Автор работы: Екатерина Волжанская, 02 Июля 2010 в 17:36, практическая работа
программированное задание по стратегическому менеджменту
Бутурлинское районное потребительское общество является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданное на территории Бутурлинского района на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Факторы и вопросы | Ранг важности | прогноз | |||
2010 | 2015 | 2020 | |||
1.Тенденции развития отраслей социальной сферы (регион)? | 7 | +10% | +10% | +10% | |
2.Будут ли меняться социальные ценности в обществе? | 4 | +30% | +40% | +30% | |
3.Какое влияние на отрасль ожидается от научных изобретений? | 2 | +5% | +5% | +7% | |
4.Каковы
темпы ухода старых видов |
3 | 0% | 0% | 0% | |
5.Как
может повлиять развитие |
1 | +2% | +3% | +5% | |
6.Какова
тенденция подготовки |
5 | -2% | -1% | 0% | |
7.Оценка
процентной ставки и |
6 | Доступность | |||
мала | средняя | высокая |
Внутренние факторы | ||||
ранг | Сильные стороны |
ранг | Слабые стороны |
|
1- низший балл | ||||
3 | Большой опыт сотрудников, хорошее знание местной специфики (рынка) | 4 | Недостаточное
использование современных |
|
1 | Компактность отдела – минимум ресурсов (времени, сил) на принятие решений | 5 | Недостаток
детальной оперативной |
|
2 | Достаточная квалификация сотрудников | 1 | сложности с обменом опытом, посещения семинаров и прочих образовательных программ и повышения квалификаци | |
5 | Диверсификация направлений деятельности Компании | 3 | Заметная доля морального и физического износа оборудования, оставшегося во многом с советских времен | |
4 | Доставшиеся с советских времен основные фонды (пусть и устаревшие во многом, но практически даровые) | 2 | Разбросанность по сельскому району магазинов – транспортная удаленность, неудобство подъезда и т.п. |
Внешние факторы | |||
ранг | Возможности | ранг | Угрозы |
5 | Хорошие позиции Райпо на местном рынке (репутация у покупателей) | 5 | Относительно низкий уровень жизни населения (район не относится к «богатым») |
3 | Налаженные связи с поставщиками | 2 | Определенный диктат поставщиков (который, правда, не носит абсолютного характера) |
2 | Налаженные связи с крупными покупателями (столовыми и пр.) | 3 | Инерционность местного населения для новых товаров и услуг |
4 | Отсутствие явных конкурентов (особенно на селе) | 1 | Удаленность от областного центра, от «цивилизации» |
1 | Давние связи с Администрацией района | 4 | Наличие конкурентов (пусть пока и не сильных – особенно в районном центре) |
оборачиваемость | |||
высокая | низкая | ||
наценка | высокая | ЗВЕЗДЫ товары с хорошими объемами продаж и хорошей наценкой (алкоголь, колбасы, охлажденное мясо) | ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ – это элитные имиджевые товары, которые держатся в ассортименте для того, «чтобы было» (дорогой алкоголь, деликатесы, подарочные наборы) |
низкая | ДОЙНЫЕ
КОРОВЫ
Высокооборачиваемые товары с невысокой наценкой (генераторы наличности) – хлеб, молоко и молочные продукты, развесной сахарный песок, недорогие развесные макаронные изделия и крупы и тому подобные товары |
СОБАКИ – низкодоходные товары – кандидаты на вывод. Обычно нельзя целую группу товаров отнести к «собакам», а только лишь отдельные наименования. |
В
целом, структура ассортимента устоявшаяся,
во многом к оптимальной номенклатуре
пришли за долгие годы практики, эмпирическим
путем («это берут получше, это похуже,
это вообще редко спрашивают», «я это
заказывать у поставщиков не буду – сама
бы такое не купила»)
Макроподсистема |
Ключевые факторы успеха |
Ранг важности | Оценка в баллах |
0 – низший балл, 5- высший | |||
6.Управление маркетингом | Удельный вес регионального рынка, % | 5 | 5 |
Объем продаж продукции и услуг, руб | 6 | 4 | |
Темпы роста объемов продукции, доли | 4 | 2 | |
