Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:38, контрольная работа
Настоящая работа подготовлена с учетом актуальности темы, поскольку, несмотря на существование всех изложенных проблем, практические психологи, работающие в школах, службах персонала и занимающиеся профотбором, обычно ценят психодиагностику и информацию, которую она дает.
Изучить, в каких именно областях применяется психодиагностика и какие задачи она выполняет, является целью данной работы.
Введение 3
Задачи психодиагностики 5
Области применения психодиагностики 7
Заключение 10
Список использованных источников 12
ЧОУ ВПО
«Академия социального
Тетюшский филиал
Социально-экономический
факультет
Контрольная
работа
по дисциплине: «Психодиагностика найма, комплектования и оценки персонала»
на
тему: «Задачи и области
применения психодиагностики»
Работу выполнила студентка
5 курса гр. 9431/04 заочного отделения: Абмаева А.А.
Специальность:
«Управление персоналом»
Преподаватель:
г. Тетюши - 2011 г.
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Отдел кадров или служба персонала организации. Соискатель рабочего места проходит собеседование и затем слышит примерно следующее: «Теперь мы Вас направляем к психологу и возьмем на работу, если он даст хорошее заключение». Пройдя тестирование и не получив никакой информации о его результатах, этот человек вновь обращается в службу персонала, где слышит: «Мы Вас не берем, потому что по заключению психолога, Вы нам не подходите». Или: школьный психолог приходит на родительское собрание и объявляет: «Я проводила тестирование каких-то особенностей ваших детей. Отклонения от нормы обнаружены у следующих ребят (зачитывает список фамилий)». Заинтересованные родители называют фамилии своих деток и просят уточнить, что не так. И психолог начинает разъяснять…
Подобные ситуации определяются не только недостаточным уровнем подготовки специалистов и тем, что больше половины из них, по-видимому, не имеют представления о существовании этических принципов в психодиагностике (как во втором примере), но и тем, что во многих ситуациях (особенно при отборе персонала и в бизнесе) заказчик (тот, кто платит психологу деньги) заинтересован в результатах психодиагностического исследования, но отнюдь не в соблюдении этических норм. В связи с этими обстоятельствами психолог, желающий сохранить работу, вынужден идти на такие нарушения, как принудительность обследования для испытуемых, отсутствие обратной связи по полученным результатам, нарушение конфиденциальности и пр.
Результатам является падение авторитета психодиагностики в сознании тех, кто подвергается психологическому тестированию: оно начинает восприниматься как загадочная и непонятная процедура, от которой ждут неприятностей; заключения психологов воспринимаются все более и более скептически.
Настоящая работа подготовлена с учетом актуальности темы, поскольку, несмотря на существование всех изложенных проблем, практические психологи, работающие в школах, службах персонала и занимающиеся профотбором, обычно ценят психодиагностику и информацию, которую она дает.
Развитие психологической диагностики способствует исследованиям и в других областях психологической науки. Дело в том, что знание и оценка индивидуальных различий между людьми необходимы для того, чтобы определить границы действия законов психологии, а также приблизить ее к реальной жизни, сделать практически полезной.
Изучить,
в каких именно областях применяется психодиагностика
и какие задачи она выполняет, является
целью данной работы.
1.
Задачи психодиагностики
Предмет психодиагностики как науки многогранен и ориентирован эмпирически.
Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.
Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).
В практике психодиагностики задачи определяются организацией исследования и связаны с распределением ответственности за его результат:
1)
Исследование в ситуации
а) результат используется самим клиентом, например для саморазвития, коррекции поведения. Диагност при этом ответственен за корректность данных, этические аспекты диагноза, а клиент - за пути их использования;
б) результат используется самим психологом-диагностом для постановки диагноза и определения путей психологического воздействия. Ответственность за технологию получения и использования данных лежит на психологе, а обратившийся за помощью имеет другие цели и, следовательно, ответственен за их исполнение.
Таким образом, в ситуации клиента человек сам обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.
2.
Исследование в ситуации
Можно выделить два варианта ситуаций:
а) результаты диагностики используются администрацией учреждения в целях вынесения суждения о соответствии-несоответствии должности для обследуемого;
б) результат используется специалистом, находящимся на одном статусном уровне с диагностом. В этом случае целью является комплексное воздействие.
Т.е. в исследовании в ситуации экспертизы человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).
Обобщая,
делаем вывод: в ситуации клиента задачами
диагностики является постановка диагноза
и определение приемов и методов воздействия.
В ситуации экспертизы на первый план
выходит работа по согласованию целей
диагностики и использование ее результатов,
и лишь затем работа с испытуемым.
2. Области применения
психодиагностики
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.
1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.
Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:
-контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
-оценка школьной зрелости;
-выявление причин неуспеваемости;
-отбор
в школы и классы с углубленным изучением
определенных -предметов;
-решение проблем трудных детей (с отклоняющимся
поведением,
конфликтных, агрессивных и пр.);
-профессиональная ориентация и др.
2.
Психодиагностика активно
Диагностические
методы исследования психологических
особенностей пациентов этих клиник
рассматриваются как
Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
3.
Еще одна область
Особое
содержание имеет диагностика в
психологическом
4.
Психодиагностика широко
Это
проблемы профессионального отбора,
профессионального
5.
Практическое применение
Работа психолога - судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога - судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.
Информация о работе Задачи и области применения психодиагностики