Взаимодействие аптеки и банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание

Аптека — особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптеку традиционно рассматривают, как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют, как «оказание фармацевтической помощи населению». Фармацевтическая помощь включает в себя процедуру консультирования врача и пациента с целью определения наиболее эффективного, безопасного и экономически оправданного курса лечения.

Работа состоит из  1 файл

курсовик МФТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Аптека — особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптеку традиционно рассматривают, как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют, как «оказание фармацевтической помощи населению». Фармацевтическая помощь включает в себя процедуру консультирования врача и пациента с целью определения наиболее эффективного, безопасного и экономически оправданного курса лечения. Аптека это форма торгового предприятия, реализующая лекарственные препараты и товары медицинского назначения. Аптека в России традиционно занимается производством лекарств по индивидуальным прописям, но из-за отсутствия политики государства к Российскому аптечному делу традиционная форма отмирает, сегодня производством лекарств занимается не более 5% аптечных предприятий. Аптека рассматривается как учреждение здравоохранения, однако таковыми являются существующие государственные аптечные предприятия, входящие в структуру органов здравоохранения. Заблуждение осталось еще со времен плановой экономики. Все остальные аптеки относятся к предприятиям торговли со специализацией.

Аптека осуществляет следующие задачи:

  1. изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;
  2. продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;
  3. распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.

Банк.

Большой экономический  словарь даёт следующее определение  центрального

банка: «Государственное  кредитное  учреждение,  наделённое  правом  выпуска

банкнот, регулирования  денежного  обращения,  кредита  и  валютного  курса,

хранения официального золотовалютного  резерва.  Является  “банком  банков”,

агентом правительства  при обслуживании госбюджета».

                4. Цели, задачи и функции деятельности  ЦБ РФ

      Основными целями деятельности Банка России являются:

      -  защита  и  обеспечение   устойчивости  рубля,  в  том   числе   его

        покупательной  способности   и  курса  по  отношению   к  иностранным

        валютам;

      - - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;  -

        обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы

        расчетов.

      Основными задачами ЦБР  являются  регулирование  денежного   обращения,

проведение  единой денежно кредитной политики, защита  интересов  вкладчиков,

банков, надзор за  деятельностью  коммерческих  банков  и  других  кредитных

учреждений, осуществление  операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1)   во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации  разрабатывает

и проводит единую государственную  кредитно-денежную  политику,  направленную

на защиту и обеспечение  устойчивости рубля;

2)  монопольно  осуществляет  эмиссию  наличных  денег   и   организует   их

обращение;

3)  является  кредитором  последней  инстанции  для   кредитных  организаций,

организует систему рефинансирования;

4)   устанавливает правила  осуществления расчетов в РФ;

5)  устанавливает правила  проведения  банковских  операций,  бухгалтерского

учета и отчетности для  банковской системы;

6)   осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций;  выдает

и отзывает лицензии кредитных  организаций  и  организаций,  занимающихся  их

аудитом;

7)  осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;

8)  регистрирует   эмиссию   ценных   бумаг   кредитными   организациями   в

соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно  или  по  поручению  Правительства   Российской

Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения  основных

задач Банка России;

10) осуществляет валютное  регулирование,  включая  операции  по  покупке  и

продаже иностранной  валюты;  определяет  порядок  осуществления  расчетов  с

иностранными  государствами;

11) организует  и осуществляет валютный контроль  как непосредственно,  так   и

через уполномоченные банки в  соответствии  с  законодательством  Российской

Федерации;

12) принимает участие в  разработке прогноза  платежного  баланса  Российской

Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

 

13)  в   целях   осуществления   указанных   функций   проводит   анализ   и

прогнозирование состояния  экономики  Российской  Федерации  в  целом  и  по

регионам,  прежде  всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и ценовых

отношений; публикует соответствующие  материалы и статистические данные;  Для

реализации  возложенных  на  него  функций  ЦБР   участвует   в   разработке

экономической политики Правительства Российской Федерации.

 

Периодичность, срок и порядок проверки 
 
По общему правилу банковские проверки проводятся не реже одного раза в два года (п. 2.14 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П, далее – Положение № 14-П). 
 
Как правило, внеплановая проверка происходит при выявлении нарушений или подозрительных фактов. Срок проверки в большинстве случаев составляет один-два дня. 
 
По правилам, установленным ЦБ РФ, представители обслуживающего банка должны сами прийти с проверкой в аптеку. Но на практике они чаще просят клиента привезти документы. Правда, ответственность за непредставление документов кредитной организации законодательством не установлена. Поэтому стиль проверки чаще всего определяется по договоренности клиента и банка. 
 
По окончании ревизии составляется справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме № 0408026 (приложение 8 к Положению № 14-П), которую подписывают руководитель и главный бухгалтер аптеки, а также представитель банка. 
 
Если в ходе проверки аптеки нарушений не выявлено, справка обычно оформляется в двух экземплярах: для банка и для клиента. Если обнаружены нарушения кассовой дисциплины, то документ составляется в трех экземплярах – один из них предназначен для налоговой инспекции по месту учета аптеки (см. приложение 7 к Положению № 14-П). Если у клиента возражений нет, он подписывает все экземпляры справки. 
 
Банк в течение трех дней рассматривает результаты ревизии, отраженные в этом документе. Далее они утверждаются председателем правления банка. Только затем аптека получает третий экземпляр справки, второй – остается в банке, а первый направляется налоговикам. 
 
Что проверяет банк 
 
Рассмотрим, какие аспекты работы с наличными деньгами становятся объектами внимания кредитных специалистов. 
 
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ НАЛИЧНОСТИ 
 
Пункт 29 Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40) обязывает руководителей оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. Поэтому банк может проверить, правильно ли оборудована касса (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), созданы ли необходимые условия, обеспечивающие сохранность денег. 
 
ВЕДЕНИЕ КАССОВОЙ КНИГИ И ДРУГИХ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 
 
Как правило, перед началом проверки банк запрашивает кассовую книгу, отчеты кассира, авансовые отчеты, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежные ведомости по зарплате, приказ о назначении кассира и договор о материальной ответственности с ним, приказы на подотчетных лиц. Также могут запросить чековую книжку и расчет лимита кассы. 
 
То есть контролеры устанавливают факт наличия этих документов в организации и далее проверяют правильность внесенных в них данных. Например, они определяют соответствие записей в кассовой книге аптеки об оприходовании денег, полученных в банке, данным кредитной организации (по суммам и срокам). При наличии расхождений выясняют их причины. 
 
Кроме того, по этим документам проверяется соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в банк. Уточняется сумма наличных, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Также проверяется своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на зарплату и т. п. 
 
Отметим, что при проведении проверок контролеры нередко делают замечание о небрежном оформлении документов. Часто бухгалтеры и кассиры забывают ставить на документах свою подпись. Как правило, такую ошибку контролеры дают исправить. 
 
СОБЛЮДЕНИЕ ЛИМИТА ОСТАТКА КАССЫ 
 
Не реже чем раз в год аптека должна обратиться в банк для утверждения лимита остатка наличных денег в кассе. Наличность, которая превышает этот размер, сдается в банк. Напомним, что в начале года аптека самостоятельно рассчитывает сумму лимита и представляет в банк два экземпляра расчета по форме № 0408020 (приложение 1 к Положению № 14-П). 
 
Сверх лимита хранятся лишь средства, предназначенные для выдачи зарплаты, выплат социального характера (стипендии), – не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. 
 
Заметьте: если лимит не утвержден, вся выручка считается сверхлимитной и ее нужно сдавать в банк ежедневно. 
 
Обратим внимание и на такой момент. Весьма распространенным нарушением является хранение в кассе организации личных денег работника. В принципе, гражданское законодательство этого не запрещает. Работодателю достаточно заключить с работником договор хранения, в котором указаны передаваемая сумма и срок. Кроме того, такая услуга должна быть оплачена, поскольку данный договор возмездный (ст. 896 Гражданского кодекса РФ). 
 
Однако следует помнить, что пункт 30 Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40) содержит прямой запрет на хранение в кассе денег, не принадлежащих организации. Поэтому если при проверке выяснится, что кассир хранил в кассе личные деньги, их могут изъять. Эти средства будут считаться «неоприходованной наличностью». В этом случае доказывать, что деньги личные, а не принадлежат аптеке, придется в суде. 
 
СОБЛЮДЕНИЕ ЛИМИТА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ 
 
Проверяя соблюдение лимита расчетов наличными, банки изучают первичные документы аптеки (товарные чеки, счета, авансовые отчеты и т. п.). 
 
По правилам, сумма расчетов наличными по одной сделке не может превышать 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Это ограничение распространяется на наличные расчеты между: 
 
– организациями; 
– организацией и индивидуальным предпринимателем; 
– индивидуальными предпринимателями. 
 
