Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание

В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины.

Содержание

Демография Японии 3
Экономика Японии 3
Специфика японской модели менеджмента 4
Японский менеджмент 5
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

японский менеджмент.docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Демография  Японии 3
Экономика Японии 3
Специфика японской модели менеджмента 4
Японский  менеджмент 5
Список  литературы 9
 

 

 

Демография  в японии.

В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства — буракумины.

В Японии одна из самых  высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней  младенческой смертности. Японское общество быстро стареет, взрыв рождаемости  после окончания Второй мировой войны сменился сокращением роста рождаемости в конце XX века. В 2005 году около 20,1 % населения было старше 65 лет. 
Эти изменения в демографической структуре привели к возникновению ряда социальных проблем, в частности к потенциальному снижению рабочей силы и к увеличению стоимости таких социальных выгод как пенсия. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак или создавать семью. Ожидается, что к 2050 году японское население упадёт до 95 млн человек. Демографы и правительство участвуют в горячих дискуссиях по поводу того, как справиться с этой проблемой. В качестве решения демографических проблем иногда предлагаются иммиграция и поощрение рождаемости.

Экономика японии.

Токийская фондовая биржа — вторая по величине мировая  фондовая биржа.

На конец 2009-го финансового  года Япония занимала второе место  в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е место по отношению  ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,2 %. Крупнейшие компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi и 711. Кроме того в ней располагается несколько крупнейших банков и Токийская фондовая биржа. Токийская фондовая биржа занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2006 году 326 японских компаний входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка. 
В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической свободы (пятое среди тридцати азиатских стран). Капитализм в Японии имеет много особенностей, например, заметную роль в экономике страны играют кэйрэцу. Также распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании. Японские компании известны такими методами управления компаний как «Принципы Toyota». В последнее время Япония несколько отошла от этих норм.

В 2007 году основными  партнёрами Японии по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту —  Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 %) и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует механические транспортные средства, электронику и химические вещества. В страну ввозятся станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности  говядина), химические вещества, текстиль и промышленное сырьё. Правительство  Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции. 
 

Специфика японской модели менеджмента 

За последние десятилетия  Япония заняла лидирующее положение  на мировом рынке. И одной из главных  причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще  является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как  сверхдержавы, а также за период всего ее исторического развития сложились определенные принципы и  методы труда, соответствующие специфическим  чертам национального характера. Японцы уверены  что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.

Среди отличительных  черт японского характера психологи  выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое отражение в экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и бережливостью.

Сущность японского  менеджмента составляет управление людьми, причем японцы никогда не рассматривают  одного человека (личность), в отличие  от американцев, а ориентируются  на группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту, которая  находит свое широкое применение не только в рамках семей, но и в  производственных группах.

Известно, что поведение  человека неразрывно связано с его  потребностями.

Для японцев характерной  чертой является приоритет социальных потребностей ( принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих ) . Поэтому и вознаграждение за труд ( стимулы) они воспринимают через призму социальных отношений, хотя в последние время на японский метод оказывает сильное влияние отдельные мотивационные концепции американского менеджмента , ориентированного на психологию индивида .Свое выражение это получило в большем приобретении японцами товаров личного потребления.

Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей  японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее  удовлетворение от хорошо выполненной  работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность  труда не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для  них это одна из традиций, которой  они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США  «школой человеческих отношений», пришедшей  на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы.

«Социальный человек» имеет специфическую систему  стимулов и мотивов. К стимулам можно  отнести заработную плату, уровень  условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его  заслуг, продвижение по служебной  лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому  понятию более гибкое, чем у  тех же американцев.

Японцы учитывают  сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них  в управленческом процессе главным  является изучение нюансов обстановки, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение.

Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.

Каждый работник сливается с фирмой и ощущает  себя ее частью. В основе всего «корпоративного  духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных  работников. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя.

Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения  в группе.

Они чутко реагируют  на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать  очерченные для каждого из них  границы. Поэтому, говоря о специфике  японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить главное - это  модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества .

 

Японский  менеджмент

По мнению японского  специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

Гарантия  занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Управление, ориентированное  на качество. Президенты фирм и управляющие  компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости  контроля качества. При управлении производственным процессом их главная  забота - получение точных данных о  качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

Постоянное  присутствие руководства  на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты  и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок  на производстве.

Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может  служить гарантией качества продукции  и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение  человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные  качества служащих, стабильность занятости  и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Пять  великих японских систем по мотивации

Трудовые отношения  в Японии развиваются под воздействием 5 известных во всем мире систем, которые  начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны и основаны на традициях и философии народа. В структуру этой пятерки входят :

Информация о работе Японский менеджмент