Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:03, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Развитие
кризиса Бреттон-Вудской
Таблица 2.
События 1971 года и развал
Бреттон-Вудской системы
|
События |
Январь-
|
Вывоз капиталов
из США начал оказывать давление
на
|
|
Явный дефицит
американских официальных резервов
|
|
Германия, а
в след за ней и остальные страны
Европы
|
|
Переход европейских
валют в свободное плавание по
|
Июнь-июль |
Увеличение дефицита торгового баланса и нехватки
|
15 августа |
Президент США Никсон объявил об отмене
|
28 августа |
|
15 сентября | На встрече
министров финансов десяти ведущих
стран не
|
17-18 декабря |
|
Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование.
После продолжительного
переходного периода, в течение которого
страны могли испробовать различные модели
валютной системы, начала образовываться
новая МВС, для которой было характерно
значительное колебание обменных курсов.
2.2 Предпосылки, условия и особенности развития МВС на современном этапе.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1
– выравнивание темпов
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение
возможностей для проведения
независимой внутренней
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1.
Система полицентрична, т.е.
2.
Отменен монетный паритет
3.
Основным средством
4.
Не существует пределов
5.
Центральные банки стран не
обязаны вмешиваться в работу
валютных рынков для
6.
Страна сама выбирает режим
валютного курса, но ей
7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. [7,с.128]
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:
1 – курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны.
2 – курс национальной валюты фиксируется к СДР.
3
– «корзинный» валютный курс.
Курс национальной валюты
4
– курс, рассчитанный на основе
скользящего паритета. Устанавливается
твердый курс по отношению
к базовой валюте, но связь
между динамикой национального
и базового курса не
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. [7,с.139]
Смешанное плавание
также имеет ряд
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.
Важную роль
играют специальные права
Участниками системы
СДР могут быть только страны-члены
МВФ. Однако членство в Фонде не означает
автоматического участия в
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
Вопреки
замыслу СДР не стали эталоном
стоимости, главным международным
резервным и платежным
В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.
Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.
Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. [9,с.101 ]Объясняется это рядом обстоятельств:
А)
со времен Бреттон-Вудской валютной
системы сохранились
Б)
альтернативные к доллару, признанные
всеми резервные и
В) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.
Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики.
Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.
На
фоне многочисленных проблем, связанных
с колебанием валютных курсов, особый
интерес в мире вызывает опыт функционирования
зоны стабильных валютных курсов в Европе,
который позволяет входящим в эту валютную
группировку странам устойчиво развиваться,
невзирая на проблемы, возникающие в мировой
валютной системе. В ответ на нестабильность
Ямайской валютной системы страны ЕЭС
создали собственную международную (региональную)
валютную систему в целях стимулирования
процесса экономической интеграции. [10,с.189]
Заключение.
Международная валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. Основными конструктивными элементами МВС являются мировой денежный товар и международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации и межгосударственные договоренности.