специальная задача: следить за различными источниками информации (профессиональные журна­лы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др.). Эти специалисты представляют периодические обзорные док­лады руководству (топ-менеджерам), которое отвечает за организацию исследований факторов внешней среды. В крупных организациях подобная работа ведётся постоянно[5].

После того как собранная информация оценена, возник­шие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими. Их задачей является определение возможностей и угроз и разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показате­лем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации.

Управляющие высшего звена определяют приоритет этих по­казателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации.

Рассмотрим классификацию факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, мо­гут быть разделены на четыре крупные группы:

• политические и правовые;

• экономические;

• социальные и культурные;

• технологические.

Они представляют части комплексного анализа среды, и рас­смотрим последовательно каждую из них[6].

Экономические факторы. Существует много экономичес­ких факторов, которые могут воздействовать на организацию. На­пример, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить нало­гов, и многие другие. На способность организации оставаться при­быльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста[7]. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Ими являются курсы обмена валют, ставка процента, темпы экономического роста, уровень инфляции и другие.

Ставка процента (уровень процентной ставки) в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Организации, которые рассматривают планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий[8].

Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии» высоких ставок процента. В качестве примера можно привести ры­нок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос квар­тир в доме, что влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве инвестора или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации планов организации, а их снижение — новые возможности для развития[9].

Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отноше­нию к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валю­там низка, товары, произведенные в России, относительно недо­роги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то им­порт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностран­ными конкурентами.

Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличива­ются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в при­влекательной области. Снижение темпов экономического роста и. сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.

Инфляция. Организации озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование[10]. Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков экономического роста.

Кроме перечисленных, существуют и другие экономические фак­торы:

                  изменение спроса;

                  тенденции на рынке ценных бумаг;

                  уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста;

                  экономические условия в иностранных государствах;

                  показатели торгового баланса;

                  денежно-кредитная и финансовая политика;

                  структура потребления и ее динамика;

                  динамика ВНП;

                  ставки налогов[11].

Различные научные, общественные и частные организации составляют экономические прогнозы для оказания помощи кор­порациям в анализе экономических факторов, влияющих на их деятельность. Экономическое прогнозирование, то есть попытка оце­нить будущую экономическую обстановку для организации, осуществляется с помощью набора методов прогнозирования, кото­рые варьируются от индивидуальных экспертных заключений до чрезвычайно сложных экономических моделей. Различаются количественные и субъек­тивные методы оценки[12].

Субъективные методы включают «интуитивное» или индивидуальное мнение эксперта или группы экспертов. Однако имеется целый ряд количественных методов для построения макроэкономических прогнозов, в том числе:

                  регрессионные модели. Статистический метод для определения наибольшего соответствия между прогнозируемой переменной и другими переменными;

                  анализ временных рядов. Этот метод предполагает исследование прошлых тенденций на протяжении определенного периода времени и использует их для прогнозирования дальнейших действий в будущем;

                  экономические модели. Этот метод состоит из регрессионных уравнений, которые описывают случайные отношения[13].

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздей­ствие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в дру­гих товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Подтверждением этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на кото­рую некоторые организации ответили применением перерабаты­ваемой упаковки и отказом от использования в производстве хло­ристых фторуглеводородов[14].

Можно перечислить основные социально-культурные факто­ры, с которыми организации сталкиваются чаще всего:

Информация о работе Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации