Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению макроэкономической функции банковской системы и банковской системы РБ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 5
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАНКОВ 10
1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БАНКОВ 10
2.ОПЕРАЦИИ ПРОВОДИМЫЕ БАНКАМИ 11
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РБ. 15
ГЛАВА IV.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 80.17 Кб (Скачать документ)

       4. Низкая обеспеченность банковской системы Республики Беларусь долгосрочными ресурсами. В условиях высокой инвестиционной активности банков и, в первую очередь, при реализации важнейших государственных программ, это приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в результате, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора государства и к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком.

       5. Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаги производных финансовых инструментов. Как известно, привлечение заемных денежных средств подобным способом обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. В этом случае заемщики обычно получают средства на более длительные сроки и под меньший процент, так как размещение облигаций происходит на организованном рынке, где их может приобрести любой инвестор. И если предприятие финансово устойчиво, то каждый инвестор готов предоставить ему свои денежные  ресурсы. Конкуренция среди покупателей ценных бумаг и приводит к снижению их стоимости. При этом, полученные от размещения ценных бумаг денежные средства не связаны целевым образом с финансированием определенного проекта. В настоящее время, на Белорусской валютно-фондовой бирже обращаются в основном ценные бумаги государства: Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь. Предпринятые, в последнее время, коммерческими банками попытки размещения своих облигаций, (а в будущем, и ценных бумаг белорусских предприятий), оказались успешными. Все они были размещены. Кроме этого, изменения в налогообложении банков происшедшие в текущем году и повлекшие снижение налогообложения их доходов от операций с ценными бумагами (с 40 до 24%), делает привлекаемые ресурсы для банков не слишком дорогими и, следовательно, выгодными к размещению.

       6. Концентрация  банковского потенциала государства в основном в государственных банках. Такая ситуация ограничивает  интересы остальных банков Республики Беларусь, так как в результате создаются неравные условия при обслуживании предприятий всех форм собственности. Поэтому ими были сформулированы предложения о необходимости устранения этой негативной ситуации, а также о необходимости создания благоприятных условий для участия предприятий-резидентов в инвестировании средств в уставные фонды как государственных, так и негосударственных банков. Соответствующие предложения были направлены от имени Ассоциации белорусских банков в Национальный банк Республики Беларусь. В прошлом году Указом Президента нашего государства А.Г.Лукашенко был отменен «институт золотой акции» в банках, то есть права государства беспрепятственно вмешиваться в работу открытого акционерного общества и накладывать запрет на решения акционеров. В настоящее время, по сути дела, идёт частичное разгосударствление банковской системы нашего государства. При этом упор делается на привлечение «серьёзного» иностранного инвестора – крупного банка, промышленной или банковской группы. Уже проданы доли государства в таких банках как ЗАО «Славнефтебанк», ОАО «Белвнешэкономбанк». В ближайшем будущем, предполагается уменьшение доли государства еще в двух банках нашего государства – ОАО «Паритетбанк» и ЗАО «Межторгбанк». Эти процессы, с одной стороны, будут способствовать повышению эффективности государственных предприятий, т.к. они смогут получать кредиты только на коммерческих условиях, а также увеличению бюджетных доходов государства. С другой стороны, необходимость обеспечения эффективного банковского менеджмента, в конечном счете, требует приватизации кредитных учреждений. Кроме этого, в Основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий 2008 год предусмотрено введение в действие механизма конкурсного размещения среди банков предложений на участие в кредитовании государственных программ и мероприятий, совершенствование практики предоставления и исполнения государством обязательств перед банками, в том числе и по гарантиям, выдаваемым в качестве обеспечения банковских кредитов. Все это, несомненно, будет способствовать улучшению качественных характеристик работы банковской системы Республики Беларусь.

       7. Необходимость более тесного сотрудничества с международными финансовыми организациями для более масштабной интеграции Республики Беларусь в мировое финансовое сообщество. В связи с этим всё более актуальнее становится решение вопроса открытости и прозрачности, как банковской системы, так и экономики Республики Беларусь в целом, для мирового экономического сообщества. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – отдельными банками и нашим государством получены суверенные кредитные рейтинги, которые присвоены им известными мировыми рейтинговыми агенствами. Главным условием успешных преобразований здесь является внедрение системы пруденциального регулирования деятельности банков, которая во многом предопределяет масштаб и долгосрочность проблемы качества банковских активов, а также степень доверия к банковским учреждениям. Речь идет о базовом наборе обязательных для банков требований в отношении достаточности капитала, ликвидности, уровня кредитных и рыночных рисков, системы классификации активов. Эти требования должны соответствовать международным стандартам и обеспечивать взвешенное ведение банковского дела. В течение последних лет Национальным банком страны проведена значительная работа по приведению системы пруденциального надзора и бухгалтерского учета белорусских банков в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Переход на международные стандарты финансовой отчетности осуществлялся путём разработки Национальных стандартов финансовой отчётности и их применения в банковской практике. На 1 января 2007 года Национальным банком разработано 18 Национальных стандартов финансовой отчётности. Формирование годовой финансовой отчётности с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности до 1 января 2008 года было обязательно ещё не для всех банков, а только для банков, обеспечивающих исполнение соглашений с международными финансовыми организациями, кредитными организациями иностранных государств по обслуживанию кредитных линий, открытых под гарантию Правительства Республики Беларусь. В прошлом году Национальный банк Республики Беларусь принял решение, которым обязал коммерческие банки Республики Беларусь наряду с обычной (финансовой) отчётностью, составляемой в соответствии с требованиями законодательства государства, составлять за 2008 год  и последующие годы годовую финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и др.) в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Но говорить о полном переходе банков и Национального банка на международные стандарты финансовой отчётности при составлении финансовой отчетности пока преждевременно, так как основная работа  по их внедрению ещё ждет банковскую систему нашего государства в будущем.

       8. В Программе развития банковского сектора Республики Беларусь на 2006-2010 годы в числе нерешенных проблем, ограничивающих эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора, отмечена и недостаточная развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках. Это проявляется в том, что проводимая политика в этих банках не учитывает в полной мере необходимость динамичного и устойчивого их развития и, более того, характеризуется отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций. Это приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также к снижению эффективности работы данных банков. В настоящее время, вопросы развития и совершенствования системы корпоративного управления в банках в банковских системах многих стран выходят на первый план. Актуальность этой проблемы объясняется той непереоценимой ролью, которую играют коммерческие банки сегодня в экономике любого государства. А также пониманием того, что в конечном итоге результаты их деятельности зависят от установления правильных взаимоотношений между акционерами банка, Наблюдательным Советом, их представляющим, с одной стороны, и исполнительным органом банка (Правлением), с другой; от четкости внутренней организации работы банка. Наличие системы корпоративного управления предполагает, что Наблюдательный Совет и Правление, осуществляя общее руководство банком в соответствии с требованиями законодательства, оказывают влияние на то, как банк: устанавливает стратегические цели; осуществляет текущую деятельность; учитывает интересы «заинтересованных сторон»; защищает интересы кредиторов и вкладчиков; использует имеющиеся ресурсы и возможности. В настоящее время  в белорусских банках созданы и функционируют органы управления банками (Наблюдательные Совет, Правление), ежегодно отчитывающиеся перед Общим собранием акционеров банка. Однако, существующая практика взаимоотношений между акционерами и работниками банка, система принятия управленческих решений, оценка результатов выполненной работы и определения вознаграждения за её выполнение, подведение итогов деятельности банка за отчетный период и определение задач на будущее уже требуют совершенствования в соответствии с существующими реалиями настоящего времени. Базельский комитет по банковскому надзору выпустил специальный документ, касающийся вопросов усиления систем корпоративного управления в коммерческих банках. Согласно этому документу эффективная система корпоративного управления включает:

       - установление корпоративных ценностей  и кодексов поведения; 

       - установление корпоративной стратегии  (стратегических целей), на основе  которой оцениваются результаты  деятельности банка и вклад  отдельных сотрудников; 

       - четкое разделение ответственности,  полномочий и подотчетности, в  результате чего устанавливается  иерархия принятия решений, начиная  от младшего уровня управленческого  персонала до члена Совета  директоров;

       - установление механизма взаимодействия  между членами Совета директоров, Правлением и аудиторами (внешними  и внутренними);

       -  действенную систему внутреннего  контроля, включая систему управления  рисками; мониторинг тех сфер  деятельности банка, где могут  возникнуть конфликты интересов,  включая отношения с заемщиками, являющимися аффилированными (т.е.  способными оказывать влияние  на деятельность банка) по отношению к банку, крупными акционерами, членами Правления или лицами принимающими ключевые решения;

       - материальное и профессиональное  стимулирование в форме вознаграждений, продвижений по службе и так  далее. 

       Исходя  из этого, представляется целесообразным  и своевременным дальнейшее развитие и совершенствование системы  корпоративного управления в банковской системе Республики Беларусь[1, с.34-37].

 

Заключение

     Банковская  система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую  изобрел и построил человек. Она  представляет собой инструмент, с  помощью которого, воздействуя через  деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики  в целом.

     Банковская  система существует только тогда, когда  в стране имеется достаточное  количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют  некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую  систему страны.

     Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и  физическим лицам, а так же выполняют  различные расчетные, гарантийные  и иные операции.

     Банковская  реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации  Государственного Банка СССР, из состава  которого было выделено несколько государственных  специализированных банков. Несколько  позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов  стала формироваться двухуровневая  структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.

     В связи с острым экономическим  и финансовым кризисом в нашей  стране положение подавляющего большинства  коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

     Несмотря  на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность  еще далеко не достаточна. По плотности  банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

     Во  всех Развитых государствах действует  многоуровневый контроль за деятельностью банков — со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предупреждать банкротство, восстанавливать платежеспособность банков и т. д.

     От  качественного и количественного  роста банковского сектора в  огромной степени зависит выход  нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными  проблемами, современные банки уже  сложились в мощную экономическую  силу. Для повышения их роли в  экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности. 

 

Список  литературы

  1. Алымов, Ю. Стратегия развития белорусской  банковской системы/ Алымов Ю.//Банковский вестник. – 2009. - №2.- С.11.
  2. Галанов, В.А. Основы банковского дела: учеб./В.А. Галанов. – М.: форум: инфра - м, 2007. – 288 С.
  3. Деньги, кредит, банки : учеб. Для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ, 2000. – 315 с.
  4. Деньги, кредит, банки: учеб./ под ред. Г.И. Кравцовой. – М.: БГЭУ , 2007. – 444 с.
  5. Дубков, С. Банковская система и банковский надзор в Республике Беларусь в условиях мирового финансового и экономического кризиса/ С. Дубков// Банковский вестник – 2009. - №19. - -С.7-14.
  6. Курс экономической теории: учеб. пособие/ под ред. А.Н.Тур, М.И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2005. – 232 с.
  7. Кузьмич, Н. Современная банковская система Беларуси: создание, оценки/ Н. Кузьмич // Банковский вестник. – 2008. - №22. – С.57-63.
  8. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие/ О.И. Лаврушин, О.Ф. Афанасьева, С.Л. Кониенко; под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.
  9. Николаева Т. П. Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 371 с.
  10. Общая теория денег и кредита: учеб./ под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 276 с.
  11. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие/ С.С. Ткачук [и др.]; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. – М.: БГЭУ, 2006. – 295 с.
  12. Основы банковского дела: учеб. пособие/ Б.С. Войтешенко [и др.]; под ред. Ю.М. Ясинского. – М.: Тесей, 2004. - 448 с.
  13. Прокопович, П. Банковская система Беларуси: устойчивость и высокие темпы роста/ П. Прокопович // Экономика Беларуси. – 2009. - №6. – С.23
  14. Тихонов, А.О. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ/ А. Тихонов // Банковский вестник. – 2009. - №13. – С.26-32
  15. Финансы, деньги, кредит: учеб./ под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2000- 264 с.
  16. Чернявский, Ф.И. Банковская система: история, функции структура / Ф.И. Чернявский // Народная асвета. – 2008. - №2. – С.11-15; №3. – С.8-12.
  17. www. bel.biz –Банковский сектор Беларуси//   Белорусский бизнес – 2009. - №7. – С.7

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь