Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 12:57, курсовая работа
В данной курсовой работе характеризуется банковская конкуренция, ее виды и причины. Также рассматривается история и самые распространенные виды банковской конкуренции на рынке банковских услуг.
Введение 3
1 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской конкуренции 4
1.2 Понятие банковской конкуренции и сфера ее деятельности 7
1.3 Особенности банковской конкуренции 9
1.4 Виды банковской конкуренции 13
1.5 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений 19
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 23
2.1Сравнительная характеристика российских банков с зарубежными 23
2.2 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции 28
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения 38
Заключение 42
Список использованной литературы
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.
Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.
С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами.
Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
.
Таблица 1 – Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них
Характеристика | Конкуренция | Чистая монополия | ||
Чистая | Монополистическая | Олигополистическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество и размеры фирмы | Множество мелких хозяйствующих субъектов | Множество мелких хозяйствующих субъектов | Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные | Один хозяйствующий субъект |
Тип и характер продукции | Однородная стандартизированная продукция | Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, сервис, обслуживание и т.д.) | Стандартизированная или дифференцированная | Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Диапазон контроля цен узкий | Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре | Значительный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Характеристика спроса | Очень эластичный спрос | Эластичный спрос | Эластичный или малоэластичный спрос | Неэластичный |
Неценовая конкуренция | Неценовые методы конкуренции не практикуются | Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. | Очень типична, особенно при дифференциации продукции | Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями |
Доступность информации | Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка | Некоторые ограничения | Некоторые ограничения | Некоторые ограничения |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия для организации бизнеса отсутствуют | Входные барьеры в отрасль незначительные | Наличие существенных препятствий для организации бизнеса | Вход в отрасль для других фирм заблокирован |
Экономические формы конкуренции | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция |
1.5 Уровни банковской
конкуренции и формы
Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.
Основной
уровень - конкуренция между
Необходимо отметить, что в банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически подпадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.
Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции - разных акционерных обществ - всё чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские
тресты - это объединения, возникающие
путём полного слияния
Банковские концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчётных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков ещё более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.
В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путём открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведётся и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.
Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).
Помимо этих трёх уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ
2.1
Сравнительная характеристика российских
банков с зарубежными
С учетом потребностей нашей экономики, а также процессов интеграции России в мировое экономическое сообщество, с учетом раскрытия нашего внутреннего финансового и банковского рынков для внешнего капитала должен быть дан ответ на вопрос: намерены ли мы сохранить, а в дальнейшем укреплять национальную банковскую систему, сделать ее способной обеспечивать страну необходимыми финансово-кредитными ресурсами.
Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовой рынок, никак не могут отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны. Но решать эту проблему можно разными путями.
Первый
вариант – это укреплять
Другой вариант – пойти по пути ряда восточно-европейских стран, лишившихся собственных банковских систем, и в последующем неизбежно потерять экономический суверенитет и не только его.
Наилучшим выходом является первый вариант. Обратимся к макрохарактеристикам нашей экономики и нашего банковского рынка (рисунок 1). Здесь явно бросается в глаза огромный разрыв по ВВП. Преодолеть этот разрыв невозможно, если мы при этом имеем аналогичный разрыв и по характеристикам банковского рынка. На международном политическом поле не может быть мощной державы без развитой экономики.
В равной степени не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы.
Приоритетом номер один должна стать задача обеспечения экономики России необходимыми объемами финансовых ресурсов – в первую очередь, долгосрочными кредитами. Для этого надо вернуть в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов, привлечь средства из неофициального, наличного и оффшорного оборота в банковскую сферу. Кроме того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов, расширить инфраструктуру банковского рынка, развивать в равной мере крупные, средние и малые банки.
В 2009 году отношение банковских активов к ВВП выросло по сравнению с 2010 годом с 45 до 49%. В течение этого периода активы российских банков увеличивались в среднем за месяц на 300 млрд. руб., или на 2,5%, собственные средства – на 30 млрд. руб., или на 2%. Если в начале года сумма банковских активов составляла 10 трлн. руб., то к его концу, по оценке автора, она превысила 13,5 трлн. руб.
Если
сравнивать динамику по банковской системе
с динамикой роста ВВП, то можно
сделать вывод. Чтобы преодолеть многократный
разрыв по ВВП, надо обеспечить опережающий,
ускоренный прирост по активам, капиталу
и другим параметрам банковской системы.
Это можно сделать только при условии
того, что у нас будет специальная государственная
программа. В тоже время необходимо дать
возможность банкам развиваться в направление
саморегулирования. Это тема является
одной из самых актуальных. Необходимо
развивать инструменты рефинансирования,
вырабатывать меры обеспечения стабильности
банков.
Рисунок
1 – Объем ВВП России и других стран
Рисунок
2 – Капитал банков России и других
стран
Рисунок
3 – Активы банков России и других
стран, млрд. долл.
Рисунок
4 – Кредиты предприятиям по срокам погашения
В нашей стране 3,2 банковских отделения приходится на 100 тысяч человек, для открытия филиала банка, нужно потратить не менее 100000 долларов и около года времени, чтобы получить разрешения всех регулирующих и контролирующих органов.
В Канаде, где на те же 100 тысяч человек приходится в 20 раз больше банковских отделений, когда вы открываете филиал или дополнительный офис, можно регистрировать его в явочном порядке. Но если вы решите закрыть филиал, то должны получить разрешение регулирующего органа. Зеркально противоположная ситуация, и она логична, поскольку при закрытии вы лишаете ваших клиентов удобства в получении услуги. А система там работает на развитие и на расширение спектра услуг для потребителей. Надзорный орган в Канаде организован и финансируется самими кредитными организациями, а не регулятором и не из средств бюджета.
В наступающем году в условиях активного роста спроса на кредиты со стороны населения и реального сектора бизнеса у банков может обостриться проблема ограниченности ресурсов. Во-первых, темпы роста депозитов населения заметно уступают темпам роста его кредитования. Так, в 2009 году, по предварительной оценке автора, основанной на данных Банка России, доля депозитов в совокупных пассивах российских банков сократилась с 28% до менее чем 27%. Во-вторых, средства предприятий не могут в полной мере служить для банков основным источником ресурсов. Несмотря на высокую долю в пассивах, они на три четверти состоят из вкладов до востребования.
Информация о работе Банковская конкуренция и пути их решения