Цена продукции по отношению к ценам конкурентов, руб/руб | 1 | 3 | |
Процент выполнения договоров поставок поставок, % | - | - | |
Степень удовлетворенности клиентов, % | 2 | 4 | |
Затраты
на маркетинг в стоимости |
- | - | |
Торговые скидки и сервисное обслуживание, % | 3 | 3 | |
7.Управление логистикой | Наличие автоматизированной логистической системы, да или нет | 1 | 0 |
Количество
оптовых дилеров и |
- | - | |
Площадь складского хозяйства, м2 | 3 | 4 | |
Количество транспортных средств, ед. | 4 | 4 | |
Сроки доставки товаров до потребителя, дн. | 2 | 5 | |
Уровень материально-технического снабжения, баллы | 5 | 3 |
Стратегические приоритеты :
Сценарий 1 (пессимистический): приход более сильных конкурентов, могущих захватить большую долю местного рынка – такой прогноз маловероятен, поскольку район не представляет собой «лакомого куска» для сколь-нибудь заметных сетевых розничных операторов. К тому же район очень удалён от областного центра – место базирования всех розничных сетей.
Сценарий 2 (оптимистический): райпо вытесняет остальных относительно заметных конкурентов со своего рынка, становясь почти монополистом. В общем такой прогноз тоже маловероятен, поскольку барьер для вхождения в рынок продуктов питания повседневного спроса относительно невелик (аренда помещения+торговое и холодильное оборудование +лицензирование +первичная закупка товара). Поэтому множество мелких продавцов будет всегда.
Сценарий
3 (реалистический):
при сложившейся конъюнктуре необходима
модернизация (обновление оборудования
в магазинах и на складах, обновление подвижного
состава автопарка), повышение
культуры обслуживания клиентов, внедрение
прогрессивных методов в работе (как
в управлении, так и в самой торговле, включая
склады).
|
Комментарий к прогнозу: общая численность персонала стабильно держится на одном уровне – согласно утвержденной штатной структуре;
Удельный вес районного рынка продаж стабильно занимает чуть менее 20% (естественно, детальных данных тут не получишь – только оценочные, полученные косвенным путем);
Текучесть
кадров снизилась в последние
фактические годы (2008-2009) – из-за
Кризиса люди стали сильнее «держаться
за рабочее место» - улучшилась дисциплина,
меньше стало переходов в другие
организации.
10.1. Модель формирования цены учитывает следующие факторы:
Таким образом, цена должна быть установлена в пределах «ножниц», верхним уровнем которых является рыночная цена, нижним – минимальный приемлемый уровень рентабельности.
10.2. Стратегия «низкой цены» не подойдет, поскольку очень сложно быть продавцом уникального товара на рынке повседневного спроса.
Стратегия «снятия сливок» - наверное, самая подходящая, поскольку, охватывая практически все товарные группы продуктов питания и многие – промышленных товаров, а также располагая разветвленной сетью магазинов по Бутурлинскому району, вполне возможно выставлять дифференцированную наценку на разные группы товаров – в зависимости от спроса, сроков хранения, ассортиментного и ценового предложения конкурентов, оборачиваемости и доходности товарных категорий. Вместе с тем детальная политика (по отдельным товарным позициям) невозможна без штрих-кодированного попозиционного учета. Поэтому приходится ограничиться лишь укрупненными (в рамках товарных групп и подгрупп) показателями.
Стратегия «прочного внедрения» применима во второй своей фазе, т.к. прочное положение на рынке уже завоевано, причем не обязательно ценовыми методами.
Стратегия «скользящей цены» малореализуема, т.к. скорее подходит или для совсем небольшого бизнеса (небольшого пусть по номенклатуре), или для крупных компаний с электронным учетом. Райпо во многом работают по старой «бумажной» технологии, и для 31-го магазина обеспечить гибкое ценообразование невозможно.