Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:51, контрольная работа
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти. Наша цивилизация динамична. Любое развитие требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем. Просчеты в этой области имеют серьезные последствия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ………...5
2 РЕФОРМА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ…….....8
3 ЦЕЛЕВАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛИ ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГЕТИКИ И КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИИ…………………………………………………………....12
4 ОЦЕНКА ПРОВОДИМОЙ РЕФОРМЫ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ…………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….21
Исходя из содержания указанных документов, структура экономических отношений в электроэнергетическом комплексе будет выглядеть следующим образом.
Переходный период (2003 - ориентировочно конец 2007 гг.). Данный период необходим с целью отработки рыночных механизмов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике и обеспечения последовательного перехода от существующей системы административной регуляции к формированию конкурентной среды. В данный период изменения в отрасли протекают по следующим основным направлениям:
1. Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению видов деятельности.
В переходный период произошло полное разделение потенциально конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в электроэнергетике путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате было достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности.
2. Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование и тарифное регулирование.
В этот период реализация электроэнергии на оптовом рынке осуществляется как по регулируемым тарифам, так и по свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, определены Правительством.
3. Замена тарифного регулирования механизмами свободного ценообразования.
С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в силу правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и розничных рынков. В результате на оптовом рынке начинает действовать механизм формирования равновесных цен в рамках ценовых зон, границы которых определяются Правительством.
По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор). Государственное регулирование сохраняется по отношению к следующим объектам:
• регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;
• регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности;
• регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой системы;
• регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;
• регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
• регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
4. Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.
С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией.
5. Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции надёжное энергоснабжение потребителей.
Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение будет содействовать формирование системы гарантированной поставки. Таким образом, в частности, в течение трех лет с момента окончания переходного периода будет гарантирована возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на оптовом рынке.
3 ЦЕЛЕВАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В 2008г.
Предполагается, что к середине 2008 г. будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. В этом же 2008 г. году закончатся основные преобразования, начатые РАО «ЕЭС России» в 2006 г. (выделение компаний из РАО «ЕЭС России»), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО «ЕЭС России» в выделенных компаниях. В 2008 г. должна быть обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения. [7]
В итоге реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и других предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности:
1. Инфраструктурные организации.
Организация по управлению Единой национальной электрической сетью - Федеральная сетевая компания (ФСК) – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
Второй инфраструктурной организацией является Системный оператор, который осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд.
Третьим и последним типом инфраструктурных организаций являются Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
2. Генерирующие компании.
Оптовые генерирующие компании (ОГК) со средней установленной мощностью около 9 ГВт, созданные на базе крупных тепло - и гидрогенерирующих активов, являются наиболее крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. Уже созданы семь оптовых генерирующих компаний: шесть ОГК сформированы на базе теплогенерирующих активов (ТЭС), одна Гидро-ОГК - на базе гидрогенерирующих активов (ГЭС). В целях ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу, Гидро-ОГК - преимущественно по каскадам ГЭС.
Помимо ОГК, созданных на базе активов холдинга РАО «ЕЭС России», на рынке также будут действовать производители электроэнергии на базе атомной генерации.
Территориальные генерирующие компании (ТГК) – это компании, созданные на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК), укрупненные по региональному признаку. Все четырнадцать ТГК, в отличие от ОГК, обладают разной установленной мощностью, которая варьируется от 1 до 11 ГВт. Ряд ТГК, помимо генерирующих станций, будет также включать активы тепловых сетей и котельных. Кроме того, возможна интеграция с муниципальными предприятиями в сфере теплоснабжения. ТГК также могут впоследствии иметь в своем составе сбытовые подразделения, образуемые в порядке диверсификации бизнеса в целях финансового хеджирования при колебаниях цен на рынке электро - и теплоэнергии.
3. Сбытовые компании.
В результате реорганизации АО-энерго созданы сбытовые компании, которые, как предполагается, будут исполнять функции гарантирующих поставщиков. В случае неприсвоения данным компаниям статуса гарантирующего поставщика, они будут заниматься конкурентной сбытовой деятельностью. Конкурентные сбытовые компании будут также создаваться независимыми организациями и будут осуществлять деятельность по продаже электроэнергии конечным потребителям.
4. Сервисные и научно-проектные организации.
Целевая структура электроэнергетической отрасли в сфере сервисных видов деятельности, науки и проектирования сформирована еще к 2005 году, посредством продажи пакетов акций соответствующих предприятий, входивших ранее в холдинг РАО «ЕЭС России». В целевой структуре будут функционировать рынок услуг, участниками которого будут являться независимые ремонтные и сервисные компании, действующие также в других отраслях (в том числе металлургии, машиностроении, нефтяной и газовой промышленности).
5. Рынки электроэнергии.
Авторы реформы отмечают, что необходимость и эффективность централизованного ведения режимов обуславливают формирование единого, централизованного оптового рынка электроэнергии на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях). Оптовый рынок основан на коммерческих, свободных и конкурентных отношениях по купле-продаже между продавцами и покупателями электроэнергии. Через этот рынок торгуются все объемы электроэнергии, произведенные на указанных территориях. Все поставщики электроэнергии должны участвовать в рынке и предоставлять всю рабочую мощность принадлежащих им генерирующих агрегатов. Покупателями электроэнергии на оптовом рынке являются любые конечные потребители и энергосбытовые компании, отвечающие требованиям по минимальному объему покупки электроэнергии, а также гарантирующие поставщики.
Конкурентный розничный рынок электроэнергии должен иметь следующие основные черты: свободно устанавливаемые нерегулируемые цены; право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам.
Таким образом, как полагают авторы реформы, в 2008 г. электроэнергетика России будет иметь новую целевую структуру, участники которой будут функционировать в условиях конкурентных оптового и розничного рынка электроэнергии. Также предполагается, что с 01 июля 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование.
4 ОЦЕНКА ПРОВОДИМОЙ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Как было отмечено выше, в результате проводимой реформы будут созданы самостоятельные компании, отдельно по производству электроэнергии и ее передаче: оптовые генерирующие компании, федеральная и региональные сетевые компании, федеральный системный оператор, а также региональные (территориальные) генерирующие компании, куда войдут региональные ТЭЦ и мелкие станции.
Снижение цен на рынке электроэнергии. Авторы реформы считают, что крупные электростанции, объединенные по группам в семь оптовых генерирующих компаний, станут конкурировать между собой, и тогда возникнет рынок электроэнергии со свободным ценообразованием, и цены начнут снижаться. Между тем, исследователи полагают, что на самом деле конкуренция не возникнет в принципе, а цены на электроэнергию в результате реформ повысятся, в том числе благодаря сговору продавцов. [8] Таким образом, можно предположить, что на свободном рынке, кроме низкого платежеспособного спроса, никаких барьеров для роста цен не окажется.
Конкуренция на рынке электроэнергии. Как уже отмечалось, оптовые генерирующие компании организованы по экстерриториальному принципу, то есть электростанции из одной и той же ОГК находятся в разных точках страны – это наглядно видно на «Карте расположения станций ОГК». [6] Разместив, таким образом, в каждом регионе станции нескольких компаний, авторы реформы полагают возможным перейти к свободным рыночным отношениям с потребителями.
Конкуренция в этой сфере наблюдается в основном между транснациональными корпорациями, а монополизация соответствующих сегментов внутренних рынков становится объективно неизбежной. Таким образом, можно резюмировать, что в России в результате непродуманного акционирования электроэнергетики в 1992-93 гг. «выпустили джинна из бутылки с наклейкой «Министерство энергетики», и он превратился в многоголовую гидру. Каждая голова гидры присосалась к своему региону и требует персонального тарифного подношения. Так что бывшая естественная монополия выродилась во множество обычных монополий на местах с произвольным установлением для них тарифов, разнящихся по стране в 3-4 раза. «Реформа» электроэнергетики позволит директивно, простым делением, увеличить в каждом регионе число голов гидры. Причем декларируемой конкуренции между ними не возникнет как из-за отсутствия в большинстве регионов избыточных мощностей, так и вследствие различия технологических возможностей электростанций, включая различную скорость регулирования их мощности и ограничение по экономическим соображениям дальности передачи электроэнергии». [4]
Привлечение инвестиций. По мнению авторов реформы, конкуренция и рынок электроэнергии необходимы для привлечения инвестиций в отрасль. Однако, несомненно, что организационное расчленение Единой энергетической системы ведет к потере ее прежних системных свойств и качеств, и, как следствие, к существенному снижению инвестиционной привлекательности постреформенных компаний, которые будут принадлежать разным собственникам. При этом инвестиционная привлекательность таких вновь образованных из РАО «ЕЭС России» компаний окажется ниже их нынешней в составе данного холдинга еще по одной причине. В результате реформирования были упразднены региональные АО-энерго, в связи с чем, повсеместно исчезли «классические» ответственные поставщики электроэнергии, что увеличивает риски для инвесторов. Полноценно ответственным, то есть гарантирующим, поставщиком объективно может быть только лицо, владеющее всем комплексом средств электроснабжения, обеспечивающих производство, передачу и распределение электроэнергии, то есть конечный результат. Очевидно, что сбытовые компании или региональные сетевые компании, которые должны выполнять функции гарантирующих поставщиков по замыслу реформы, полноценно этим критериям не соответствуют.
Информация о работе Выбор политики реформирования энергокомпаний