Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Рассмотреть особенности правового и имущественного статуса Центрального Банка Российской Федерации;
Цели, задачи, принципы Центрального Банка Российской Федерации;
Структуру и функции Банка России;
Провести анализ денежно-кредитной политики Банка России
Введение 4
Глава 1 Банк России. Его история, статус, основные цели и задачи 7
1.1 Особенности правового и имущественного статуса Центрального Банка Российской Федерации 7
1.2 Цели, задачи, принципы Центрального Банка Российской Федерации 10
1.3 Структура и функции Банка России 14
Глава 2 Анализ основных показателей деятельности Банка России 25
2.1.Анализ денежно-кредитной политики Банка России 25
2.2.Анализ тенденций развития платежной системы Банка России 41
Глава 3.Рекомендации по развитию платежной и денежно-кредитной политики Банка России 58
3.1.Мероприятия по развитию платежной системы Банка России 58
3.2.Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Банка России 59
3.3.Прогнозирование макроэкономического развития Российской Федерации 69
Заключение 80
Список использованной литературы 87
В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут разработаны нормативные акты по следующим направлениям:
– регулирование платежной
– регулирование платежных
– обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств.
В целях обеспечения развития национальной платежной системы Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию национального стандарта осуществления безналичных расчетов на основе методологии ISO 20022 и его дальнейшему внедрению в национальную платежную систему.
……….
В соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными
Расчеты по денежной программе на 2012 – 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 – 20%, в 2013 году – 16 – 19%, в 2014 году – 17 – 20%.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 – 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 – 16%, в 2013 году – 12 – 14%, в 2014 году – 13 – 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов – в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 – 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 – 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте – его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 – 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 – 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году – на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 – 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам.
При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 – 2014 годах может составить около 4% ВВП.
Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований – к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году.
Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 – 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 – 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
…….
Неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе.
Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.
Прогнозируется замедление в 2012 году
инфляции в большинстве стран
– торговых партнеров России, что
объясняется ожидаемым уменьшен
В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом.
Ухудшение ситуации на мировых финансовых
рынках может повлиять на отток капитала
из страны, однако продолжение восстановительных
процессов в российской экономике,
улучшение инвестиционного
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 – 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель. В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
В основе второго варианта рассматривается
прогноз Правительства
Рисунок 8. Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)15
Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
………..
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Банк России осуществляет свои функции
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным
Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг. является снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
В то же время решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.
Основная масса переводов
В Платежной системе Банка России функционируют системы расчетов, различающиеся по территориальному охвату, объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу участников и платежным инструментам, скорости проведения платежей и используемой технологии, включающие в себя: – более 70 отдельных систем ВЭР и систему МЭР; – систему БЭСП – систему расчетов с применением авизо.
Анализ развития платежной системы Банка России за 2009-2011гг. показал, что количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, увеличилось на 35% и составило 940,1 млн. платежей, а объем платежей вырос на 92,4% - до 514,2 трлн.рублей. Около 60% от общего объема платежей, проведенных через платежную систему России, приходилось на платежи, осуществленные через платежную систему Банка России. Подавляющее большинство платежей осуществлялось с использованием электронных технологий. Доля таких платежей на конец 2011г. по количеству составила 99,5%, а по объему – 99,6%.
В 2012 – 2014 годах Банк России будет
осуществлять деятельность по развитию
и совершенствованию
Банком России будут проводиться мероприятия по реализации Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе». Будет разработана Стратегия развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 году – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5%.
Информация о работе Банк России: статус, цели, задачи, проблемы функционирования