Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание

Объект исследования – банковская система и ее роль в национальной экономике.

Предмет исследования – особенности и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Целью написания курсовой работы является изучение структуры банковской системы на примере Республики Беларусь. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2  

       АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РКСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРИОРБАНК») 

     2.1  Цели и задачи развития банковского сектора 

     Цели и задачи развития банковского сектора определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Усиление роли банковского сектора в социально-экономическом развитии страны является одной из важнейших задач государства.

     В этой связи целями развития банковского сектора являются:

  • повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора;
  • рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

          На достижение указанных целей развития банковского сектора направлено решение следующих основных задач:

  • укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в первую очередь посредством усиления защиты их интересов;
  • повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • увеличение объемов кредитования экономики, и в первую очередь инвестиционного, в соответствии с принятыми приоритетами и государственными программами;
  • расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности и исключающих использование банков в недобросовестных коммерческих и противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
  • повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора;
  • интеграция в мировую банковскую систему.

     Основными направлениями развития банковского сектора в 2006 -2010 годах являются:

  • совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности, усиление роли государства в повышении эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества;
  • увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
  • обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества;
  • совершенствование внутрибанковских систем управления рисками, а также регулирующего воздействия банковского надзора;
  • рост объемов, расширение состава и повышение качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора, а также населению;
  • повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных технологий, совершенствования платежной системы и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров.

     Достижение данных целей, решение задач и реализация направлений развития банковского сектора будут содействовать успешному выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, и реализации определенных ею приоритетов: повышение уровня и качества жизни населения, инновационное развитие экономики, наращивание экспортного потенциала страны, развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, развитие малых и средних городов.

     В то же время достижение стратегических целей и решение задач развития банковского сектора в определяющей степени зависят от создания соответствующих макроэкономических условий, достижение которых предусматривается Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 [19].

     Участие государства в деятельности банков предусматривает проведение мер, направленных на гармонизацию интересов банковского сектора и других секторов экономики на базе обеспечения взаимной коммерческой выгоды и системной стабильности [8].

     Государством будет совершенствоваться мониторинг текущего состояния и динамики развития банков для реализации мер по закреплению позитивных тенденций и нейтрализации негативных факторов, а также контроль за издержками банков, направленный на недопущение возникновения необоснованных потерь.

     Предоставление и исполнение обязательств государством перед банками, в том числе по гарантиям, выданным в качестве обеспечения предоставления банками кредитов, будут осуществляться в соответствии с законодательством.

     Государство намерено устранять препятствия устойчивому развитию банков и содействовать повышению эффективности их управления. Для обеспечения этого должны использоваться новые формы организации корпоративного управления, в том числе основанные на привлечении для работы в органах управления банков высокопрофессиональных менеджеров с безупречной деловой репутацией.

     Государство будет принимать меры по повышению потенциала и устойчивости функционирования банков, в капитале которых сохранит за собой преобладающую долю участия.

     Условиями укрепления таких банков должны стать: внесение дополнительных вкладов в уставные фонды свободных денежных средств, размещение в банках финансовых средств как республиканских, так и местных органов государственного управления, предоставление необходимых государственных гарантий, завершение разработки и реализация соответствующих долгосрочных программ развития.

     Конкретные объемы помощи государства банкам будут определяться потребностями их участия в решении задач государственной социально-экономической политики и финансовыми возможностями государства, предусматриваемыми в Законе Республики Беларусь о бюджете на очередной

год [14,c.156].

     Для решения отдельных наиболее значимых социально-экономических задач и реализации соответствующих государственных программ и мероприятий банки, в которых государство сохранит преобладающее участие в капитале, продолжат расширение своей деятельности по избранным приоритетным направлениям.

     Для повышения эффективности работы банков, в капитале которых государство сохранит преобладающую долю участия, усилятся владельческий надзор и ответственность представителей государства в органах управления банками за результаты деятельности этих банков.

     В отношении других банков планируется осуществить поэтапный вывод государственных органов управления из числа их участников [7,с. 122].

     Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по:

  • приросту капитала банков за счет национальных и иностранных инвесторов (прежде всего из частного сектора), капитализации прибыли банков;
  • слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных форм такого рода реорганизации с использованием принципов добровольности;
  • расширению в регионах страны предложения банковских услуг и созданию обособленных подразделений банков.
  • привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания дочерних банков иностранных банков или участия в капитале [19].

