Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 05:00, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами зарубежных платежных систем на примере ОАО КБ «Восточный». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть зарубежные платежные системы на финансовом рынке России и региона;
- проанализировать работу коммерческого банка с банковскими карточками зарубежных платежных систем
Введение 3
1 Зарубежные платежные системы на финансовом рынке России
и региона 5
1.1 Характеристика ОАО КБ «Восточный» 5
1.2 Характеристика зарубежных платежных систем 14
2 Анализ работы коммерческого банка с банковскими карточками
зарубежных платежных систем 20
2.1 Характеристика организационной структуры ОАО КБ «Восточный», отвечающей за работу с банковскими карточками 20 21
2.2 Анализ деятельности банка на рынке карточных продуктов 31 2.3 Перспективы продвижения карточек на рынке региона 34
Заключение 43
Список использованных источников
По типам продукта пластиковые карты ОАО КБ «Восточный» делятся на:
- дебетовые:
а) индивидуальные персонифицированные;
б) пенсионные неперсонифицированные;
в) зарплатные;
- кредитные:
- индивидуальные персонифицированные;
- неперсонифицированнные.
С 2006 года Банк самостоятельно выпускает и обслуживает свои карты.
Отдел платежных карточек является структурным подразделением ОАО КБ «Восточный»
В своей деятельности руководствуется действующим законодательством, постановлениями Правительства, нормативными актами, Уставом ОАО КБ «Восточный» и процедурами банка.
Руководитель Отдела платежных карточек непосредственно подчиняется Управляющему Фронт-офиса.
Отдел платежных карточек обеспечивает поддержку и контроль РКО по работе с платежными карточками, осуществляет мониторинг, анализ, определение рекомендаций и осуществление мер по продвижению карточного бизнеса в регионе, обеспечивает бесперебойную и качественную работу карточного оборудования.
Работники отдела назначаются и освобождаются от должностей приказом Директора филиала.
Основные задачи:
- Повышение продаж карточных продуктов.
- Мониторинг, анализ, определение рекомендаций и осуществление мер по продвижению карточного бизнеса в регионе.
- Повышение эффективности банкоматов и pos-терминалов.
- Обеспечение своевременной и качественной работы по проведению операций, связанных с пластиковыми карточками.
- Поддержка и контроль РКО по работе с платежными карточками.
- Осуществление мероприятий, способствующих повышению эффективности и качества совершаемых операций, профессиональной подготовки сотрудников отдела/сектора и всех заинтересованных подразделений филиала.
Основные функции карточного отдела
- Организация работы по выпуску и выдаче карточек.
- Обработка заявок на кредитные лимиты по карт-счетам.
- Решение диспутных ситуаций.
- Координация, консультация и помощь в организации продаж карточных продуктов в РКО.
- Проведение анализа рынка платежных карточек и выявление потенциальных клиентов.
- Разработка планов продаж карточных продуктов для РКО и осуществление мероприятия по их выполнению.
- Установка планов по установке устройств и внедрение методов повышения эффективности устройств.
- Разработка и осуществление мероприятий, способствующих повышению эффективности и качества совершаемых операций, профессиональной подготовки работников РКО.
- Повышение рентабельности устройств.
- Развитие эквайринговой сети.
- Обучение сотрудников банка и коммерсантов по признакам подлинности карточек.
- Обработка заявлений и открытие карточных счетов в ЦКБ и Карточном модуле.
- Получение карточек и пин-конвертов с Головного офиса и отправка в РКО.
- Работа с карточным модулем.
- Организация работы по установке банковского оборудования (банкомат pos-терминал, импринтер).
Права и ответственность работников. Работники отдела/сектора платежных карточек имеют право:
- Получать от структурных подразделений филиала материалы, справки, документы и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на отдел/сектор обязанностей, с соблюдением установленных Банком ограничений доступа к информации;
- Вести переговоры и переписку с Банками, Таможенным Управлением, Налоговыми комитетами, правоохранительными органами, юридическими лицами в соответствии с действующими внутренними нормативными документами и указаниями руководства филиала по вопросам, связанным с деятельностью отдела;
- Вносить на рассмотрение руководству филиала предложения по совершенствованию деятельности отдела платежных карточек;
Рассмотрим более детально платежную систему «Золотая Корона». Она развивает одно из самых перспективных направлений финансового рынка - безналичные платежи с помощью пластиковых карт. Логотип «Золотой Короны» можно встретить во многих регионах страны. Это и банковские, зарплатные, бензиновые, клубные, магазинные и корпоративные карты. На сегодняшний день это развивающаяся платежная система в России, использующая микропроцессорные карты[21].
Система «Золотая Корона» изначально ориентировалась на развитие технологий с использованием микропроцессорных карт, что дает определенные конкурентные преимущества. Новейшие проекты компании базируются на Интернет-технологиях и охватывают области от покупок продуктов питания и автомобилей до удаленного предоставления финансовых услуг.
Пластиковая карта «Золотая Корона» предназначена для расчетов за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях, а также получения наличных денежных средств в сети банкоматов и пунктов выдачи наличных на территории России. Карта защищена четырехзначным Pin- кодом, который первоначально определяется банком. После трехкратного неверно набранного Pin- кода, в целях безопасности владельца карты, карта автоматически блокируется, что исключает возможность воспользоваться картой постороннему лицу.
На 01.01.2011 г. банком эмитировано 104 000 карт, что в два раза превышает аналогичный показатель 2010 года и позволило ОАО КБ «Восточный» подняться в рейтинге российских банков – членов платежной системы «Золотая Корона»: с 6 на 3 место по количеству эмитированных карт; с 7 на 3 место по обороту.
Расширение инфраструктуры произошло за счет организации выдачи наличных денежных средств через почтовые отделения и на АЗС, а также за счет установки терминалов в столовых на предприятиях - участниках зарплатных проектов с целью приобщения держателей карт к безналичной оплате в торгово-сервисной сети.
Сегодня "Электронные карты" (карты VISA Electron, MasterCard Maestro) предназначены для осуществления безналичных расчетов за товары и услуги и получения наличных денежных средств в банкоматах и кассах. Среди всех международных пластиковых карт являются наиболее доступными: они сочетают в себе невысокую стоимость и возможность получения наличных денежных средств в более чем 900 тыс. банкоматов, возможность оплачивать товары и услуги в более чем 5 млн. торгово-сервисных предприятий, обеспечивают сохранность ваших денежных средств благодаря обязательной авторизации (проверке) всех операций по карте[22].
2.2 Анализ деятельности банка на рынке карточных продуктов
"Классические карты" (карты VISA Classic, MasterCard Standard) – это самые популярные и распространенные карты в мире, они сочетают в себе оптимальное соотношение стоимости и спектра предоставляемых услуг.
Имеют самую широкую в мире сеть приема, позволяют получать наличные денежные средства в более чем 900 тыс. банкоматов, осуществлять оплату товаров и услуг в более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий.
Они могут быть использованы для оплаты товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях, оснащенных не только электронными терминалами, но и импринтерами (где нет связи с банком).
Держателям карт гарантирован высочайший уровень сервиса по всему миру, в виде услуг информационной помощи на русском языке от компании SOS International практически во всех ключевых аспектах путешествия, начиная от поиска и резервирования подходящего отеля или информации о нужном рейсе и заканчивая помощью в переводе документов или поиске нужного товара. Также SOS International оказывает содействие в решении медицинских и юридических вопросов
"Золотые карты" (карты VISA Gold, MasterCard Gold) подчеркивают вашу престижность и гарантируют высочайший уровень сервиса по всему миру. Эксклюзивные карты – признак состоятельности и подтверждение вашего особого статуса.
Держателям карт гарантирован высочайший уровень сервиса по всему миру, в виде услуг информационной помощи на русском языке от компании SOS International практически во всех ключевых аспектах путешествия, начиная от поиска и резервирования подходящего отеля или информации о нужном рейсе и заканчивая помощью в переводе документов или поиске нужного товара. Также SOS International оказывает содействие в решении медицинских и юридических вопросов[22].
Карта включает в себя страхование здоровья, жизни и багажа. Страховка распространяется на любую поездку за рубеж, которая полностью или частично оплачена картой. Они позволяют получать наличные денежные средства в более чем 900 тыс. банкоматов, осуществлять оплату товаров и услуг в более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий.
