Возникновение научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание

Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем стали возникать и осознаваться другие проявления социального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше испытывал влияние своеобразной управляющей силы, становился социально организованным, а значит, возникала возможность подчинить общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта возможность становилась реальностью благодаря формированию все более и более сложных социальных механизмов управления.

Содержание

1. Роль управления в развитии человека и общества.
2. Управленческие революции в истории человечества.
3. Теория управления.
4. Основные понятия управления.
5. Возникновение научного менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение научного менеджмента.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

Для изучения закономерностей возникновения и функционирования управленческих отношений в социальных системах различного уровня применяются разнообразные методы, как общенаучные, так и специальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные понятия управления.

Что же такое управление? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического  менеджмента, управление – это  процесс планирования, организации,  мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и реализовать цель (цели) организации.

2. С позиции системного  анализа, управление – это  наука и искусство принятия  решений. Процесс управления –  это последовательное осуществление  выработки и принятия решений,  организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.

З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации  такого целенаправленного воздействия  на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения, управление – это государственное  правовое регулирование с помощью  законов.

5. С позиции политологии,  управление – это управление  обществом, страной, государством: недаром слово «политика» означало в древнегреческом языке искусство управлять гражданами, государством.

Существует немало других подходов, отражающих разнообразие отношения  к управлению. К примеру, Ф.Тейлор – основатель школы научного управления – определял управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. По мнению В.Н.Иванова, управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. В.И. Куценко определяет управление как процесс осознания и организации решения назревших проблем. Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации.

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять  армией, предприятием, производством  – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Итак, управление – это процесс  непрерывного и целенаправленного  воздействия на объект с целью  достижения необходимых результатов. Управление включает три аспекта:

а) институциональный – «кто»  «кем» управляет;

б) функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

в) институциональный – «чем»  осуществляется управление.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего определяют как целенаправленный процесс планирования и организации предприятия или  учреждения в целях координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для достижения конкретных задач. Это понятие характеризует основы управления фирмой, производственным коллективом и т.п. с точки зрения искусства современного управления и, соответственно, менеджмент является одним из направлений науки управления, наряду с государственным, социальным, муниципальным, экономическим, политическим управлением. Следовательно, понятие управления по своему смыслу шире понятия «менеджмент» и они соотносятся как часть и целое.

Менеджмент – молодая и интересная дисциплина, со всем недавно пришедшая  в нашу страну с Запада, почти  одновременно с переходом к рыночной экономике. В начале и середине 90-х  годов этот термин привился и стал настолько популярен, что «менеджерами» и «менеджментом» стали называть чуть ли не все и всех, кто имеет хотя бы косвенную связь с предпринимательским делом.

Менеджеры – это управленцы, действующие  в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т.п. Главная обязанность менеджера состоит в создании среды и условий, в которых его подчиненные смогут выполнять свою работу настолько эффективно, насколько позволяют их способности. А сам менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь, и мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

Многие ученые рассматривают менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента. Действительно, принятие решений –  важная составляющая менеджмента, необходимая  при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит и воздействие принимающих решения на тех, кто их реализует.

В любом случае менеджмент не может  обходиться без применения научных  методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют  большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.

5.Возникновение научного менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США  в начале ХХ века. Этому способствовал  целый ряд факторов, среди которых  следует отметить демократичность  страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). Он рано включился в общественную и научную жизнь страны. В те годы промышленным центром США считалась Филадельфия, которая бурлила от всевозможных движений реформаторов и разнообразных дискуссий и идей по обновлению промышленности. Одну из групп составляли профессиональные инженеры, недовольные ролью менеджеров, особенно мастеров, которым передоверяли всю власть над людьми и техникой. Они выдвинули свой альтернативный проект - так называемую «машинную модель», суть которой сводилась к тому, что управление предприятием должно быть таким же точным и прогнозируемым, как конструирование машины.

Другие - это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или  консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений  рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

Эти течения оказали  разное влияние на Ф. Тейлора. Начав жизнь с простого рабочего - ученика в механической мастерской, он вырос до главного инженера завода.

Уйдя из компании он пропагандирует «научный менеджмент», открывает собственную  консультативную фирму, становится держателем акций крупных компаний. Свое состояние в 10 тыс. долларов он увеличил к 1910 году до 900 тыс.