         Основная задача совершенствования банковского законодательства - повышение качества регулирования банковского сектора, основанное на использовании подходов, получивших международное признание [22, с.234]. 

       2.2 Анализ деятельности ОАО «Приорбанк»  

         2009 год у всех ассоциируется с экономическим кризисом, поразившим финансовые системы практически всех стран мира. «Приорбанк» ОАО, будучи глубоко интегрированным в мировое финансовое сообщество, также подвергся его влиянию.

     Только благодаря проведенной в предыдущие годы трансформации банка, внедрению действенной системы управления рисками, эффективной системе менеджмента «Приорбанк» успешно справился с трудностями ушедшего года и упрочил свои финансовые позиции.

     Стратегия развития Приорбанка в отчетном году была направлена на поддержание приемлемого уровня качества кредитного портфеля, оптимизацию операционных затрат на ведение бизнеса, сохранение и улучшение ликвидности банка, повышение качества предоставляемых банковских услуг. Рост объемов бизнеса не являлся для банка приоритетной задачей в условиях кризиса.

     Рассматривая капитал как основу надежного и безопасного функционирования, Приорбанк увеличил капитал до 782 млрд. руб. или на 22%. Весь прирост капитала обеспечен за счет внутренних источников. Была продолжена кредитная поддержка клиентов банка. Несмотря на замедлившиеся в 2009 году темпы роста кредитного портфеля, банк полностью обеспечил потребность клиентов в банковских кредитах. Кредитный портфель сформирован на 1 января 2010 года в объеме 3 641 млрд. руб.

     Обслуживание корпоративных клиентов по–прежнему оставалось ключевым направлением деятельности банка. Корпоративным клиентам была оказана всесторонняя кредитная и консультационная поддержка по ограничению влияния последствий финансового кризиса на динамику их развития.

     Банк осуществлял финансирование таких крупнейших предприятий страны как «Мозырский НПЗ» ОАО, «Нафтан» ОАО, «Гродно-Азот» ОАО, «Производственное предприятие «Белоруснефть» РУП, «МАЗ» ОАО, ОАО «Криница» и других предприятий.

     В сложных экономических условиях банку удалось сохранить объем корпоративного бизнеса в размере 2,6 трлн. руб. и не допустить его снижение по сравнению с уровнем 2008 года.

         Всесторонняя поддержка была оказана предприятиям малого предпринимательства. В 2009 году приоритетными направлениями блока МСП было привлечение ресурсов и укрепление клиентской базы. В целях расширения клиентской базы были внедрены обновленные пакеты услуг по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Приорбанк, первым из белорусских банков, предоставил клиентам МСП комплекс услуг по управлению их денежными потоками (Cash Pooling). В целях повышения эффективности продаж банковских продуктов в данном бизнесе завершено внедрение проекта Sales Force Effectiveness. В конце года существенно расширен объем кредитной поддержки клиентов. В результате клиентская база выросла на 17,2%. На обслуживание было привлечено 2 719 новых клиентов.

     В розничном бизнесе Приорбанк проводил довольно консервативную и осторожную политику в области кредитования населения. Сдерживающим фактором в сфере кредитования стало введение Национальным банком республики с июля 2009 года запрета по кредитованию физических лиц в иностранной валюте. Вместе с тем, банку удалось сохранить высокие объемы кредитования граждан [24].

     В 2009 году банк увеличил объем вкладов населения на 416 млрд. руб. или 56%. Рыночная доля банка по депозитам граждан выросла с 5,6% до 6,3%. Банком проводилась работа по совершенствованию условий вкладных операций, предлагались конкурентные процентные ставки по депозитам [9].

     В условиях мирового финансового кризиса, ухудшения финансового состояния субъектов хозяйствования первостепенное внимание уделялось контролю за качеством выдаваемых кредитов. Были ужесточены требования по кредитованию клиентов, пересмотрены критерии по оценке их платежеспособности, осуществлялся консервативный подход по формированию резервов по некачественной задолженности клиентов. В результате принятых мер банк смог сохранить качество кредитного портфеля на приемлемом уровне.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь