Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:31, реферат
В настоящее время развитие бизнеса требует от организаций различных размеров и форм собственности поиска все новых и новых способов, решений и технологий, позволяющих им более полно использовать имеющийся потенциал в целях приобретения и развития конкурентных преимуществ. Раньше на первом плане (в разное время) были технология производства, способы продвижения товаров и услуг на рынке, а также информация, сегодня – это персонал.
Введение
В настоящее время развитие бизнеса требует от организаций различных размеров и форм собственности поиска все новых и новых способов, решений и технологий, позволяющих им более полно использовать имеющийся потенциал в целях приобретения и развития конкурентных преимуществ. Раньше на первом плане (в разное время) были технология производства, способы продвижения товаров и услуг на рынке, а также информация, сегодня – это персонал.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к условиям работы, учесть личностные факторы в построении системы управления персоналом организации, что в итоге способствует более эффективной работе всей организации в целом.
Таким образом, целью данной работы является показать все возрастающую роль служб по управлению персоналом в организациях.
1. Задачи и назначение службы управления персоналом
Управление персоналом – деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.
В зависимости от размеров
организации состав служб управления
персоналом меняется, но обобщение
опыта отечественных и
Службы по персоналу эффективно работающих компаний и соответственно их менеджеры решают следующие задачи :
- подбор персонала разного
уровня, учет изменений, происходящих
с работниками (семейное
- обучение, повышение квалификации
или переквалификация
- создание оптимальных
условий для эффективной
- социальные вопросы,
т.е. забота об отдыхе, здоровье,
жилищных условиях работников, программы
поощрения и внимания (дни рождения,
подарки к праздникам льготы
разного типа - от автомобиля до
путевки на престижные курорты)
- юридические и дисциплинарные аспекты взаимосуществования работника и организации - от разного типа контрактов до рассмотрения жалоб, конфликтных ситуаций, разъяснения полномочий;
- контакты с внешними
организациями (инспекцией по
труду, юридическими органами
и адвокатурой, вышестоящими
Даже простое перечисление задач службы управления персоналом показывает их сложность, причем выполнение каждой из них связано с необходимостью личностных оценок персонала.
Структура кадровой службы в конкретной организации должна определяться ее функциями и задачами, а не наоборот. Другими словами, количественный состав службы управления персоналом в организации зависит от фронта выполняемого ею работ, от направлений деятельности службы управления персоналом.
2. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом
В современных условиях наиболее
приоритетными направлениями
обеспечение соответствия уровня квалификации требованиям современной экономики, где базовые навыки и знания требуют непрерывного обновления;
контролирование роста издержек на рабочую силу;
определение политики многонациональных корпораций в области сочетания найма дешевой рабочей силы зарубежных стран и населения собственных стран;
расширение норм, регулирующих трудовые и организационные отношения, от соблюдения трудового законодательства до морально-этических норм (например, в области вопросов дискриминации, здорового образа жизни и т.д.);
разработка методов поддержки работников, работающих на виртуальной основе при помощи телекоммуникационных средств связи дома и не посещающих офис.
В современных организациях функции службы управления персоналом условно можно подразделить на два вида:
- управление трудовыми отношениями;
- документальное оформление трудовых отношений.
Управление трудовыми отношениями включает следующие функции:
- планирование персонала;
- обеспечение организации персоналом;
- оценка персонала;
- профессиональное обучение и развитие персонала;
- организация системы вознаграждения и социального развития;
- координация работы по управлению качеством условий труда и соблюдению техники безопасности.
Оформление трудовых отношений включает следующие функции:
- подготовка кадровых приказов;
- ведение форм обязательной
первичной учетной
- оформление и учет трудовых книжек;
- ведение личных дел;
- консультирование сотрудников;
- составление и корректировка графиков отпусков;
- оформление документов,
связанных с различными
- и некоторые другие функции.
Решение данных задач осуществляется через выполнение работниками службы управления персоналом их функциональных обязанностей.
3. Функциональные обязанности и технология работы служб управления персоналом
Можно следующим образом определить функциональные обязанности кадровых служб:
Советы и консультации менеджерам по выявлению и решению проблем, связанных с персоналом.
Советы и консультации менеджерам в области трудовых отношений.
Обеспечение последовательных и взвешенных взаимоотношений со всеми работниками предприятия.
Осуществление контроля за рассмотрением жалоб.
Формирование кадрового резерва и работа с ним.
Координация процедур, связанных с набором персонала.
Обеспечение соответствия с законодательством по вопросам найма.
Организация планомерной оценки (аттестации и пр.) кадров представительными комиссиями.
Доведение до менеджеров программ оплаты труда и вознаграждения менеджеров относительно правового смысла практики зарплаты.
