Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:58, курсовая работа
Объектом исследования является внешнеторговая политика Республики Казахстан.
Основным предметом исследования является внешнеторговая политика. Следовательно основной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и инструменты внешнеторговой политики;
- проанализировать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики……………………………………………………………………………....5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики……………………………….5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики……………………………8
1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики…………………………...9
Глава 2. Влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала Республики Казахстан…………………………………………………….12
2.1 Обзор внешнеторговой политики Республики Казахстан………………..…....12
2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала….14
Глава 3. Направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан………………………………………………………………………………16
3.1 Достижения и просчеты внешнеторговой политики Республики Казахстан ………………………………………………………………………………………….163.2 Перспективы развития внешнеторговой политики Республики Казахстан…..17
Заключение…………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………...21
Приложения…………………………………………………………………………...23
Сюда можно отнести
вопросы внедрения
В настоящее время, Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира. Торгово-экономические соглашения заключены более, чем с 50 странами, с большинством, из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования.
В 2010 году также основным торговым партнером Казахстана являлись страны ЕС, Россия и Китай. Основными покупателями казахстанских товаров являются страны ЕС (51,4%, 30,8 млрд. долларов США), Китай (16,9%, 10,1 млрд. долларов США) и Россия (9%, 5,4 млрд. долларов США)[7].
Со странами СНГ установлен режим свободной торговли, продолжается работа по углублению интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, ШОС, ЦАРЭС и др.
Со странами Белоруссией и Россией заключен Таможенный союз.
На сегодня в рамках
таможенного союза ратифицирова
с 1 января 2010 года страны Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику. В этих целях:
Необходимо так же отметить, что с момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6% (19,1 млрд. долларов США) и составил 90,6 млрд. долларов США[8].
Сальдо внешней торговли 2010 года – положительное и составляло 29 млрд. долларов США, что в два раза превышает показатель 2009 года[9].
Рост объема внешней торговли Казахстан сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4% и увеличения импорта на 8,4%. Тем самым, по сравнению с 2009 годом в Казахстане в 2010 году наблюдался рост внешнеторгового оборота на 24,3%. Его показатель достиг 89млрд.долларов[9].
При этом отметим, что рост экспорта произошел вследствие увеличения в 2010 году цен основных экспортных статей (нефть и черные металлы).
Так, средняя цена на нефть увеличилась на 38,8% (с 394,6 долларов США за тонну до 548 долларов США за тонну), при этом средняя цена на ферросплавы увеличилась на 24%, стальной прокат – 31,8%[10].
В целом, на основании представленных данных можно констатировать, что внешнеторговая деятельность республики направлена в основном на экспорт. Экспорт продуктов растительного происхождения осуществляется в основном в страны СНГ (63,5%), а также в Турцию (7,7%), Индию (5,4%) и Афганистан (5,2%). Что касается экспорта драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов, то основными импортерами казахстанской продукции являются Великобритания (17,2%), Германия (20,2%), Швейцария (31%), Республика Корея (12,6%) и ОАЭ (9,6%)[11].
В структуре импорта
преобладает ввоз сырья, это означает,
что в некоторых отраслях отсутствует
сырьевая база, то есть казахстанские
производители вынуждены
2.2 Влияние
внешнеторговой политики на пот
В условиях вхождения Казахстана в мировое пространство, он был вынужден адаптироваться в тактических приемах и стратегии осуществления торговой политики, подключения арсенала экономических инструментов. Однако при переходе на стадию сбалансированной экономики, не произошло изменений в структуре экспорта республики, которая по-прежнему относится к разряду сырьевых, о чем свидетельствует интенсивный рост доли сырья, полуфабрикатов и продовольствия, превысившей 80% от общего объема; кризис неплатежей, в котором уже несколько лет пребывает Республика Казахстан, сделал выгодной ориентацию экспортных производств на внешний рынок в целях получения стабильных доходов. В итоге внутренний спрос экономики, отнесенной к разряду второго порядка, обусловил остаточный принцип его удовлетворения. Об этом свидетельствует срыв ритмичности работы многих производств из-за отсутствия сырья.
