Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, реферат
В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины.
Демография Японии 3
Экономика Японии 3
Специфика японской модели менеджмента 4
Японский менеджмент 5
Список литературы
Оглавление:
Демография Японии | 3 |
Экономика Японии | 3 |
Специфика японской модели менеджмента | 4 |
Японский менеджмент | 5 |
Список литературы | 9 |
Демография в японии.
В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины.
В Японии одна из самых
высоких ожидаемых
Эти изменения в демографической структуре
привели к возникновению ряда социальных
проблем, в частности к потенциальному
снижению рабочей силы и к увеличению
стоимости таких социальных выгод как
пенсия. Многие молодые японцы предпочитают
не вступать в брак или создавать семью.
Ожидается, что к 2050 году японское население
упадёт до 95 млн человек. Демографы и правительство
участвуют в горячих дискуссиях по поводу
того, как справиться с этой проблемой.
В качестве решения демографических проблем
иногда предлагаются иммиграция и поощрение
рождаемости.
Экономика японии.
Токийская фондовая биржа — вторая по величине мировая фондовая биржа.
На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.
По состоянию на
2007 Япония занимала 19-е место по отношению
ВВП к отработанным часам. Согласно
индексу Биг-Мака японские рабочие
получают самую высокую почасовую зарплату
в мире. В Японии низкий уровень безработицы,
но в 2009 году он стал повышаться и составил
5,2 %. Крупнейшие компании включают в себя
Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony,
Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi и 711. Кроме того в ней
располагается несколько крупнейших банков
и Токийская фондовая биржа. Токийская
фондовая биржа занимает второе место
в мире по рыночной капитализации. В 2006
году 326 японских компаний входили в Forbes
2000, что составляет 16,3 % списка.
В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу
лёгкости ведения бизнеса и 19 место по
индексу экономической свободы (пятое
среди тридцати азиатских стран). Капитализм
в Японии имеет много особенностей, например,
заметную роль в экономике страны играют
кэйрэцу. Также распространено пожизненное
трудоустройство работника в одной и той
же компании. Японские компании известны
такими методами управления компаний
как «Принципы Toyota». В последнее время
Япония несколько отошла от этих норм.
В 2007 году основными
партнёрами Японии по экспорту были США
(20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань
(6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту —
Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия
(5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея
(4,4 %) и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует
механические транспортные средства,
электронику и химические вещества.
В страну ввозятся станки и оборудование,
ископаемое топливо, еда (в особенности
говядина), химические вещества, текстиль
и промышленное сырьё. Правительство
Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ,
поощряющих рыночную конкуренцию, и в
результате выросли иностранные инвестиции.
Специфика
японской модели менеджмента
За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как сверхдержавы, а также за период всего ее исторического развития сложились определенные принципы и методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера. Японцы уверены что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.
Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое отражение в экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и бережливостью.
Сущность японского менеджмента составляет управление людьми, причем японцы никогда не рассматривают одного человека (личность), в отличие от американцев, а ориентируются на группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках семей, но и в производственных группах.
Известно, что поведение человека неразрывно связано с его потребностями.
Для японцев характерной чертой является приоритет социальных потребностей ( принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих ) . Поэтому и вознаграждение за труд ( стимулы) они воспринимают через призму социальных отношений, хотя в последние время на японский метод оказывает сильное влияние отдельные мотивационные концепции американского менеджмента , ориентированного на психологию индивида .Свое выражение это получило в большем приобретении японцами товаров личного потребления.
Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для них это одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы.
«Социальный человек»
имеет специфическую систему
стимулов и мотивов. К стимулам можно
отнести заработную плату, уровень
условий труда, стиль руководства,
межличностные отношения
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение.
Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.
Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью. В основе всего «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных работников. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя.
Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе.
Они чутко реагируют
на изменение места каждого
Японский менеджмент
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное
на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще
всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении
производственным процессом их главная
забота - получение точных данных о
качестве. Личная гордость руководителя
заключается в закреплении
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских
предприятий стараются
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Пять великих японских систем по мотивации
Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием 5 известных во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны и основаны на традициях и философии народа. В структуру этой пятерки входят :