Зарубежный опыт управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Анализ элементов зарубежного опыта управления. …………………………...6
Модели управления……………………………………………………...6
Реализация отдельных функций управления………………………...10
Контроллинг как эффективный инструмент управления……. ……..11
Анализ организационных структур…………………………………………….17

2.1 Линейно-функциональная структура……………………....................17
Программно-целевая или матричная структура……………………...20

2.3 Особенности управления фирмой в рамках транснациональной корпорации………………………………………………………………………….24

3. Рекомендации по применению элементов зарубежного менеджмента

в российских условиях…………………………………………………………..29

3.1. Проблема выбора модели управления………………………………...29

3.2. Внедрение системы контроллинга……………………………………..30

3.3. Рекомендации по выбору организационной структуры……………...32

Заключение………………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Курс. Зарубежный опыт управления в организации.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Анализ элементов зарубежного опыта управления. …………………………...6

    1. Модели управления……………………………………………………...6
    2. Реализация отдельных функций управления………………………...10
    3.    Контроллинг как эффективный инструмент управления……. ……..11
  1. Анализ организационных структур…………………………………………….17

          2.1   Линейно-функциональная структура……………………....................17

    1.   Программно-целевая или матричная структура……………………...20

        2.3 Особенности управления фирмой в рамках транснациональной корпорации………………………………………………………………………….24

3. Рекомендации по применению элементов зарубежного менеджмента

в российских условиях…………………………………………………………..29

3.1. Проблема выбора модели управления………………………………...29

3.2. Внедрение системы контроллинга……………………………………..30

3.3. Рекомендации по выбору организационной структуры……………...32

Заключение………………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………………...36

 

Введение.

 

Теория и практика менеджмента  получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».

Актуальность темы данной работы является то, что одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.

До недавнего времени в отечественной  литературе преобладали критические  оценки теории и практики западного  менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в  целом создавали негативный фон  в общественном сознании.

Понятие «менеджер» в настоящее  время стало вполне привычным  и даже более употребительным  синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано  с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.

Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий видных специалистов в области управления западных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный оригинальный путь.

В мировой практике управления наблюдается  сосуществование различных моделей  управления: американской, японской, западноевропейской, в чем проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно-технического прогресса.

Задача российских руководителей  заключается не в механическом перенесении  опыта западного менеджмента, а  в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента  в российских организациях. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и управления, права, психологии, социологии. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран.

С учетом изложенного предметом исследования являются основные признаки и элементы каждой модели управления организацией.

Объектом исследования данной работы являются модели менеджмента.

Целью исследования работы является выявление особенностей и характерных черт зарубежного стиля управления.

Задачи данной курсовой работы:

  1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
  2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
  3. Провести анализ организационных структур.
  4. Дать рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ зарубежного опыта менеджмента.

1.1. Модели управления.

 

Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.

Суть американской модели менеджмента  заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

  • ставка делается на человека самореализующегося;
  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместным ценностями, как «клан»;
  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Признаки, характеризующие различные  модели управления организацией, приведены  в таблице 1.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма  – открытая система. Главные предпосылки  ее успеха лежат не внутри, а вне нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия внешней среды.

Организационные механизмы приспосабливаются  к выявлению новых проблем  и выработке новых решений.

Воплощением нового подхода стало  стратегическое управление, которое  предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием  ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.д.

 

Таблица 1.

Характеристика основных типов  организаций.

Американская модель

Японская модель

Индивидуалистическая (информационная) модель

1. Найм работников на относительно  короткое время

1. Пожизненный найм работников

1. Долгосрочный найм

2. Индивидуальное принятие решений

2. Коллективное принятие решений

2. Коллективное принятие решений

3. Индивидуальная ответственность

3. Коллективная ответственность

3. Индивидуальная ответственность

4. Быстрое развитие и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

5. Механизмы явного, точного контроля

5. Механизмы косвенного контроля

5. Косвенный, неформальный контроль  с точными, формализованными критериями

6. Создание условий для специализированной  карьеры работников (по вертикали)

6. Создание условий для неспециализированной  карьеры работников (диверсифицированный  подход)

6. Умеренно специализированная  карьера работников

7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как  таковому

7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности

7. Холистический подход, включая  семью


 

 

Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку  каждая фирма уникальна. Фирма должна искать свою собственную модель. К  факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:

    • размер фирмы;
    • характер продукции;
    • характер внешней среды.

С точки зрения последнего фактора  выделяют следующие модели управления:

  • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
  • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
  • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
  • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды, проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как постоянно изменяются и сама фирма, и внешняя среда. Большинство американских компаний осуществляют организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным  критерием является обеспечение  эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

  • небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
    • небольшое число уровней управления;
    • ориентация всей деятельности фирмы на потребителя.

 

    1. Реализация отдельных функций управления.

 

Под функциями менеджмента (управления) понимаются несколько обособленные процессы направления деятельности менеджера, позволяющие осуществлять управляющее воздействие. Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления, а это одновременно означает, что они постоянно модифицируются и углубляются. Различные авторы классифицируют функции управления несколько по-разному. Например, Мескон и др. выделяют планирование, организацию, мотивацию и контроль, И. Герчикова выделяет маркетинг, планирование, организацию и контроль. Авторы «Книги делового человека» различают семь функций управления: целеполагание, организацию, стимулирование, планирование, учет, контроль и регулирование. Ю. Кузнецов предлагает выделять следующие функции менеджмента:

Информация о работе Зарубежный опыт управления в организации