Первоначально сам Тейлор называл свою систему «системой  заданий» или «управлением посредством  заданий». Понятие «научное управление»  впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс, представлявший интересы фирм- отправителей грузов в конфликте с железнодорожными компаниями. С этого времени и сам Тейлор широко пользуется понятием «научное управление». Он полагал, что «управление - это подлинная наука опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». Он исходит из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем решительно видам социальной деятельности. На смену расплывчатым и противоречивым принципам управления, предлагавшимися его предшественниками, Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:

1. Создание научного  фундамента, заменяющего собой старые, грубо практические методы работы, научное исследование каждого  отдельного вида трудовой деятельности;

2. Отбор рабочих и  менеджеров на основе научных  критериев, их тренировка и  обучение. Сейчас это обозначается терминами «профотбор, профконсультирование и профобучение»;

3. Сотрудничество администрации  с рабочими в деле практического  внедрения НОТиУ; 

4. Равномерное и справедливое  распределение обязанностей (ответственности)  между рабочими и менеджерами.

Великой заслугой Тейлора  явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов  управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые  примеры.

Он хронометрировал  операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.

Ф. Тейлор придавал большое  значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных  конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний  вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии погрузить за день больше, если будет пользоваться лопатой вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно применять около 15 типов лопат. Все это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось от 400 до 600 человек.

Второй принцип Тейлора  утверждает, что в обязанности  руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и специализировать этих людей для работы в нужном направлении. До Тейлора новые рабочие перенимали нужные навыки у старых рабочих. Руководство не считало подготовку персонала своей законной функцией. Сам Тейлор не считался специалистом в использовании методов отбора, кроме подбора рабочих для работ, требующих определенных физических характеристик, особенно физической силы и выносливости. Поэтому не приходилось говорить об использовании систематизированных, научно обоснованных методов отбора. Психологические методы отбора рабочих были разработаны в 1913 году.

Подготовка рабочих  для выполнения работы установленным  образом была составной частью научного управления. Фактически, без подготовки попытки улучшить работу будут напрасными. Один из последователей Тейлора Г. Гантт в работе, представленной американскому обществу механиков в 1908 году, высказал идею об использовании инструктора для подготовки каждого рабочего предписанным методом. Однако его идея о том, что руководство должно учредить официальные программы подготовки, не получила широкого распространения до 1930 года. Это можно объяснить отсутствием полных знаний в отношении методов подготовки, а также тем, что руководство просто не придавало значения потенциальным преимуществам подготовки.

Обычно полагают, что  труд - естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек  умеет работать, но не желает по тем  или иным причинам работать лучше. К  тому же подговаривает к этому  других. Явление «рестрикционизм» или сейчас это называют «работа с прохладцей» (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабочий с груженной тачкой и без. С груженной тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень - большое зло, но еще более серьезная болезнь - систематическая РСП, умышленная медлительность.

Одним из принципов научного управления является разделение планирования и выполнение, которое представлено в вышеприведенном четвертом принципе Тейлора «руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие...» Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих. Это предложение Тейлора реализовывалось в том, что торгово-промышленные фирмы учреждают планирующие отделы, которые занимаются разработкой ежедневных инструкций для рабочих. Однако Тейлор на этом не останавливается и предлагает концепцию функционального руководства группой рабочих. Тейлор рассматривает традиционные функции старшего рабочего (руководителя группой) как состоящие из действий планирования и контроля. Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые подготовлены во всех аспектах функции планирования. Он выделяет четыре различные подфункции, которые должны выполняться различными чиновниками. Действия, связанные с контролем, выполнялись бы также четырьмя различными людьми.

Таким образом, функциональное руководство группой использует определенный опыт восьми наблюдателей. Можно допустить, что производительность рабочего должна повыситься, т. к. ни сам  рабочий и ни один из старших рабочих  не в состоянии быть специалистом во всех восьми подфункциях. В то же время тот, кто пытается следовать инструкциям восьми различных специалистов, вряд ли сумеет выполнить требования каждого из них. Предлагаемая схема не нашла своего применения в промышленности. Вместе с тем следует признать, что функция планирования производства существует в современной промышленности.

Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Рабочие, производящие продукции больше, чем дневная стандартная норма, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму.

Информация о работе Возникновение научного менеджмента