Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Все предприятия испытывают влияние внешней среды, которая является источником, питающим его ресурсами.
Глава 1 Характеристики внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Внешняя среда
1.1.1 Характеристики внешней среды
1.2 Внутренняя среда
1.2.1 Характеристика внутренней среды
Заключение 1 главы
Глава 2 Микро- и макросреда предприятия, влияние их основных факторов на деятельность предприятия
2.1 Основные факторы микросреды
2.1.1 Предприятие
2.1.2 Поставщики
2.1.3 Маркетинговые посредники
2.1.4 Клиенты
2.1.5 Конкуренты
2.1.6 Контактные аудитории
2.2 Основные факторы макросреды
2.2.1 Демографическая среда
2.2.2 Экономическая среда
2.2.3 Природная среда (Экологические факторы)
2.2.4 Научно-техническая среда
2.2.5 Политическая среда
2.2.6 Культурная среда
2.2.7 Международная среда
Заключение 2 главы
Глава 3 Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия на примере ОАО «Татнефть»
3.1 Общие сведения об организации
3.2 Место компании в отрасли
3.3 Влияние микро- и макро среды на предприятие
Заключение
Приложение
Список использованной литературы и ресурсов Интернета
· Фирмы-специалисты по организации товародвижения помогают предприятию создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к их очередному месту назначения. В число транспортных фирм входят железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт и прочие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое.
· Агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки.
· К числу кредитно-финансовых
учреждений относятся банки, кредитные,
страховые компании и прочие организации,
помогающие предприятию финансировать
сделки и/или страховать себя от риска
в связи с покупкой или продажей товаров.
Большинство компаний и клиентов не могут
обойтись без помощи кредитно-финансовых
учреждений при финансировании своих
сделок. Серьезное влияние на эффективность
маркетинговой деятельности компании
могут оказать повышение стоимости кредита
и/или сокращение возможностей кредитования.
С учетом этого компании необходимо наладить
прочные связи с наиболее важными для
нее кредитно-финансовыми учреждениями.
2.1.4 Клиенты
Предприятию необходимо
тщательно изучать своих
· Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
· Рынок производителей - организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения.
· Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
· Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается (оптовые покупатели продукции для государственных нужд).
· Международный
рынок - покупатели за рубежами страны,
включая зарубежных потребителей, производителей,
промежуточных продавцов и государственные
учреждения.
2.1.5 Конкуренты
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Любая организация сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:
· Функциональные конкуренты, т.е. желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить (купить транспортное средство или стереосистему).
· Товарно-родовые конкуренты, т.е. другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (купить мотоцикл или велосипед).
· Товарно-видовые конкуренты, т.е. прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя (купить трехскоростной или пятискоростной велосипед).
· Предметные конкуренты, различные марки одного и того же товара.
Современные исследователи выделяют три уровня конкуренции:
· Уровень ключевых компетенций - возможность создавать новые виды бизнеса за счет творческого комбинирования навыков и умений (технологии + обучение + распространение информации).
· Уровень ключевых продуктов - возможность быть лидером в разработке новых функциональных характеристик и в скорости разработки продукции.
· Уровень готовых продуктов - конкуренция по цене, издержкам и ощутимому качеству (показателям функционирования), борьба за рыночную долю на сложившемся рынке.
Способность быть стабильно в чем-то лучше конкурентов в глазах потребителя называют конкурентным преимуществом. Различают:
· Преимущества низкого порядка: дешевая рабочая сила, дешевые материальные ресурсы, дешевые здания и оборудование, дешевые финансовые ресурсы, льготно низкие цены приобретения товара для перепродажи и др.
· Преимущества
высокого порядка: уникальная продукция,
уникальная технология, уникальные специалисты,
уникальные связи, уникальные ресурсы,
знаменитый брэнд.
2.1.6 Контактные аудитории
В состав маркетинговой
среды входят и различные контактные
аудитории предприятия. Контактные
аудитории - это организации, проявляющие
реальный или потенциальный интерес
к предприятию или оказывающие
влияние на его способность достигать
поставленных целей. Это финансовые
круги (банки, инвестиционные компании,
фондовая биржа, акционеры), средства информации,
различные государственные
· Благотворная аудитория - группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например, жертвователи).
