Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:42, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования 6
1.1. Понятие «кредит» и «система кредитования» 6
1.2. Принципы кредитования 15
1.3. Кредитные операции банка 18
Глава 2. Теоретические основы потребительского кредитования 29
2.1. Государственное регулирование потребительского кредитования в РФ 29
2.2. Законодательное регулирование потребительского кредитования 35
2.3. Основные теоретические положения применения потребительского кредитования в России и за рубежом 43
Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования 65
3.1. Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2006 году 65
3.2. Анализ потребительского кредитования на примере ОАО «Русский Банк Развития» 68
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования в РФ 79
Заключение 84
Список литературы 85
Приложение 1 89
Приложение 2 91
Быстрыми темпами идет этот процесс и на юге России. Юго-Западный банк Сбербанка России, обслуживающий территорию Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея, в 2006 году выдал частным клиентам кредитов на общую сумму 7,7 млрд. рублей.
В настоящее банки могут предложить населению более 20 видов различных кредитов, 5 из которых внедрены Сбербанком в уходящем году. Это новые кредитные продукты, относящиеся к категории потребительских - "Доверительный", "Единовременный", "Возобновляемый", "Пенсионный", а также уже получивший широкую известность кредит "Молодая семья", предназначенный для решения жилищной проблемы молодежи.
Кроме того, принимая во внимание конъюнктуру рынка и пожелания клиентов, произошло выделение из "Связанного кредитования" в отдельные, самостоятельные виды "Автокредита" и "Товарного кредита".
Надо четко представлять, что, получая в кредит денежные средства, человек должен будет вернуть их в строго определенное договором время. Наверное, любой из нас не будет одалживать деньги незнакомым людям или тем, кто, по имеющимся сведениям, не сможет расплатиться по долгу или имеет плохую репутацию. Так же и в банке. Предоставляя кредит, любое финансово-кредитное учреждение требует твердых гарантий его возврата. Прежде всего, стабильный источник дохода заемщика и обеспечение возврата кредита.
Банки принимают различные виды обеспечения возврата кредита. Среди них - поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода; поручительства юридических лиц; залог ликвидного имущества граждан и другие.
Глава 2. Теоретические основы потребительского кредитования
2.1. Государственное регулирование потребительского кредитования в РФ
Государственное регулирование кредитных отношений выражается прежде всего в принятии федеральными органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования, порядок регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций и в осуществлении Центральным банком Российской Федерации от имени государства банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, Банковское потребительское кредитование тесным образом связано с государственным (и муниципальным) кредитом. Вместе с тем оно находится под регулирующим воздействием государства.
Важным звеном осуществления государством кредитного потребительского регулирования является разработка и реализация его кредитной политики.
Кредитная политика государства, в системе государственного регулирования - кредитных отношений, определяется как необходимое условие целенаправленного осуществления финансовой деятельности государства, содержание которой определяется совокупностью экономических методов, закрепленных нормами финансового права, направленных на регулирование государственной экономики.
Комплекс мер государственного регулирования, направленный на обеспечение надежности и финансовой устойчивости банков и иных кредитных организаций при осуществлении банковской деятельности и, следовательно, при совершении банковских операций показывает возможность отнесения к банковским операциям только тех сделок, которые определяют сущность банков и характеризуются разрешительным порядком совершения, посредством лицензирования, а также установлением со стороны государства контроля и надзора за законностью их совершения.
Категория «банковская
кредитная потребительская
С организационно-правовой
стороны осуществление
Регулируя сферу потребительских кредитных отношений, государство применяет различные по своему содержанию формы воздействия на нее. В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существует несколько подходов и соответственно ряд программ кредитной политики.
В соответствии с действующим банковским законодательством для государственного регулирования и управления деятельностью кредитной банковской системы, необходимо: во-первых, обязательное лицензирование профессиональной деятельности банков; во-вторых, соблюдение банками и иными кредитными организациями правовых норм и общих правил, регулирующих порядок проведения банковских операций; в-третьих, осуществление надзора за банками и иными кредитными организациям и со стороны государства в лице Банка России в рамках, предоставленных ему законом полномочий; в-четвертых, установление, в соответствии со ст. 61 Закона о Банке России, для субъектов потребительского уровня банковской системы экономических нормативов. Указанные меры в системе государственного регулирования кредитных потребительских отношений направлены на обеспечение стабильности кредитно-финансовой системы государства в целом и банковской системы, в частности, т.е. носят публичный характер.
Рассмотрим механизмы государственного регулирования потребительского кредитования в РФ на примере Сберегательного банка.
Многочисленные филиалы
Сберегательного банка
Финансовый кризис 1998 года негативным образом отразился на экономической ситуации в России в целом. Это, разумеется, повлияло и на платежеспособность населения, и, следовательно, на развитие программы потребительского кредитования в Сбербанке России: остаток задолженности по кредитам физических лиц в наших филиалах за 1998 год снизился на 20% - с 4,72 млрд. рублей до 3,82 млрд. рублей.
В дальнейшем, по мере стабилизации экономики страны и роста доходов населения, постепенно росли и объемы кредитов, выданных Сбербанком России гражданам. С января 1999 года по июль 2006 остаток задолженности по кредитам физических лиц за увеличился почти в шесть раз - до 22,56 млрд. рублей. Интересно проследить динамику этого роста. В 1999 году филиалами банка выдано населению кредитов на 7,3 млрд. рублей, в том числе рублевых - на 7,1 млрд. рублей, в иностранной валюте - на $10,0 млн., а в 2000-м - уже на сумму 26,0 млрд. рублей, в том числе рублевых - на 25 млрд. рублей и на $ 36,3 млн. - валютных.
Характерно, что в общем объеме потребительских кредитов ссуды, имеющие просроченную задолженность, составляют незначительную часть: к примеру, на начало 2007 года остаток просроченной задолженности в общем остатке задолженности по кредитам населению составлял около 1%.
Развитие кредитования граждан - одно из основных направлений кредитной политики Сбербанка России. В настоящее время кроме традиционных видов (кредита на неотложные нужды и кредита на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости), филиалы Сбербанка России предоставляют:
Сбербанк предлагает широкий спектр потребительских кредитов. Соответственно и подходы, в зависимости от назначения и размера ссуды, различные - как к обеспечению суммы кредита, так и к оценке платежеспособности клиента или поручителя.
Определяя сумму по ссудам
на неотложные нужды, приобретение, строительство
и реконструкцию объектов недвижимости,
“связанным” и “
Более простая ситуация с кредитами под залог ценных бумаг или мерных слитков драгоценных металлов - здесь максимальная сумма определяется на основании залоговой стоимости представленного обеспечения. Для корпоративных кредитов решающим становится анализ финансового состояния предприятия, выступающего поручителем, в рамках установленного лимита риска.
К сожалению, в нашей стране пока что отсутствует сколько-нибудь доступная информационная система, которая позволила бы банкам проверить финансовую благонадежность клиентов. Поэтому как правило, банки вынуждены справляться своими силами, изобретая свои методики определения платежеспособности. Специалисты Сбербанка разработали специальную анкету, которая позволяет получить более подробную информацию о клиенте, провести анализ его кредитоспособности и таким образом облегчить принятие решения о возможности сотрудничества с ним. Методика эта основана на действующем законодательстве и опыте работы на рынке потребительского кредитования.
Конечно, и анкета, и
другие формы анализа
В кредитной практике Сбербанка России, как известно, активно используется механизм поручительства.
Поручителем по кредиту может стать как юридическое, так и физическое лицо. Во втором случае поручитель - это платежеспособный гражданин Российской Федерации, имеющий постоянный доход. Возрастная амплитуда достаточно широка: от 18 до 70 лет. Есть, правда, дополнительное условие - к моменту возврата кредита, предусмотренному договором, возраст поручителя не должен превышать 75 лет.
В соответствии с договором поручительства, поручитель и заемщик несут солидарную ответственность за своевременное погашение и обслуживание кредита. Если обязательства заемщиком нарушаются, банк начинает претензионно-исковую работу - и с заемщиком, и с поручителями. Требования к тем и другим предъявляются одновременно. Все остальные меры, включая принудительное взыскание задолженности, предпринимаются в полном соответствии с действующим законодательством - в судебном порядке.
Безусловно, кредитование населения сегодня является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений банковской деятельности. Что же касается спроса на эту услугу, то ответ напрашивается сам собой. Экономическая стабильность и связанные с ней рост доходов и уверенность людей в завтрашнем дне - вот те условия, которые способны положительно влиять на развитие рынка потребительских кредитов. Еще одно необходимое условие - грамотные принципы кредитной политики банков, поскольку одновременно с увеличением спроса на кредиты будет усиливаться и конкуренция между банками за лидерство в этом секторе услуг.
В планах Сбербанка России - увеличение доли потребительских кредитов в кредитном портфеле: как за счет увеличения объемов кредитования, так и путем продвижения новых продуктов, которые мы в банке разрабатываем, стараясь учитывать потребности различных возрастных и социальных групп населения.32
2.2. Законодательное регулирование потребительского кредитования
Согласно статье 823 ГК РФ потребительский кредит может иметь применение только в таких договорах, предметом которых являются вещи, определенные родовыми признаками. Потребительский кредит может быть кредитом покупателя, предоставляемым в виде аванса или предварительной оплаты, или кредитом поставщика, если он предоставляется в форме отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. К потребительскому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Применительно к договору купли-продажи ГК РФ различает три вида потребительского кредита: предварительную оплату (статья 487), оплату товара в кредит (с отсрочкой - статья 488) и оплату товара в рассрочку (статья 489).
В случаях, когда договором
купли-продажи предусмотрена