В Банке действуют следующие тарифные планы:
1. «Комфорт - Бизнес»
2. «Комфорт»
3. Индивидуальный
ОАО КБ «Восточный» осуществляет продажу пластиковых карт следующим образом:
1. Прямые продажи Корпоративного Банка
2. Прямые продажи Отделов Кросс – продаж РБ
3. Работа с партнерами (Бизнес – школы, тренинги, семинары, конференции, пенсионные фонды)
4. Прямые продажи операционистов во фронт – офисах (открытие вклада, индивидуальная карта в личное пользование)
Нормативы на 2011 год:
1. Доходность 1 карты - 330 рублей
2. Доходность 1 предприятия – 20 тыс. рублей
3. Доходность 1 банкомата – 660 тыс. рублей
4. Доходность 1 терминала – 70 тыс. рублей
5. Доходность 1 кросс – продажника – 2 млн. рублей
Аудитория на Зарплатный проект: малый и средний бизнес, сфера деятельности - торговля, строительство, производство, услуги и др. Количество сотрудников – от 50 человек. Фонд оплаты труда – от 500 000 рублей. Заработная плата в «белую».
Анализируя работу банка на рынке пластиковых карт, следует отметить то, что общий объем пластиковых карт, эмитированных ОАО КБ «Восточный» в 2011 году, вырос на 76% по сравнению с 2010 годом и превысил 1,9 млн штук. При этом в 2010 году банком было выпущено 695 263 международных пластиковых карт (VISA и Master Card), и общий объем эмиссии достиг 1110734 штук. Общий эквайринговый оборот за год составил $1,9 млрд. За 2011 год банком выпущено 134528 карт «Золотая корона», общий объем эмиссии карт платежной системы – 809218 штук. Общий эквайринговый оборот за год составил $837 млн.
С 1 февраля 2011 года ОАО КБ «Восточный» приступил к эмиссии банковских карт международной платежной системы «MasterCard International». В течение 11 месяцев 2011 года было эмитировано свыше 50 тысяч карт данной платежной системы. Банком предусмотрен выпуск карт Master Card Maestro, Master Card Standart (минимальная сумма первоначального взноса 3000 рублей) и Master Card Gold ( минимальный первоначальный взнос 30 000 рублей) по шести тарифным планам.
Учитывая высокий потенциал рынка развития кредитных карт, внедрение MasterCard позволит клиентам банка расширить выбор платежных систем, получивших наибольшее распространение, как в России, так и за рубежом. Держатели пластиковых карт MasterCard смогут получать наличные и рассчитываться в торговых терминалах по всей сети присутствия ОАО КБ «Восточный» и по всему миру.
Таким образом, подводя итог исследования рынка пластиковых карт в практическом аспекте, можно сделать вывод о том, что одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Однако вместе с тем в 2010г. в России набирала силу тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса. По итогам года в 18 регионах страны банки эмитировали более 1 млн. карточек.
В структуре эмиссии по-прежнему подавляющую часть эмитированных карточек составляют продукты для физических лиц. В 2010г. для юридических лиц было выпущено всего 180 800 карточек, или 1,7% общей эмиссии. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.
За период с 2003г. по 2010г. общая эмиссия банковских карточек в стране выросла с 10,5 до 103,5 млн. шт. Среди держателей карточек подавляющее большинство составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%.
В России действует огромное количество банков, занимающихся эмиссией пластиковых карт. ОАО КБ «Восточный» – крупнейший сетевой банк России. Банк является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем. ОАО КБ «Восточный» является региональным лидером по эмиссии пластиковых карт.
2.3 Перспективы продвижения карточек на рынке региона
Проблема конкуренции, прежде всего в рыночной экономике, выступает в качестве одного из глобальных вопросов экономической теории. Конкуренция — это экономическое соревнование между субъектами хозяйственной деятельности за возможность получения максимума прибыли и упрочения положения на рынке. Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно возрастает. Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности банковских продуктов целесообразно сначала осветить более широкое понятие — банковская конкуренция. В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели.