Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа
Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.
ВВЕДЕНИЕ. 3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Принцип системности и комплексности 5-8
2. Принцип правовой защищенности управленческого решения 9-9
3. Принцип оптимизации управления 9-12
4. Принцип делегирования полномочий 12-16
5. Принцип соответствия 16-17
6. Принцип автоматического замещения отсутствующего 17-18
7. Принцип первого руководителя 18-19
8. Принцип одноразового ввода информации 19-20
9. Принцип новых задач 20-21
10. Принцип повышения квалификации 21-23
11. Принцип "Монтера Мечникова" 23-24
12. Принцип цели 25-26
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31
12.
ПРИНЦИП ЦЕЛИ
В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. В кибернетике под целью понимается действие обратных связей, при которых информация о разнице между требуемым и фактором стимулирует приближение системы к оптимальному состоянию. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Производственное,
а тем более государственное управление
наряду со стратегическими целями должно
решать значительный комплекс взаимосвязанных
организационных, научных, социальных
и технических задач. Одновременно с традиционными,
заранее определенными задачами постоянно
возникают внештатные ситуации, которые
требуют безотлагательного оперативного
решения, и часто успех деятельности коллектива
зависит от умелого решения многочисленных
и неожиданно появляющихся острых проблем.
Искусство определять важнейшие тактические
цели, определять очередность и методы
их решения - основа искусства управления
и часто основывается на предвидении,
интуиции. Однако перечень ключевых, центральных
задач и, следовательно, ожидаемый эффект
от их решения, вполне может и должен быть
определен заранее по каждой из основных
подсистем управления.
Основные
цели важнейших подсистем
управления производством
Наименование подсистемы | Основная цель размещаемых в подсистеме задач |
Технико-экономического планирования | Разработка системы сравниваемых, наглядных технико-экономических показателей, основных плановых и производственных задач |
Оперативного управления | Обеспечение оперативного
графика выполнения основных производственных
задач при высокой |
Материально-технического обеспечения | Соблюдение графика поставки материально-технический ресурсов и комплектующих изделий |
Маркетинга | Обеспечение стабильного сбыта выпускаемой продукции |
Разнообразие целей и производственных задач столь велико, что назрела необходимость применения методов сетевого моделирования. Наибольшую популярность приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:
Большую популярную приобрели методы построения целевой модели в виде древовидного графа (дерево целей), вершиной которого является генеральная цель, а ветвями - комплексы задач, решение которых обеспечат достижение цели.
Метод построения дерева целей послужил основой для разработки концепции производственного и государственного управления, получившим название "управление по целям". В этом случае контроль и оценка деятельности каждого элемента системы управления осуществляется по достигнутым результатам. Для определения новых приоритетов и корректировки локальных целей применяется "менеджмент-аудит". Постоянная ориентация на генеральную цель предприятия и контроль достижения локальных целей характерны для японского менеджмента и многих фирм Америки и Европы. Однако метод управления по целям не будет эффективным при высокой централизации управления и слабой мотивации труда.
Целенаправленность
управления предполагает осознанное движение
к четкой и ясной цели (несмотря
на препятствия и даже вопреки
им). В последнее время появилось
понятие "напористость менеджера",
которое предусматривает
Примеры правильно поставленных целей:
Примеры неправильно поставленных целей:
Очевидно, что в первом случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например среднее время наработки на отказ продукта, или процент выхода годных изделий (например, изготовление микросхем).
Во втором случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы). Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (пр-р, по баллам) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, дистрибьютеров. Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.
Соотношение цели и достигнутых результатов.
Часто встречаются три варианта:
Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам
Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат - тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой "напористости" менеджеров, плохой системы управления организацией, в других- случаях - из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.
Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие в поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются. В экономике также возможны ситуации, когда цель, например повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).
Итак,
один из важнейших принципов управления
можно сформулировать - каждое
действие должно иметь
ясную и определенную
цель. Этот принцип распространяется
на все виды управления и до тактики поведения
личности на бытовом и межличностном уровнях.
РОССИЙСКИЙ
ОПЫТ
Выше были рассмотрены общие принципы управления предприятием. Попробуем осветить наглядно их на практике применения в России.
В СССР монополизм, доля государственной собственности в основных производственных фондах была около 90 %, государство монопольно решало все вопросы внешней торговли и валютных операций. Ориентация на создание крупных предприятий неизбежнло порождала крупных монополистов. Изжить монополизм оказалось нелегкой задачей, еще в 1993 г. 2% предприятий выпускал до 40 % всей продукции и получали более половины всей прибыли от деятельности промышленности России. Деятельность крупных предприятий в настоящее время контролируется Антимонопольным комитетом в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Объективности ради следует рассмотреть еще один вариант проведения экономических реформ - отказаться от реставрации частной собственности, от рыночных отношений и продолжать совершенствовать методы административно-планового управления народным хозяйством. Этого мнения придерживаются не только левые общественные движения, но и некоторые ученые-экономисты, а также значительная часть населения страны, недовольная ходом проведения реформ и с ностальгической тоской вспоминающая советское прошлое. Институт экономики РАН еще в 1992 г. разработал программу корректировки проводимых реформ и уже тогда отмечал целый ряд опасных для экономики страны тенденций. Ученые института подчеркивали неотложную необходимость восстановления управляемости отраслей народного хозяйства и принятия экстренных мер по преодолению спада производства. Среди этих мер предлагалось: стимулировать инвестиции в развитие предприятий, снизить налог на добавленную стоимость до 5-10 %, установить четкие лимиты процентных ставок по банковским кредитам и нормативы отчисления прибыли в фонд развития производства.
Доктор экономических наук С.Родин пророчески предупреждал, что курс на рыночный экстремизм породит не только катастрофический распад сложившейся социалистической экономической структуры, но и "будет сопровождаться серьезными социальными и политическими потрясениями".
Трудно поверить в необходимость и реальность отказа от рыночных отношений, но необходимость корректировки проводимых в стране преобразований очевидна. А. Лифщиц высказался вполне определенно "… по структурным параметрам экономики Россия становится все более похожей на развивающуюся страну…"
Часто упрекают новых предпринимателей за ориентир на получение максимальных прибылей, но ведь и руководители старых предприятий сейчас мало думают о людях - массовые увольнения, забастовки, длительные задержки выплаты зарплаты, даже голодовки не мешают многим директорам предприятий помнить о собственном кармане. Желание получить за свой труд возможно большую плату понятно и характерно для любого времени и для любого народа, но получить за труд, за инициативу, за продуманный коммерческий риск, а не за воровство и обман.
Итак, существует ряд проблем, без решения которых невозможно говорить о возрождении России:
В России существует несколько миллионов предприятий, из которых несколько тысяч - крупные с численностью более 5000 чел. многие имеют свою историю и принципы работы с персоналом, как одного из важнейших звеньев в управлении предприятием.
По-своему уникальна и может служить образцом передового опыта системы работы с персоналом ОАО "Заволжский моторный завод". (ОАО "ЗМЗ").
Строительство завода было начато в 1956 г. в г. Заволжье на правом берегу Волги сначала как филиала ГАЗ. Место для строительства было выбрано удачно: рядом Горьковская ГЭС, железнодорожная станция, растущий город Заволжье, речной порт в Городце. Датой основания завода считается 17 апреля 1958 г., когда постановлением ЦК КПСС Министров СССР было принято решение специализировать завод на выпуске бензиновых двигателей и ему было присвоено название "Заволжский моторный завод".