Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы заключается в изучении особенностей банковской системы Германии.
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть природу и строение банковской системы ФРГ с учетом исторических особенностей ее становления и развития;
- рассмотреть существующие уровни банковской системы Германии;
Введение 3
Раздел 1. Первый уровень банковской системы Германии 4
1.1. Основные этапы становления банковской системы Германии 4
1.2. Особенности банковской системы Германии 6
Раздел 2. Второй уровень банковской системы Германии 18
2.1. Кредитные институты 18
2.2. Институт сберегательных касс 22
2.3. Институты кооперативного сектора 23
2.4. Специализированные банковские учреждения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Банковская система Германии: особенности, уровни, кредитные институты
Содержание
Как и во всех развитых странах, национальная банковская система Германии является двухуровневой. Первый уровень — центральный банк Федеративной Республики Германия (Немецкий Бундесбанк). Второй уровень представляют коммерческие банки. Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах:
Цель исследования данной курсовой работы заключается в изучении особенностей банковской системы Германии.
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть природу и строение банковской системы ФРГ с учетом исторических особенностей ее становления и развития;
- рассмотреть существующие уровни банковской системы Германии;
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении законодательными, правоприменительными органами, а также Центральным банком ФРГ деятельности в области внедрения норм директив Евросоюза.
Предметом исследования являются нормы современного немецкого банковского права, которые подверглись коренным изменениям.
Начало формирования общегерманского государства в его современном виде было положено в начале XIX века. Так, Наполеоном 1 с 1803 по 1806 г. было проведено укрупнение значительного количества мелких немецких княжеств, что послужило усилению наиболее сильного из них — Прусского герцогства. С этого исторического момента именно Пруссия стала оказывать непосредственное влияние на создание национальной финансовой и банковской системы в современном ее понимании. В период с 1765 по 1846 г. центральным эмиссионным банком Пруссии фактически являлся Королевский Банк. Одним из важнейших достижений Прусского банка было учреждение монополии на эмиссию денег.
9 июля 1873 г. кайзером
Вильгельмом I был подписан Закон
«О монете», который
Появление Рейхсбанка стало заключительным этапом проведения успешной денежной реформы, благодаря которой в Германии была впервые введена единая национальная валюта — марка.
В 1871 г. 25 объединившихся немецких княжеств основали единое государство (Deutsche Kaiserreich). Первоначально в созданном государстве насчитывалось семь видов внутринациональных валют, порядка 119 видов золотых, серебряных и иных монет, 117 видов банкнот и 33 эмиссионных банка. В 1876 г. на всей территории Империи введена единая национальная валюта — марка. В 1875 г. на основе Прусского банка был образован Рейхсбанк. [8, c.48-52]
С началом Первой мировой
войны центральные банки
В 1922 г. была введена вторая мировая валютная система, построенная на золотовалютном стандарте, основанном на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, т.е. приравненные к золоту. Закон «О валютном регулировании», принятый 30 августа 1924 г., положил начало эпохе рейхсмарки. С 1924 г. вплоть до 1929 г. главной задачей Рейхсбанка являлось сохранение ценовой стабильности и контроль над инфляцией.[11, c.32-34]
После захвата власти
в 1933 г. национал-социалистами началось
активное воплощение политики массового
трудоустройства и
После окончания войны Рейхсбанк, как центральный банк государства, был ликвидирован союзниками, и восстановлен фактически лишь в 1961 г.
В октябре 1947 г. правительством Соединенных Штатов, за которыми в трех западных оккупационных зонах была признана ведущая роль, была введена немецкая марка. Советским Союзом, в свою очередь, эмитировались специальные купоны, на которые обменивались находящиеся в обращении банкноты Третьего рейха.
После окончания войны отделения Рейхсбанка были упразднены, а вместо них в 1946-1947 гг. основаны центральные банки земель. Они выполняли, по сути, все функции центрального банка государства, а именно: функцию регулирования денежного обращения; функцию банка банков; в определенном объеме — функцию банка государства; функцию обеспечения платежного оборота вплоть до изготовления и эмиссии банкнот.
1 марта 1948 г. был
основан Банк немецких земель
для британской и американской
оккупационных зон с
Конституцией ФРГ 1949 г. (ст. 88) был учрежден центральный федеральный банк, выполняющий функции валютного и эмиссионного центра. 26 июля 1957 г. Бундестагом был принят федеральный закон о центральном банке ФРГ. В этом законе была определена его независимость и смешанная форма структурной организации. С принятием этого законодательного акта банками земель был потерян статус независимых юридических лиц.[2, c.4]
Закон о Бундесбанке с незначительными изменениями действует и в настоящее время. Прибыль Немецкого федерального банка в 2009 году составила 4,1 миллиарда евро. Годом ранее этот показатель составлял 6,3 миллиарда евро. Рекордного показателя прибыли (12,4 миллиарда евро) Бундесбанк достиг в 1997 году. 1970-е годы, напротив, несколько лет подряд сопровождались финансовыми убытками.