В предыдущие годы Республика
Казахстан проводила
Десятилетняя практика осуществления внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, и в нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу. Первая Государственная программа стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой регулирования межреспубликанской внешней торговли сохраняла систему госзаказов и практически за государством сохранялась функция контроля внешнеэкономической деятельности субъектов рынка. Принятые законы того периода частично способствовали решению таможенных реформ и ценообразования. Вступление республики в стадию спада производства и инфляционных процессов обусловило необходимость принятия антикризисной программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным было бы считать, что это дало начало становлению государственной стратегии во внешней торговле. Элементы реформы были направлены на исключение монополии государства и передачу хозяйствующим субъектам операций по внешнеэкономической деятельности. Монополия сохранялась лишь на экспорт стратегических товаров.
В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины на импорт предметов роскоши и ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы, Нормализации внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.
Необходимо отметить, что по истечении пяти лет независимости в республике стала проводиться политика, учитывающая национальные интересы. Анализируя принятые государственные программы, начиная с 1991г. можно отметить, что первый этап реформирования торговой политики характеризуется отсутствием целостной концепции преимущественно основан на применении жестких административных регуляторов. Так, в 1992г. экспортному лицензированию подвергалось более 100 наименований товаров, в следующие два года 61 и 35 соответственно. Экспортные же квоты охватывали перечень более 90 товаров которые за аналогичный период снизились до 34, а затем до 7. Это в основном, нефть, газ, черный и цветной металлы уголь железные сплавы[12].
Второй этап в становлении
внешнеторговой политики Республики Казахстан
отличается постепенным переходом
от жесткого контроля со стороны государства
внешнеэкономической
Третьим этапом можно
назвать опыт торговой политики 1999-2001
годов поскольку к данному
периоду были отменены большая часть
экспортных квот, импортные лицензии,
сокращена монополизация в
3 НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Достижения и просчеты внешнеторговой политики Республики Казахстан
Отношение общества к вступлению Казахстана в ВТО было неоднозначно. Сторонники ВТО перечисляют возможные выгоды от вхождения в эту международную организацию, противники пугают грядущими бедами.
К позитивным факторам вступления в ВТО относятся:
- расширение доступа казахстанским товарам на рынки стран - членов ВТО. Предоставление Казахстану со стороны стран - членов ВТО таких же прав, которые имеют все остальные торговые партнеры. В частности, к товарам, экспортируемым из республики, не должны применяться количественные ограничения, существующие в настоящее время, а также несправедливые антидемпинговые пошлины и иные меры дискриминационного характера;
- создание внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам;
- содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность;
- расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров;
- стимулирование экономического роста на основе расширения торговли в долгосрочном плане;
- использование механизма по урегулированию споров ВТО, что особенно актуально для малых стран в их торговых спорах с более крупным партнером;
- справедливый принцип голосования в ВТО: "одна страна - один голос"; участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе посредством голосования в принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу.
Однако можно с уверенностью утверждать, что позитивный эффект от вступления Казахстана в ВТО будет заметен не сразу, а в перспективе.
К негативным факторам вступления в ВТО относятся:
- усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения наиболее чувствительных секторов экономики. Это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, отдельных секторов сферы услуг;
- более ограниченные возможности по введению новых мер регулирования сферы торговли товарами и услугами, в вопросах государственной поддержки и субсидирования отдельных видов производств;
- невозможность использования количественных ограничений в торговле, за исключением специальных случаев;
- превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров.
В целом оценку позитивных и негативных факторов можно произвести только в результате анализа всех конкретных условий присоединения. Речь в первую очередь идет о тарифах на импортируемые товары, обязательствах по услугам.
3.2 Перспективы
развития внешнеторговой
На сегодняшний день экономика Казахстана достигла высокой степени открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном разделении труда, во-вторых, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, кроме того, увеличились объемы внешней торговли.
Вместе с тем, во внешней торговле все еще имеются некоторые проблемы, связанные с преодолением сырьевой направленности казахстанского экспорта, барьерами со стороны основных торговых партнеров, низкой долей продукции обрабатывающих отраслей промышленности в структуре экспорта, отсутствием системы продвижения и поощрения экспорта товаров и слабый менеджмент на предприятиях, имеющих экспортоориентированный потенциал, прохождением процедуры получения отечественными экспортерами сертификатов соответствия международным стандартам.
Для решения вышеназванных проблем на постоянной основе проводится активная работа в области развития внешнеторговой деятельности направленная на защиту внутреннего рынка при импорте товаров, обеспечение роста и диверсификации экспорта.
Так, для оказания поддержки казахстанским экспортерам на постоянной основе ведется работа по урегулированию внешнеторговых споров, ограничивающих доступ казахстанских товаров на внешние рынки.
В целях развития экспорта
казахстанских товаров