Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:15, контрольная работа
Цель самостоятельной работы – изучить, проанализировать банковские услуги, предоставляемых кредитными институтами. Предмет изучения – кредитование малого и среднего бизнеса. Объект изучения – кредитные институты.
Введение 3
1 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса 5
1.1 Основная проблема кредитования малого и среднего бизнеса 5
1.2 Проблемы кредитования нового бизнеса 7
1.3 Причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса 9
2 Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса 13
2.1 Способы решения проблем кредитования малого бизнеса 13
2.2 Меры по созданию благоприятных условий для кредитования 16
3 Программы кредитования малого и среднего бизнеса 21
3.1 Программы кредитования малого бизнеса в банках «УралСиб» и «Сбербанк» 21
3.2 Особенности кредитования малого бизнеса на примере ОАО «Русь-Банк»
23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Банк «УралСиб» является одним из немногих финансовых учреждений, предоставляющих кредиты на начало бизнеса. Условия по ним почти не отличаются от стандартных. Но проводится более тщательный анализ бизнес-плана и обязательно требуется поручитель — предприниматель с действующим бизнесом либо сторонняя организация. При кредитовании на начало бизнеса клиенту предоставляется отсрочка платежа: первые месяцы он платит только проценты, а основной долг начинает гасить через 3-6 месяцев.
Банк «УралСиб» расширяет спектр и ассортимент услуг, открывает для клиентов кредитные линии. В рамках одной линии предприниматель может получить сразу несколько кредитов на срок, который ему необходим. Такая схема очень востребована на рынке. Особенно при инвестиционных и кредитах на начало бизнеса.
3.2 Особенности кредитования предприятий малого и среднего бизнеса на примере ОАО «Русь-Банк»
Основными видами деятельности ОАО «Русь-Банк» является предоставление банковских услуг частным клиентам, а также предприятиям среднего и малого бизнеса.
В течение практически всего 2010 года можно было наблюдать ужесточение условий кредитования и сокращение количества доступных кредитных предложений от банков. В этой ситуации Русь-Банк не только не потерял, но и упрочил достигнутые позиции на рынке финансирования, поддержки и развития среднего и малого предпринимательства страны. В течение всего 2010 года в Русь-Банке наблюдалась тенденция привлечения заемщиками более долгосрочных кредитных ресурсов: если на начало года доля кредитов, выданных на срок более года, составляла около 60%, то на конец года данный показатель вырос до 75%. Несмотря на снижение портфеля по кредитованию СМБ в первом полугодии к концу 2010 года удалось переломить ситуацию, и наметился его рост. Во многом, этому способствовали либерализация и модернизация условий предоставления Русь-Банком кредитных продуктов исходя из потребностей клиентов малого и среднего бизнеса.
В своей работе Банк ориентируется на розничных клиентов и предприятия малого и среднего бизнеса, которым предлагаются современные продукты и новейшие технологии обслуживания. Непрерывно повышая стандарты своей деятельности, Банк достиг уровня сервиса, который может удовлетворить запросы любого клиента. Русь-Банк предлагает корпоративным клиентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) полный набор продуктов для размещения средств, предназначенных как для текущей деятельности, так и для получения дохода на временно свободные средства; предоставляет полный спектр услуг по расчетно-кассовому обслуживанию и валютному контролю. Линейка стандартных продуктов Банка включает все виды банковских счетов - расчетные, накопительные, бюджетные, специальные банковские счета, счета доверительного управления. Банк проводит гибкую тарифную политику, максимально учитывая особенности региональных рынков и отдельных клиентов. В 2010 году Банк постоянно поддерживал привлекательные процентные ставки и условия по депозитам, уровень процентов на неснижаемые и среднедневные остатки, сертификаты, векселя. В 2011 году Банк продолжает повышать качество обслуживания, развивая систему клиентских менеджеров, как основу продвижения продуктов, а также привлечения и сопровождения клиентов, позволяющую обеспечить максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов. Банк будет развивать услуги дистанционного банковского обслуживания и управления счетом для клиентов, имеющих разветвленную холдинговую структуру. В области тарифной политики будут разрабатываться тарифные планы и пакеты услуг расчетно-кассового обслуживания, ориентированные на различные виды деятельности и категории клиентов.
Анализ кредитных операций банка зачастую сводится к мониторингу его кредитного портфеля. Проведение анализа кредитного портфеля банка на регулярной основе необходимо, прежде всего, органам управления банка. На основе результатов проведенного анализа кредитного портфеля и оценки его качества в банке может проводиться разработка новой кредитной политики или с учетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитование малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами. Однако для большинства малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен: подход банков к оценке их бизнеса остается крайне жестким.
Стремительный рост кредитования привел к заметному увеличению кредитного портфеля малого и среднего бизнеса - на 14,5% по сравнению с началом года. По темпам роста портфеля кредитование малого и среднего бизнеса в России продолжает со значительным отрывом опережать корпоративный сегмент (1,9%) и розничное кредитование (2,8%). В результате доля малого и среднего бизнеса в условиях кризиса в портфеле кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устойчиво растет.
Устойчивый рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка. Предложение опережает спрос, все банки заявляют о снижении комиссии и ставок, смягчают требования к залогам. Очевидно, что в условиях столь активной конкурентной борьбы и все еще недостаточного числа надежных заемщиков доступ на рынок новых участников сильно затруднен. Действующие на рынке банки вынуждены конкурировать за ограниченное число хороших заемщиков.
Последние годы стали важным этапом в продвижении к стратегической цели Русь-Банка - завоеванию лидерских позиций в сегментах розничного бизнеса и кредитования среднего и малого бизнеса. Развитие розничного направления деятельности и расширение банковских услуг для предприятий среднего и малого бизнеса базируются на уникальной маркетинговой модели, основная суть которой и выражается слоганом «Близкий Вам Банк!». Улучшая качество обслуживания, совершенствуя продукты и услуги, постоянно предлагая своим клиентам интересные акции и программы, ОАО Русь-Банк существенно нарастил клиентскую базу. При этом хорошую динамику заявил розничный портфель Банка, продемонстрировав устойчивый рост выше рыночных показателей. Объем привлеченных в 2010 году средств розничных клиентов превысил 6,9 млрд. рублей.
Активно развивается Программа кредитования среднего и малого бизнеса, в рамках которой к концу 2010 года было выдано более 1350 кредитов на сумму 2,9 млрд. рублей. Действующий кредитный портфель малого и среднего бизнеса за 2010 год вырос в 3,5 раза и составил 2,5 млрд. рублей.
Последовательно укреплялось сотрудничество ОАО Русь-Банка с главным стратегическим партнером - Группой компаний «Росгосстрах». Особое внимание в этой работе уделено развитию совместных розничных и корпоративных программ. Банк оптимистично рассматривает итоги прошедшего года, конкретными результатами подтвердившего правильность выбранной стратегии и эффективность организации работы на всех уровнях.
Но даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен из-за очень жесткого подхода банков к оценке их бизнеса.
Очевидно, что для расширения доступа к деньгам малым предприятиям необходимы меры, отличные от снижения ставки рефинансирования. Ведь ставка определяется уровнем рисков, а риски по малым предприятиям для банков все еще очень высоки. В 2010 году государственная поддержка рынка осуществлялась в рамках программ Российского банка развития и через деятельность гарантийных фондов. В рамках программы «Рефинансирование» Российский банк развития предоставил банкам-партнерам около 23 млрд. рублей кредитных ресурсов, что составляет менее 1% общего объема рынка. Так, по состоянию на 1 сентября 2010 года средняя ставка по кредитам малого и среднего бизнеса, предоставленным банками по программе «Рефинансирование», составила 15,3%, что сопоставимо со средневзвешенными ставками по собственным программам банков.
Кредитование малого и среднего бизнеса
по-прежнему остается очень привлекательным
сегментом для российских банков. С каждым
годом многие банки запускают новые специализированные
программы кредитования малого и среднего
бизнеса. Многие финансовые институты
смягчают требования к потенциальным
заемщикам, в частности в отношении обеспечения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка по итогам 2003 г. Ресурсный центр малого предпринимательства по Международному Развитию. М., 2006.
2. Достаточно одной бумажки. Почему банки не жалеют средств на автоматизацию отбора заемщиков // Smart Money. 2006. N 2.
3. Ибадова Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2008.
4. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики упр. - 2010. - №2. - С. 111-117.
5. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. 2008.
6. Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №18. - С. 62-66.
7. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 284 с.
8. Архипов Ю.А. Государственная поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития // Микроэкономика. - 2010. - №1. - С. 56-60.
9. Исаева Е.В. Развитие малого бизнеса на основе партнерства // ЭКО. - 2010. - №5. - С. 133-143.
10.Условия и факторы развития малого предпринимательства в России. Отчет по результатам всероссийского исследования "ОПОРЫ РОССИИ". ВЦИОМ. М., 2007.
11. www.rcsme.ru - сайт Ресурсного центра
малого предпринимательства.
Информация о работе Анализ кредитования малого и среднего бизнеса