Обратите внимание: лимит наличных расчетов действует в отношении платежей по одному договору. При этом временные ограничения не установлены. Из этого следует, что аптека: 
 
– не может оплатить наличными весь договор, если цена, указанная в нем, превышает 100 000 руб. Периодичность платежей и количество платежных документов значения не имеют. Например, если сумма договора – 150 000 руб., оплатить его наличными полностью нельзя даже путем разбивки суммы (например, по 50 000 руб., в течение трех дней); 
– может оплатить наличными несколько договоров, заключенных с одним контрагентом в течение одного дня, даже если общая сумма по этим договорам превышает 100 000 руб. Главное, чтобы по каждому договору превышения лимита не было; 
– может оплатить наличными договор частично, то есть сумму, не превышающую 100 000 руб. Это будет правомерным, даже если общая сумма по договору превышает лимит наличных расчетов (оставшуюся часть можно перечислить на счет контрагента). 
 
Это следует из пункта 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У и письма ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т. 
 
Как показывает практика, организации нередко нарушают предельный размер расчетов наличными при закупке активов через подотчетных лиц. Дело в том, что лимит расчетов наличными не применяется при выдаче подотчетных сумм работнику. Однако при оплате ценностей от лица организации (то есть по доверенности) подотчетник должен его соблюдать (письмо ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т). 
 
ЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ ДЕНЕГ ИЗ ВЫРУЧКИ 
 
Список целей, на которые могут расходоваться наличные деньги, поступившие в кассу аптеки за проданные товары, закрытый (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Для получения соответствующего разрешения аптека должна подать заявление в банк, в котором указываются цели расходования. А банк составляет предписание о том, на какие нужды фирме можно направлять свою наличность. 
 
В ходе ревизии (изучая «первичку» и данные бухучета) банк контролирует целевое расходование средств. 
 
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины 
 
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 
 
Несмотря на то что контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций ведут банки, его сотрудники не могут составлять протоколы о нарушениях. Дело в том, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возложено на налоговые инспекции (ст. 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Они-то и составляют протоколы и налагают штрафы по сведениям, представляемым банками. 
 
По статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказать могут за: 
 
– расчеты наличными с другими организациями (предпринимателями) сверх установленных лимитов; 
– неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; 
– несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; 
– накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. 
 
Размер штрафа составляет: 
 
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.; 
– для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. 
 
Обратите внимание: ответственность за нецелевые расходы из кассы административным законодательством не предусмотрена. 
Дополнительно отметим: по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения к ответственности за несоблюдение кассовой дисциплины привлечь нельзя (п. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). 
 
Кроме того, не следует забывать и о том, что оштрафовать организацию-продавца, которая приняла от юридического лица наличные в сумме, превышающей 100 000 руб., налоговая инспекция не вправе. 
 
Субъектом правонарушения в данной ситуации признается та сторона договора, которая рассчитывается за полученные товары (работы, услуги). 
 
В договорах купли-продажи (поставки, возмездного оказания услуг и т.  п.) таковой является покупатель (заказчик). Следовательно, привлечь к ответственности за превышение лимита наличных расчетов можно только его.

Банки пришли в аптеки

Вслед за супермаркетами и АЗС российские банки начали обживать аптеки. Крупнейшую в России аптечную сеть “36,6” оснастили своими автоматизированными мини-офисами  сразу два банка — Внешторгбанк и Ситибанк. Конкуренция в рознице обостряется и банкам приходится бороться за ритейловые сети, говорят банкиры.

Автоматизированные мини-офисы  — терминалы или банкоматы  с расширенным перечнем функций, набор которых зависит от банка, — стали популярны чуть больше двух лет назад. Как правило, с их помощью можно не только снимать наличные по карточке или пополнять свой банковский счет, но и получать выписки (в том числе по карточкам сторонних эмитентов), проводить валютообменные операции и некоторые платежи. Установка таких пунктов самообслуживания в ритейловых сетях выгодна для банков, говорит Наталья Николаева, вице-президент Ситибанка, который два года назад начал оснащать автоматизированными мини-офисами автозаправки BP. “Это дает возможность банкам предоставлять услуги в удаленном доступе от отделений, которые в Москве открывать сложно, дорого и долго, — отмечает Николаева. — Банки приближаются к клиенту и снижают свои затраты на развитие сети услуг”.

По ее словам, проектом с BP Ситибанк остался очень доволен и этой осенью оснастил десятью многофункциональными банкоматами “Аптечную сеть 36,6”.

Крупнейшую сеть аптек  осваивает и государственный  Внешторгбанк, установивший там уже 15 терминалов. В планах ВТБ — довести  их количество до 20. “Банки конкурируют за точки размещения, поскольку в России мало мест, приспособленных для того, чтобы заниматься розничным банковским обслуживанием [в частности, для размещения банкоматов]”, — сетует Дмитрий Мохначев, член правления Международного московского банка (ММБ), оборудовавшего своими терминалами сеть “Спортмастер” (около 10 точек), “Ашан” и IKEA. В прошлом году ММБ начал установку многофункциональных банкоматов на питерских АЗС финской Neste, но, когда их число дошло до 10, проект пришлось свернуть. “Пришел Ситибанк и предложил Neste более выгодные условия и технологически более продвинутые решения, — рассказал Мохначев. — Обидно, конечно, но клиент выбирает наиболее приемлемый для него вариант”.

Теперь Ситибанк конкурирует  с ВТБ за “Аптечную сеть 36,6”, однако позиции госбанка здесь сильнее. ВТБ — ведущий кредитор и основной обслуживающий банк компании, сообщил “Ведомостям” гендиректор ОАО “Аптечная сеть 36,6” Артем Бектемиров. По его словам, помимо ВТБ у “Аптечной сети 36,6” были предложения и от других банков, но “самым интересным” оно оказалось у Ситибанка. “Мы решили посмотреть, будет ли этот проект эффективным, и, возможно, увеличим число терминалов”, — говорит Николаева из Ситибанка.

Это первый проект Внешторгбанка  по созданию автоматизированных зон самообслуживания в ритейловой сети, отмечает член правления ВТБ Василий Титов, но банк рассматривает и другие предложения от торговых сетей. “Безусловно, эффективность данного проекта повлияет на решения по следующим подобным проектам, — говорит он. — Сейчас мы удовлетворены сотрудничеством с “Аптечной сетью 36,6”.

Однако зампред правления  МДМ-банка Ирина Бушева сомневается, что этот проект будет прибыльным для ВТБ. “Объем средней покупки  в аптеках небольшой, а стоимость  терминала велика (с валютообменной функцией — около 50 000 евро]”, — говорит Бушева. По ее мнению, ВТБ целесообразно выпустить с аптечной сетью кобрендинговые карты (желательно — кредитные), иначе банку придется долго окупать свои затраты.

Аптека не место для  банковских услуг, считает гендиректор компании “Ригла” Александр Филиппов. “В нашей аптечной сети есть лишь [торговый] эквайринг карт, по другим программам с банками мы не работаем, поскольку не считаем целесообразным”, — заявил он. Бектемиров считает иначе: банкоматы создают “дополнительный поток посетителей в аптеках и расширяют наше предложение покупателю”.

Справка: “Аптечная сеть 36,6” – владелец более 230 розничных аптечных точек в России, в том числе около 100 в Москве. Объем консолидированных продаж компании в 2003 г. составил $147,8 млн, из них $76,3 млн пришлось на аптеки. Почти 100% акций ВТБ принадлежит российскому правительству. По данным ЦЭА “Интерфакс”, на 1 октября ВТБ занимал 2-е место после Сбербанка по размеру активов (351,6 млрд руб.), собственного капитала (почти 53 млрд руб.) и частных депозитов (45,1 млрд руб.). Ситибанк – дочерний банк Citigroup. Он занимает 12-е место по активам (73,5 млрд руб.), 9-е – по капиталу (11,6 млрд руб.), 19-е – по депозитам (6,1 млрд руб.).

Практическая часть.

Взаимоотношения сети аптек 36,6 с пробизнесбанком.

 

Лизинг.

сли Вы хотите приобрести оборудование для фармацевтического  производства, транспортные средства, и при этом получить реальные налоговые  льготы, то программа лизинга Пробизнесбанка – это логичное решение вопроса.

Лизинг при определенных условиях выгоднее по сравнению с  покупкой через кредит и значительно  дешевле, чем покупка того же оборудования за счет собственных средств. Он позволяет  обеспечивать дополнительную защиту собственных  инвестиций и повышает эффективность их использования по возвратному лизингу.

Лизинг в Пробизнесбанке:

  • Минимальная стоимость приобретаемого оборудования: 15 000 долларов США в регионе присутствия банка, от 250 000 долларов США при вхождении в регион
  • Максимальная стоимость – не ограничена
  • Срок лизинговой операции – от 1 года до 3 лет
  • Банк оплачивает от 50 до 85% стоимости имущества при авансе от 15% до 50%
  • Обязательное страхование предмета лизинга
  • Расчеты в рублях, долларах США или евро
  • График возврата лизинговых сумм с ежемесячными или ежеквартальными выплатами
  • Обеспечение по лизинговой сделки в виде предмета лизинга

Информация о работе Взаимодействие аптеки и банка