· Искомая аудитория - та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации).
· Нежелательная аудитория - группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, гринпис).
Любая организация
действует в окружении
1. Финансовые круги. Оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки, инвестиционные компании, акционеры.
2. Контактные аудитории средств информации: организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. В первую очередь это газеты, журналы, радиостанции и телецентры.
3. Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере.
4. Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, принятые предприятием, могут вызвать вопросы со стороны организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и т.п.
5. Местные контактные аудитории. Любая организация имеет дело с местными контактными аудиториями, такими, как окрестные жители и общинные организации.
6. Широкая публика. Предприятию необходимо придирчиво следить за отношением широкой публики к своим товарам и своей деятельности. И хотя широкая публика не выступает по отношению к фирме в виде организованной силы, образ фирмы в глазах публики сказывается на ее коммерческой деятельности.
7. Внутренние
контактные аудитории. К внутренним контактным
аудиториям организации относятся ее
собственные рабочие и служащие, добровольные
помощники, управляющие, члены совета
директоров. Когда рабочие и служащие
хорошо настроены по отношению к собственному
предприятию, их позитивное отношение
распространяется и на другие контактные
аудитории.
2.2 Основные факторы макросреды
Предприятия и
его поставщики, маркетинговые посредники,
клиенты, конкуренты и контактные аудитории
функционируют в рамках более
обширной макросреды сил, которые либо
открывают новые возможности, либо
грозят организации новыми опасностями.
В макросреде предприятия действует
значительно большее количество
факторов, чем в микросреде. Им свойственна
многовариантность, неопределенность
и непредсказуемость последствий.
2.2.1 Демографическая среда
Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенными демографическими тенденциями могут являться: мировой демографический взрыв (когда народонаселение растет «взрывными» темпами), снижение рождаемости, старение населения, миграция населения, повышение образовательного уровня и др.
Снижение рождаемости
уменьшает потребность в
2.2.2 Экономическая среда
Общий уровень
покупательной способности
2.2.3 Природная среда (Экологические факторы)
Для природной
среды характерны: дефицит некоторых
видов сырья, вздорожание энергии
и усиление вмешательства государства
в процесс рационального
· Дефицит некоторых видов сырья. Например, серьезная проблема возникает в связи с истощением таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые, а также с использованием возобновляемых ресурсов, таких как лес и др.
· Удорожание энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с одним из невозобновляемых видов природных ресурсов - нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике.
· Рост загрязнения
среды. Промышленная деятельность почти
всегда наносит вред состоянию природной
среды (отходы химических и ядерных производств,
опасный уровень содержания ртути в водах
морей и океанов, содержание химических
загрязнителей в почве и продуктах питания,
а также засорение среды бутылками, изделиями
из пластмасс и прочими упаковочными материалами,
не поддающимися биохимическому разложению
и др.).
2.2.4 Научно-техническая среда
Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Техническая и
прикладная наука оказалась, пожалуй,
наиболее драматичной силой, определяющей
людские судьбы. Научно-технический
комплекс породил такие чудеса, как
пенициллин, операции на открытом сердце.
Он же одарил мир и такими ужасами,
как водородная бомба, нервно-паралитический
газ, автомат. Породил он и такие противоречивые
блага, как автомобиль, телевидение. Отношение
к научно-техническому комплексу зависит
от того, восхищается ли человек его чудесами
или скорее поражается его грубыми промахами.
Любое научно-техническое новшество чревато
крупными долговременными последствиями,
которые не всегда удается предвидеть.
Фирмы должны внимательно следить за ведущими
тенденциями в рамках научно-технического
комплекса.
2.2.5 Политическая среда
На производственной
и социальной деятельности предприятия
определенно сказываются
2.2.6 Культурная среда
Люди растут
в конкретном обществе, которое формирует
их основные взгляды, ценности и нормы
поведения. Почти не осознавая того,
они воспринимают мировоззрение, определяющее
их отношение к самим себе и
взаимоотношения друг с другом. На
принятии маркетинговых решений
могут сказаться следующие
Информация о работе Внешнеэкономическая среда и ее влияние на функционирование предприятия