Регистрация и доведение до служащих программ вознаграждений.
Назначение пособий, компенсаций, пенсий и т.д.
Помощь и консультации руководству в решении проблем оплаты.
Ведение, хранение и систематизация кадровой документации.
Разъяснение основных направлений и целей кадровых программ и кадровой политики организации.
Обсуждение с руководством практических вопросов осуществления этих программ.
Работа службы управления персоналом связана с внедрением кадровой технологии. Понятие кадровой технологии включает в себя описание последовательности действий по управлению поведением людей (персонала организации) в целях достижения заданного результата, а именно: искомого состояния организации, составляющих ее групп и отдельных личностей.
Разработка технологии работы
с персоналом позволяет, во-первых,
упростить традиционные функции, связанные
с решением текущих, повседневных задач,
благодаря формулированию их в терминах
частных кадровых технологий (отбора,
оценки, аттестации, ведение личных
дел и т.д.), требует меньших
затрат сил и средств, а главное
- минимизирует возможные ошибки и
случайные сбои. Во-вторых, новые
направления деятельности кадровых
служб (прогнозирование потребности
в кадрах, переориентация на развитие
персонала и т.д.) благодаря технологической
проработке значительно проще встроить
в общий план работы (в виде последовательности
определенных действий с заранее
заданным результатом и во взаимосвязи
с другими направлениями
4. Структура службы по
персоналу в различных
Структура службы управления
персоналом во многом определяется характером
и размерами организации, ее традициями,
особенностями выпускаемой
Небольшие организации обычно не имеют служб персонала, поэтому руководители выполняют многочисленные обязанности по управлению персоналом, например составляют графики, набирают и отбирают кадры, устанавливают вознаграждения. В мелких фирмах семейного типа кадровик, как правило, отсутствует вовсе, его функции осуществляет или владелец фирмы, или линейный руководитель. При расширении дела нанимают работника для выполнения учетно-канцелярской работы, а затем и специалиста. Малые фирмы могут обращаться в специализированные фирмы, которые предоставляют им необходимые услуги по работе с персоналом, или к услугам отдельных специалистов. В средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.
В настоящее время в крупных организациях служба управления персоналом состоит из следующих специалистов:
Руководитель службы по управлению персоналом, который отвечает за решение всех кадровых вопросов организации.
Менеджер по персоналу(hr-менеджер): решает все вопросы управления персоналом от кадрового делопроизводства до социальных льгот.
Однако, на практике выделяют следующие должность «менеджер по персоналу» может подразумевать выполнение различных функций. Выделяют следующие специализации hr-менеджеров:
Менеджер по компенсации. К обязанностям этого специалиста относится расчет ставок заработной платы в зависимости от трудового вклада для каждого сотрудника, а также анализ уровня заработной платы по отрасли в целом и участие в финансовом планировании организации.
Менеджер по социальным льготам. Повышать уровень заинтересованности и мотивированности персонала позволяет такой эффективный инструмент, как пакет социальных льгот. В обязанности менеджера по социальным льготам входит разработка оптимального пакета в соответствии с потребностями и возможностями организации, а также ее сотрудников, и эффективное управление им.
Рекрутер (специалист по найму). Одной из ключевых функций кадрового менеджмента является подбор подходящих специалистов на вакантные должности. Рекрутеры отвечают за обеспечение привлечения кандидатов на вакантные должности и отбор наиболее подходящей кандидатуры.
Специалист по обучению. В круг его обязанностей входит: адаптация новых сотрудников на рабочем месте (ознакомление с организацией и непосредственно с работой), а также разработка и проведение учебных мероприятий по обучению сотрудников.
Специалист по трудоустройству уволенного персонала. Такие специалисты работают с теми служащими, которых увольняют из организации. Такая должность скорее характерна для зарубежной компании, где часто заботятся о трудоустройстве своих бывших сотрудников. Специалист по трудоустройству помогает определить направление поисков новой работы, найти вакансию и подготовить резюме.
Специалист по кадровому
делопроизводству. К обязанностям таких
сотрудников полностью
5. Особенности профессионального
мастерства менеджера по
Активно и хорошо работающий менеджер по управлению персоналом является человеком, который способен поставить диагноз при помощи рассмотрения разнообразных аспектов обстановки на предприятии. Он учитывает размер, структуру, цели, стиль предприятия, природу служащих, задачи, характеристики рабочих групп, лидеров. Он осознает, что политика управления персоналом должна соответствовать всем этим факторам, а также и другим, если она вносит свой вклад в эффективность работы предприятия.
Необходимыми навыками и природными особенностями для менеджера по управлению персоналом являются (по мере убывания степени важности):
этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;
Информация о работе Задачи и назначение службы управления персоналом