Банковская система и регулирование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть положение Центрального Банка в кредитно-банковской системе государства, определить задачи его деятельности, установить, какую роль Банк России играет в регулировании денежно-кредитной системы РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выяснить что представляет собой банковская система, установить задачи и функции разных видов банка, понять как банки влияют на рыночную экономику. Таким образом, объектом исследования является Банковская система в целом.

Содержание

Введение
1. Банки и банковская система
1.1. Особенности современных банковских систем……………………4
1.2. Виды банков………………………………………………………….7
1.3.Банковские операции и услуги……………………………………..10
2. Роль банковской системы в рыночной экономике
2.1. Сущность и функции банка в рыночной экономике……………..15
2.2. Денежно-кредитная политика……………………………………..18
2.3. Государственное регулирование банковской деятельности…….21
3. Основные цели и принципы Банка России
3.1. Функции и задачи Центрального Банка России………………….25
3.2. Банковский документооборот (электронный)……………………30
3.3. Роль Центрального Банка России в условиях рыночной
экономики………………………………………………………………33
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Операции на открытом рынке заключаются  в продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков ценных бумаг. Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования. Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются  в зависимости от:

•условий сделки — купля-продажа  за наличные или купля на срок с  обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

•объектов сделок — операции с  государственными или частными бумагами;

•срочности сделки — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

•сферы проведения операций   — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

•способа установления ставок  — определяемые центральными банком или рынком.[8]

   Установление норм обязательных  резервов коммерческих банков, с  одной стороны, способствует улучшению  банковской ликвидности, а с  другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов- метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает  основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. [8]

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие:

1) Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

2) Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах, регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств.[8]

2.3.Государственное  регулирование банковской деятельности.

Государственное регулирование  банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего  в рамках самой банковской системы  и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центробанка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства. В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики. 
ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, 
непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.[11] 
Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными  отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Надёжность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам: 
1)без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач ; 
2)коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного 
производства и от их стабильности зависит развитие экономики ; 
3)деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов. 
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы. Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям: 
-создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, 
позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы. 
-проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику. 
-установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов. 
   Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков 
может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический ( т.е. 
косвенный ), так и экономико-административный ( прямой ) характер. 
Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу 
коммерческих банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы. Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних). Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике: 
-учетная ( дисконтная ) политика; 
-операции на открытом рынке; 
-изменение норм обязательных резервов банков. 
Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.[11] 
Среди регулирования денежно-кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов. В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали ( банк-заёмщик ) и по вертикали ( Центробанк - коммерческий банк ). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента , т.е. политика “ дорогих денег “ ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег “, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития. 
Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом. 
К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. 
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её ). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса. Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объём свободных ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные требования Центробанка. Повышение ( снижение ) норм обязательных резервов сокращает ( расширяет ) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции. Выполнение резервных требований Центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции.[11]

 

 

  1. Основные цели и принципы Банка России.

3.1. Функции и задачи Центрального Банка.

Основной целью кредитно-денежной политики Центрального банка Российской Федерации остаются достижение финансовой стабилизации и снижение инфляции. Другими целями деятельности Банка России являются:

— защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;

— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Банк России выполняет  следующие функции:

— во взаимодействии с  Правительством России разрабатывает  и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

— является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

— устанавливает правила  осуществления расчетов на территории России;

— устанавливает правила  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

— осуществляет все виды банковских операций;

— осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и  продаже иностранной валюты;

— определяет порядок  расчетов с иностранными государствами;

— принимает участие  в разработке прогноза платежного баланса  страны и организует его составление;

— проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики страны, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Банк России для достижения своих целей осуществляет также  другие функции в соответствии с  федеральными законами.[7]

В соответствии со своими функциями ЦБ РФ придает особое внимание повышению надежности и устойчивости функционирования коммерческих банков. С этой целью он настоятельно рекомендует последним внимательнее относиться к формированию кредитного портфеля и прекратить кредитование неплатежеспособных заемщиков. В настоящее время ЦБ РФ признает практику льготного кредитования как не оправдавшей себя и в дальнейшем будет использовать более эффективные методы распределения централизованных средств, например, через кредитные аукционы, причем на основе проведения подобных аукционов предполагается формирование единого всероссийского кредитного рынка.

Одними из самых основных функций Банка России являются лицензирование и контроль за деятельностью кредитных организаций, а также осуществление валютного регулирования и валютного контроля. Банк России заметно ужесточил в последнее время требования по регистрации новых кредитных организаций. Банк России изменил также не в пользу коммерческих банков обязательные нормы соблюдения основных экономических нормативов и резервных требований. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций, которые фактически не в состоянии отвечать по своим обязательствам.

ЦБ РФ вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:

1) установления недостоверности  сведений, на основании которых  выдана лицензия;

2) задержки начала  осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более  чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов  недостоверности отчетных данных;

4) осуществления банковских  операций, не предусмотренных лицензией;

5) неисполнения требований  федеральных законов, а также  нормативных актов Банка России;

6) неудовлетворительного  финансового положения кредитной  организации, неисполнения ею  своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.[1]

Банк России является основным финансовым агентом правительства  на валютном рынке. Банк России является главным участником этого рынка, самостоятельно устанавливает курсы  валют и использует собственные  резервы для поддержания конвертируемости национальной валюты.

Базовым законом регулирования  деятельности валютного рынка в  стране является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Операции с иностранной валютой  и ценными бумагами в иностранной  валюте подразделяются на текущие валютные операции (переводы денежных средств, краткосрочные кредиты) и валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, долгосрочные кредиты, покупка недвижимости). Уполномоченными банками являются кредитные организации, получившие соответствующую лицензию от Банка России. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в валюте: поступления в качестве взносов в уставный капитал, дивиденды, поступления в виде привлеченных кредитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение кредитов.

Таким образом, основными участниками валютного рынка России являются Центральный банк, коммерческие банки, имеющие валютную лицензию Банка России, а также валютные биржи. Как известно, курс валюты может определяться двумя способами: либо самим рынком, либо путем сознательного государственного регулирования. Как уже было сказано, ЦБ РФ тщательно регулирует деятельность коммерческих банков и предприятий на валютном рынке, практически контролируя все расчеты с иностранными валютами.[7]

Без разрешения ЦБ РФ можно  осуществлять следующие виды валютных операций: переводы органами исполнительной власти в международные организации  в качестве членских взносов, переводы резидентами в пользу нерезидентов-организаторов международных конференций, симпозиумов, зачисление резидентами на их счета иностранной валюты, поступившей в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований, получение резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней и другие.

Центральным банком Российской Федерации были подготовлены специальные  положения о порядке формирования фонда обязательных резервов, где  были предусмотрены различные, более  гибкие их уровни. Эти нормативы  меняются в зависимости от инвестиционной политики конкретного коммерческого банка и его кредитного портфеля. В частности, создан специальный механизм, включающий в себя снижение налога на прибыль коммерческих банков от кредитования инвестиционных проектов, создание банковских инвестиционных пулов, ориентированных на финансирование федеральных программ и обеспечение участия в них государственного, частного и иностранного капитала, разработку принципов разделения рисков, связанных с кредитованием инвестиционной деятельности, между государственными органами и коммерческими банками.

Осуществляется расширение сферы применения вексельного обращения  как способа поддержки кредитоспособных предприятий. Таким путем им предоставляется  возможность привлекать краткосрочные  кредиты коммерческих банков посредством учета векселей и их последующего переучета в ЦБ РФ. Это приводит к рефинансированию банковской системы и всей экономики в целом. Кроме того, в целях финансирования важных инвестиционных проектов национального значения предполагается эмиссия корпоративных ценных бумаг, гарантированных государством с распространением на них льгот, предоставляемых по налогообложению операции с государственными ценными бумагами. Таким образом, можно отметить, что ЦБ РФ осуществляет политику, направленную на укрепление банковского сектора, повышение эффективности использования централизованных бюджетных средств для финансирования инвестиционной деятельности и поддержки жизнеспособных предприятий и секторов экономики.

ЦБ РФ в связи с  тем, что не все банки выполняют  финансовые обязательства друг перед другом, клиентами и вкладчиками, предполагает совместно с банковским сообществом России осуществление следующих мероприятий. Во-первых, требуется создание межбанковских институтов по управлению кризисными банками. Дело в том, что, несмотря на конкуренцию, коммерческие банки должны совместными усилиями предотвращать цепочки неплатежей, поддерживая тем самым стабильность всей финансовой системы России. Во-вторых, необходимо создание общенациональной системы проверки платежеспособности заемщиков, так как банки объективно нуждаются в полной и правдивой информации о потенциальных банковских и небанковских заемщиках. В-третьих, необходимо наличие четких правил при установлении банками взаимных корреспондентских отношений. Дело в том, что отсутствие в настоящее время унифицированных принципов заключения межбанковских корреспондентских отношений увеличивает системные риски в банковской сфере. В-четвертых, требуется создание фондов добровольного страхования вкладов. Данное мероприятие повысит устойчивость и надежность банковской системы и будет способствовать улучшению ее имиджа в глазах населения.[7]

Информация о работе Банковская система и регулирование рынка