Задачи и области применения психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

Настоящая работа подготовлена с учетом актуальности темы, поскольку, несмотря на существование всех изложенных проблем, практические психологи, работающие в школах, службах персонала и занимающиеся профотбором, обычно ценят психодиагностику и информацию, которую она дает.
Изучить, в каких именно областях применяется психодиагностика и какие задачи она выполняет, является целью данной работы.

Содержание

Введение 3
Задачи психодиагностики 5
Области применения психодиагностики 7

Заключение 10

Список использованных источников 12

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.Психодиагностика найма, комплектования и оценки персонала.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

ЧОУ ВПО  «Академия социального образования»

Тетюшский филиал

Социально-экономический  факультет 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: «Психодиагностика найма, комплектования и оценки персонала»

на  тему: «Задачи и области применения психодиагностики» 
 
 

                  Работу выполнила студентка

                  5 курса гр. 9431/04 заочного отделения: Абмаева А.А.

                  Специальность:

                  «Управление персоналом»

                  Преподаватель: 
                   

  
 

г. Тетюши - 2011 г.

 

Содержание 

   Введение                                                                                                              3

  1. Задачи психодиагностики                                                                         5
  2. Области применения психодиагностики                                               7

    Заключение                                                                                                       10

    Список  использованных источников                                                               12 
     
     

 

 Введение 

      Отдел кадров или служба персонала организации. Соискатель рабочего места проходит собеседование и затем слышит примерно следующее: «Теперь мы Вас направляем к психологу и возьмем на работу, если он даст хорошее заключение». Пройдя тестирование и не получив никакой информации о его результатах, этот человек вновь обращается в службу персонала, где слышит: «Мы Вас не берем, потому что по заключению психолога, Вы нам не подходите». Или: школьный психолог приходит на родительское собрание и объявляет: «Я проводила тестирование каких-то особенностей ваших детей. Отклонения от нормы обнаружены у следующих ребят (зачитывает список фамилий)». Заинтересованные родители называют фамилии своих деток и просят уточнить, что не так. И психолог начинает разъяснять…

      Подобные  ситуации определяются не только недостаточным  уровнем подготовки специалистов и тем, что больше половины из них, по-видимому, не имеют представления о существовании этических принципов в психодиагностике (как во втором примере), но и тем, что во многих ситуациях (особенно при отборе персонала и в бизнесе) заказчик (тот, кто платит психологу деньги) заинтересован в результатах психодиагностического исследования, но отнюдь не в соблюдении этических норм. В связи с этими обстоятельствами психолог, желающий сохранить работу, вынужден идти на такие нарушения, как принудительность обследования для испытуемых, отсутствие обратной связи по полученным результатам, нарушение конфиденциальности и пр.

      Результатам является падение авторитета психодиагностики в сознании тех, кто подвергается психологическому тестированию: оно начинает восприниматься как загадочная и непонятная процедура, от которой ждут неприятностей; заключения психологов воспринимаются все более и более скептически.

      Настоящая работа подготовлена с учетом актуальности темы, поскольку, несмотря на существование всех изложенных проблем, практические психологи, работающие в школах, службах персонала и занимающиеся профотбором, обычно ценят психодиагностику и информацию, которую она дает.

     Развитие психологической диагностики способствует исследованиям и в других областях психологической науки. Дело в том, что знание и оценка индивидуальных различий между людьми необходимы для того, чтобы определить границы действия законов психологии, а также приблизить ее к реальной жизни, сделать практически полезной.

     Изучить, в каких именно областях применяется психодиагностика и какие задачи она выполняет, является целью данной работы. 

 

    1. Задачи психодиагностики 

     Предмет психодиагностики как науки многогранен  и ориентирован эмпирически.

     Основная  задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

     Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента  и ситуации экспертизы).

     В практике психодиагностики задачи определяются организацией исследования и связаны с распределением ответственности за его результат:

     1) Исследование в ситуации клиента  предполагает, что полученные данные  будут использоваться обратившимся. Его варианты:

     а) результат используется самим клиентом, например для саморазвития, коррекции поведения. Диагност при этом ответственен за корректность данных, этические аспекты диагноза, а клиент - за пути их использования;

     б) результат используется самим психологом-диагностом для постановки диагноза и определения путей психологического воздействия. Ответственность за технологию получения и использования данных лежит на психологе, а обратившийся за помощью имеет другие цели и, следовательно, ответственен за их исполнение.  

     Таким образом, в ситуации клиента человек сам обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

     2. Исследование в ситуации экспертизы  связано с оценкой, причем о  ее присутствии известно и диагносту и испытуемому. В этом случае обследование затруднено тем, что возникает проблема доверия в отношениях диагност-испытуемый, и необходимо уделять этому внимание. Важным моментом ситуации является и возрастание ответственности диагноста, связанной с организацией обследования и использованием его результатов.

     Можно выделить два варианта ситуаций:

     а) результаты диагностики используются администрацией учреждения в целях  вынесения суждения о соответствии-несоответствии должности для обследуемого;

     б) результат используется специалистом, находящимся на одном статусном  уровне с диагностом. В этом случае целью является комплексное воздействие.

     Т.е. в  исследовании в ситуации экспертизы человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

     Обобщая, делаем вывод: в ситуации клиента задачами диагностики является постановка диагноза и определение приемов и методов воздействия. В ситуации экспертизы на первый план выходит работа по согласованию целей диагностики и использование ее результатов, и лишь затем работа с испытуемым. 
 
 
 
 

 

      2. Области применения психодиагностики 

     Психодиагностические  методы и методики применяются в  разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.

     1. Одной из основных является  сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

     -контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

     -оценка школьной зрелости;

     -выявление причин неуспеваемости;

    -отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных -предметов; 
    -решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением,

конфликтных, агрессивных и пр.);

     -профессиональная ориентация и др.

     2. Психодиагностика активно используется  в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

     Диагностические методы исследования психологических  особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

     Значительную  роль в клиническом диагностическом  обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

     3. Еще одна область практического  применения психодиагностики - психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

     Особое  содержание имеет диагностика в  психологическом консультировании применительно к нормальному  детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

     4. Психодиагностика широко используется  для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности.

     Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального  обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального  распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию - помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

     5. Практическое применение психодиагностики  получило широкое распространение  в проведении судебно-психологических экспертиз.

     Работа  психолога - судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога - судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

Информация о работе Задачи и области применения психодиагностики