Бундесбанк организован на децентрализованной основе и состоит из центрального управления (во Франкфурте-на- Майне), девяти офисов, называемых Центральными банками земель, и 126 отделений в наиболее крупных городах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 16 000 человек, из низ 2600 человек работают в центральном управлении.
В соответствии с Законом
Бундесбанк является Федеральной корпорацией.
Уставный капитал банка полностью
принадлежит Федеральному правительству.
Бундесбанк является составной частью
Европейской системы центральны
Органами управления Бундесбанком являются: Совет Центрального банка (Zentralbankraf), Совет директоров (Direktorium) и Правления Центральных банков земель (Vorsttinde). Совет Центрального банка определяет деловую политику банка. Он выпускает общие директивы ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. При определении способов проведения денежно- кредитной политики Президент Бундесбанка как член Совета управляющих Европейского Центрального банка независим от государственных органов.[2, c. 22-34]
В состав Совета входят Президент и вице-президент Бундесбанка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель.
Председательствует на заседаниях Президент, а во время его отсутствия —вице-президент Федерального банка. Таким образом, в высшем органе Центрального банка обеспечено представительство всех экономических регионов страны. Решения Совета принимаются простым большинством голосов.
Совет директоров — центральный исполнительный орган Бундесбанка, отвечающий за выполнение решений Совета Центрального банка. Он осуществляет непосредственное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правлений Центральных банков земель.
К компетенции Совета директоров отнесены:
• операции с федеральными органами власти и их специальными фондами;
• операции с кредитными институтами, выполняющими задачи федерального значения;
• международные расчеты и расчеты с нерезидентами;
• операции на открытом рынке.
В состав Совета директоров входят Президент и вице-президент Центрального банка, члены Совета директоров (не более шести человек).
Члены Совета директоров
должны иметь специальные
Центральных банков, и Совета директоров. Членов Совета директоров предлагает на должности Федеральное правительство после слушания кандидатов на Совете Центральных банков, а назначает Президент ФРГ обычно сроком на восемь лет, но как минимум на два года. До истечения этого срока их нельзя отозвать: в порядке исключения возможна отставка по личной инициативе или инициативе Совета Центральных банков. Совет возглавляет Президент Бундесбанка или вице-президент (в отсутствие Президента), решения принимаются простым большинством голосов.
Главный Офис (Центральный банк земли) возглавляет Правление, состоящее из Президента и вице-президента. В состав правлений крупных Центральных банков земель входит дополнительно еще один член правления. Члены правления, как и члены Совета директоров, должны иметь высокую профессиональную квалификацию. Назначение Президентов, являющихся по Закону одновременно членами Совета- Центральных банков, происходит аналогично назначению членов Совета директоров. Однако право выдвижения в данном случае принадлежит не Федеральному правительству, а бундесрату (палате парламента). Каждый Центральный банк земли отвечает за операции, осуществляемые с властями земель и с кредитными институтами на его территории. При каждом Центральном банке земли имеется совещательный орган — консультативный Совет, который обсуждает с Президентом Центрального банка земли вопросы валютной и кредитной политики, а с Правлением банка — способы решения входящих в компетенцию банка задач. В состав Совета входят 14 человек, обладающих достаточными профессиональными знаниями. Не более половины из них выбирают из кредитных институтов земли, остальных — из сферы промышленности, торговли, системы страхования, свободных профессий, сельского хозяйства, а также из наемных работников. Главные офисы Бундесбанка (Центральные банки земель) расположены в Берлине, Гамбурге, Ганновере, Дюссельдорфе, Франкфурте, Майнце, Штутгарте, Мюнхене и Лейпциге. Центральные банки земель проводят операции с местными органами власти, с кредитными учреждениями в подведомственном регионе. Отделения, которые Немецкий федеральный банк имеет в крупных населенных пунктах страны, подчинены Центральным банкам земель.
Правительство имеет право назначать лиц на две высшие должности в Бундесбанке: Президента и вице-президента Совета. Отражая идеи сторонников как федеральной, так и централизованной системы, Бундесбанк должен в пределах своих задач поддерживать общую экономическую политику федерального правительства. Однако закон однозначно определяет, что при исполнении своих обязанностей банк «должен быть свободен от инструкций» правительства.
Информация о работе Банковская система Германии: особенности, уровни, кредитные институты