Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:52, реферат
Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия.
"ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ"
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1. Введение. Система управления как объект
исследования.
Характерной особенностью
Исследование систем управления |
устанавливает, что разнообразие (неопределенность)
в поведении управляемого объекта уменьшается
за счет увеличения разнообразия в центре
управления. Исходя из вышеприведенных
материалов, в общем виде описывающих
современные взгляды на системы управления,
как на объект исследования. Данная работа,
для достижения цели которой по описанию
методов и приемов анализа систем управления,
предполагает решение следующих задач:
1. Историко-критический анализ научных
подходов и школ, разрабатывающих свои
варианты критериев анализа управления;
2. Анализ технологических подходов (методов)
анализа систем управления; 3. Заключительный
анализ практической применимости различных
подходов к анализу систем управления.
2. Эволюция критериального обеспечения
анализа систем управления Следует отметить,
что многие признанные теоретики менеджмента
в своих работах не стремились закрепить
на понятийном уровне содержание критериев
эффективной управленческой деятельности.
Большинство классических исследований
управления сводилось к разработке более
прогрессивных вариантов реагирования
на изменение внешних СТЭП-факторов (социальных,
технологических, экономических, политических).
Учеными предлагались принципы управления,
т.е. правила построения управленческих
действий, которые позволяли бы сделать
работу организаций более устойчивой
в аспектах прибыльности, конкурентоспособности,
социальной уравновешенности. Достаточно
широко распространено мнение, что управление
это искусство, а не профессия. Указанное
обстоятельство обязывает ввести соответствующую
технологическую корректировку в логику
анализа первоисточников, используемых
в обзоре литературы. В этом случае, помимо
традиционной технологии историко-критического
анализа, необходимо производить реконструктивный
анализ изучаемых теорий и подходов к
критериям анализа систем управления.
Такой подход позволит привести к одному
основанию содержательные акцентировки
различных авторов на эффективность и
результативность систем управления,
проследить процесс формирования современных
теорий, проанализировать вклад классиков.
В развитии научных подходов в менеджменте
можно выделить ряд основных направлений
управленческой мысли, каждое из которых
стало существенным этапом в ее эволюции.
Это научный менеджмент, классическая
административная школа, школа человеческих
отношений, поведенческие науки, количественный
подход, системный подход, ситуационный
подход. Хронологическая последовательность
развития теории и практики менеджмента
в ХХ в. представлена на рисунке (см.Рис.1.)
Эволюция управленческой мысли ХХ в.
Рис.1. Родоначальник школы научного управления
Ф.У.Тейлор, как определял управление как
философию, которая "сводится к единству
четырех великих основных принципов: выработка
истинных научных основ производства,
научный подбор рабочих, их научное обучение
и тренировка, тесное дружественное сотрудничество
между администрацией и рабочими" //.
Школа положила начало научному управлению,
созданию систем контроля изучению трудовых
функций и операций, хронометражу. Наибольший
вклад в развитие подходов школы научного
управления внесли Г.Гантт, Л.Гильберт,
Ф.Гильберт и Ф.У.Тейлор. Основными критериями
эффективности системы управления в данном
подходе подразумевались необходимость
внесения в управленческую деятельность
акцентов нормирования технологических
операций, разработки эффективных правил
использования орудий труда, использования
системы конкретных заданий, связанных
с уровнем получаемого вознаграждения,
необходимости обучения рабочих для более
эффективной реализации норм деятельности.
В своих разработках представителями
школы научного управления были заложены
также основы использования менеджерами
мотивирующих факторов труда, налаживания
отношений сотрудничества между рабочими
и управляющими. Классическая или административная
школа, представителями которой являются
М.Вебер, Э.Дюркгейм, Дж.Д.Муни, В.Парето,
А.К.Рейли, А.П.Слоун, Л.Уирвик, Г.Эмерсон,
Г.Форд, А.Файоль и др., основной акцент
своих разработок сосредотачивала на
разработку методов и форм совершенствования
системы управления организацией в целом.
По определению А.Файоля "управлять
значит предвидеть, организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать" /10/.
В качестве критериев эффективного управления
А.Файоль подчеркивает преобладающую
важность административной установки
в деятельности менеджеров по сравнению
с другими типами установок технической,
коммерческой, финансовой, страховой и
учетной. "…первое условие, которому
должен удовлетворять глава крупного
предприятия, - это быть хорошим администратором.
Но его административная установка не
освобождает его от обязанности принимать
решения по важнейшим техническим, коммерческим,
финансовым и иным вопросам. …Второе условие,
предъявляемое к главе крупного предприятия,
- это требование, чтобы он обладал достаточно
большой компетентностью в характерной
для данного предприятия специальной
функции". Кроме этого, соблюдение в
управленческой деятельности общих принципов
менеджмента рассматривается в качестве
важнейшего условия успешной системы
управления. Основными из них являются:
разделение труда, власть и ответственность,
дисциплина, единоначалие, единство направления,
подчиненность индивидуальных интересов
общим, вознаграждение персонала, централизация,
справедливость, стабильность кадров,
инициатива, корпоративный дух. Административная
школа оказала большое влияние на практику
менеджмента, поскольку ее представители
впервые широкомасштабную попытку разработать
и применить на практике принципы, пригодные
на всех уровнях управление предприятием.
Появление школы человеческих отношений
во многом было обязано успехам психологии
и поведенческих наук. Как уже отмечалось,
представители прежних школ отнюдь не
игнорировали человеческий фактор, но
основное внимание концентрировали на
выявлении и установлении функциональных
отношений между работниками, справедливой
оплате труда, экономическом стимулировании
и т.д. Для сторонников школы человеческих
отношений, среди которых следует отметить
имена Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергера, С.Гарнера,
У.Уорнера, Т.Уайтхеда, В.Диксона, М.П.Фоллет,
А.Маслоу, О.Шелдона, Ч.Бернарда и Х.Мюнстерберга,
человеческий фактор, рассматриваемый
как основной элемент эффективности любой
организации, стал центральным объектом
исследовательских и теоретических разработок.
М.П.Фоллет была первой, кто определил
менеджмент как "обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц". Э.Мэйо
повлиял на замену концепции "рациональный
рабочий" концепцией "социальный
рабочий". В соответствии с взглядами
теоретиков школы человеческих отношений
эффективная система управления состоит
в целенаправленных усилиях менеджера
по формированию сплоченного трудового
коллектива, созданию в нем благоприятного
микроклимата, партнерских отношений
менеджеров и рабочих, заботе о подчиненных,
в том числе и личного характера. По определению
Э.Мэйо "Управление достигает успеха
или терпит неудачу в пропорции, в какой
оно без оговорокпринимается группой
как власть и руководитель" //. Важным
достижением этой школы, в качестве разработки
существенных критериев эффективной системы
управления, было возросшее понимание
феномена лидерства, межличностного общения,
природы человеческих мотивов, поведения
рабочих в группах, личных отношений в
работе, удовлетворения от выполненной
работы. Рост популярности и влияния идей
и принципов школы человеческих отношений
обусловил развитие в послевоенные годы
бихевиористического или поведенческого
направления. Это направление связано
с именами К.Арджириса, Р.Лайкерта, Д.МакГрегора,
Ф.Герцберга, Р.Блэйка, Д.Моутона, Э.Шейна
и др. Представители поведенческих наук
основные усилия своих разработок направили
на изучение проблем социального взаимодействия
и коммуникации, власти и авторитета в
организационной структуре, поведенческих
стереотипов и их мотивации, стилей управления
и лидерства, изменения содержания работы
и качества труда. По словам Ф.Герцберга
"Основной функцией любой организации
…должно быть воплощение потребности
человека радоваться от осмысленности
своего существования" /11/. Согласно
этой теории высокий уровень качества
системы управления определяется умением
менеджера эффективно использовать приемы
управления межличностными отношениями
для повышения степени удовлетворенности
и производительности, более полного использования
потенциала работника. Менеджмент с точки
зрения количественных методов или наука
управления, как это сформулировано у
К.У.Черчмена, Р.А.Акоффа и Е.Л.Арнофа, Д.Марча,
Г.Саймона, В.Врума, предполагает: применение
научного подхода к проблемам, возникающим
при функционировании системы, и решение
этих проблем путем логических схем и
математических уравнений, описывающих
данную систему. Сторонники указанного
подхода ставили перед собой задачу изучать
операционные проблемы организации с
помощью количественных и математических
методов, методов научного анализа. Важный
акцент эффективности системы управления
базируется на использовании рациональных
схем построения организации. Процессов
деятельности, принятия решений. Построение
эффективной системы управления с позиций
этой теории определяется умениями менеджера
по разработке моделей деятельности организации,
представляющей реальное положение вещей
в абстракции, структурированию сложных
проблем, сокращению числа составляющих,
подлежащих рассмотрению. Процессный
подход рассматривает управление как
процесс, потому что работа по достижению
целей это не какое-то единовременное
действие, а серия непрерывных взаимосвязанных
действий. Эти действия, каждое из которых
само по себе представляет процесс, являются
управленческими функциями, а процесс
управления является общей суммой всех
функций. Управление как универсальный
процесс, состоящий из нескольких функций,
таких как планирование, организация,
распоряжение, координация и контроль,
было рассмотрено еще А.Файолем. До настоящего
времени не составлено единого мнения
о том, какие функции следует к процессу
управления, а какие являются сферой деятельности
других специалистов предприятия. Например,
Деминг определяет управление как цикл,
состоящий из четырех этапов: планирование,
реализация, проверка, исправление. Обзор
современной литературы позволяет собирательно
представить управление как процесс планирования,
организации, распорядительства, мотивации,
руководства, координации, контроля, коммуникации,
исследования, разработки и внедрения
инноваций, маркетинга, оценки, принятия
решений, подбора персонала, представительства,
ведения переговоров, заключения сделок
и др. Критериями эффективности системы
управления, с позиций процессного подхода,
выступают использование менеджером определенной
последовательности действий, которая
устойчиво и эффективно позволяет достигать
цели управления. Усиление взаимосвязанности
и взаимовлияния разнородных сторон деятельности
организации, таких как производство,
финансы, маркетинг, управление персоналом
и других, а также усложнение внутренних
и внешних связей организаций привело
к формированию системного подхода к управлению.
В соответствии с ним элементы, составляющие
содержание управленческой деятельности
не просто функционально вытекают друг
из друга, а все без исключения связаны
друг с другом, оказывают воздействие
друг на друга. Развитие этого подхода
связывается с именами Ч.Бернарда, П.Друкера,
Э.Атоса, Р.Паскаля, Т.Питерса, Р.Уотермена,
К.Болдинга, Ф.Каста, Д.Розенвцейга и др.
В понимании Ч.Бернарда организация это
"система сознательно скоординированных
действий, в которой руководитель является
самым важным стратегическим фактором.
…Руководитель может достигнуть превосходных
результатов в своей работе, только выполнив
три условия: обеспечив систему коммуникаций,
предприняв усилия, необходимые для действия
системы, сформулировав и определив цели"
/11/. По определению К.Болдинга, системный
подход это не есть набор каких-то руководств
или принципов для управляющих это способ
мышления по отношению к организации и
управлению /11/. С позиций системного подхода
критерием эффективной системы управления
является организация таких управленческих
воздействий, максимально учитывающих
взаимосвязи систем, с минимальными затратами
и отрицательными последствиями позволяющие
поддерживать гармоничное существование
организации в условиях изменений среды.
Определение переменных факторов внутренней
и внешней среды и их влияния на эффективность
организации является основным вкладом
ситуационного подхода, являющегося логическим
продолжением теории систем. Центральным
моментом ситуационного подхода является
ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые определяют влияние на организацию
в данное конкретное время. Основоположниками
этого подхода стали Т.Бернс, Г.М.Сталкер,
П.Лоренц, Д.Лорш, Д.Вудвард, Д.Томпсон,
Ф.Лютанс, С.М.Ли, Д.Л.Олсон и др. Качество
управленческих воздействий на систему
связывается с умением правильно определить
подход к решению управленческих задач,
который будет лучше всего служить им
в данной ситуации и позволит достигнуть
их управленческих целей. По словам Т.Бернса
"Началом административной мудрости
является понимание того, что не существует
единственно оптимального типа системы
управления" /11/. Руководитель должен
быть знаком с эффективными средствами
профессионального управления, должен
уметь предвидеть вероятные последствия
от применения той или иной методики, правильно
интерпретировать ситуацию, использовать
в конкретных ситуациях приемы, предполагающие
наименьший отрицательный эффект, тем
самым обеспечивая достижение целей организации
самым эффективным путем в условиях существующих
обстоятельств. Таким образом, результаты
историко-критической реконструкции подходов
к управлению, существующих на сегодняшний
день, раскрывают парадоксальную сущность
ситуации в критериальном обеспечении
анализа систем управления. С одной стороны,
багаж современных знаний об управлении
чрезвычайно разносторонен, множество
прикладных разработок, использующих
теоретическую базу смежных с управлением
Информация о работе Взаимодействие управляющей и управляемой систем