Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание

Объект исследования – банковская система и ее роль в национальной экономике.

Предмет исследования – особенности и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Целью написания курсовой работы является изучение структуры банковской системы на примере Республики Беларусь. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

     В 2009 году банк проводил работу по оптимизации затрат на ведение бизнеса. Был внедрен проект «Стандартные затраты на продукт», что является основой для перехода на новую технологию управления затратами. В рамках разработанного «Плана мероприятий «Приорбанк» ОАО в кризисных ситуациях» осуществлялся жесткий контроль за всеми видами затрат, что позволило снизить соотношение операционных затрат к операционной прибыли (CIR) за 2009 год с 49,2 % до 42,8%.

        Проведена значительная работа по оптимизации и стандартизации действующих Центров банковских услуг и удаленных рабочих мест . Расширил свои услуги Call-центр, развивалась система электронных платежей «Клиент-банк», была оптимизирована сеть мобильных банкиров, проводилась работа по развитию Интернет-банкинга и внедрению USSD и SMS банкинга.

       В результате проведенной работы банком получена прибыль в размере 171 млрд. руб. Рентабельность капитала банка составила 25% [25].

         

     2.3 Макроэкономическая среда ОАО «Приорбанк» 

       В сложных экономических условиях внешней торговли экономика Беларуси сумела показать увеличение реального ВВП на 0,2%. Положительная динамика ВВП стала возможна за счет государственного стимулирования внутренних инвестиций, в основном в жилищное строительство и инфраструктуру. Объем инвестиций в основной капитал в 2009г. увеличился на 8,6%. Положительная динамика ВВП сохранилась и в начале 2010г. - 3,5% в январе-феврале 2010г. - благодаря восстановлению экспорта и оживлению внутреннего спроса.

     

     Рисунок 2.1 – Структура ВВП в 2009 г. 

       Незначительное снижение объемов промышленного производства и меры государственной поддержки занятости сохранили уровень безработицы в 2009г. на уровне 0,9% против 0,8% в 2008г.

       Положительные темпы экономического развития поддержали увеличение реальных денежных доходов населения в размере 2,9%.

     Конъюнктура внешней торговли и падение цен  на основные экспортные товары страны привели к сокращению внешней  торговли на 29,8% до USD 55,21 млрд. в 2009 году. Снижение спроса на калийные удобрения, нефтепродукты и продукцию машиностроения привели к уменьшению экспорта на 32,7% до USD 24,83 млрд., а увеличение затрат на энергоносители и сырье из России привело к меньшим темпам снижения импорта – на 27,1% до USD 30,38 млрд.

     

     Рисунок 2.2 - Экспорт, импорт, сальдо внешней торговли товарами и услугами, USD млрд. 

     В сравнении с 2008г. размер дефицита внешней  торговли товарами и услугами увеличился на 18,9% и составил USD 5,55 млрд.

     Структура отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2009г сложилась в следующем виде – дефицит в торговле товарами со странами СНГ USD 8,96 млрд. был частично компенсирован положительным сальдо торговли товарами со странами вне СНГ – USD 1,99 млрд. и профицитом в торговле услугами – USD 1,42 млрд.

     Источниками компенсации дефицита торгового баланса в 2009г. являлись средства от продажи государственного имущества, привлечение заемных ресурсов органами государства, предприятиями и банками, прямые инвестиции.

         Наиболее значительным источником внешних кредитных ресурсов стали средства Международного валютного фонда (МВФ). В рамках кредитной программы stand-by МВФ в 2009г.предоставил USD 2,9 млрд., в начале 2010г. - USD 0,67 млрд. Кроме того, внешними кредиторами являлись Китай - более USD 0,5 млрд., Всемирный банк – около USD 0,2 млрд.

       Крупными сделками с государственным имуществом стали продажи акций ОАО «Белтрансгаз» и ОАО «БПС – банк». Чистый приток прямых иностранных инвестиций в 2009г. составил USD 1,83 млрд., снизившись в сравнении с 2008г. на 14,7%.

       Банки за 2009г. увеличили внешний долг на USD 0,47 млрд. до USD 3,55 млрд., предприятия – на USD 1,61 млрд. до USD 8,93 млрд.

     Совокупный  внешний долг Беларуси в 2009г. по сравнению  с 2008г. увеличился на 45,4% и на 01.01.2010г. составлял USD 22,03 млрд. или 44,9%от ВВП.

                         

     Рисунок 2.3 - Совокупный внешний долг и ВВП

       Снижение цен на товары не сырьевого импорта в 2009г. способствовало сокращению темпов инфляции. В 2009г. рост потребительских цен составил 10,1% против 13,3% в 2008г.

     

     Рисунок 2.4 - Темпы инфляции и ставка рефинансирования, %

     Республиканский бюджет был исполнен с профицитом 0,4% к ВВП или BYR 0,49 трлн. за счет превышения доходов на 2,5% от планируемых на год значений (BYR 46,8 трлн.) и снижения расходной части на 0,5% (BYR 46,3 трлн.).

     После разовой девальвации на 20,6% белорусского рубля к доллару США в январе 2009г. Национальный банк перешел к  регулированию курса национальной валюты на основе корзины, состоящей  из доллара США, евро, российского  рубля в равных пропорциях и девальвировал курс национальной валюты к корзине валют ещё 7,7%. Целевое значение валютного курса на 2010 год +/- 10 % от стоимости корзины валют.

       Для реализации целей денежно-кредитной политики в 2009г. Национальный банк использовал:

  • предоставление банкам ресурсов в белорусских рублях – BYR 2 – 3,5 трлн. ежемесячно; 
  • поддержание более высокого уровня ставок (на 8-10 п.п.) по рублевым депозитам в сравнении с валютными депозитами; 
  • постепенное снижение ставки рефинансирования с 14% до 13%. К завершению 2010г. планируемый уровень ставки рефинансирования – 10-12%; 
  • введение ограничений на кредитование физических лиц в валюте.

        Эти меры привели к тому, что банковский сектор сохранил доверие населения и положительную динамику развития в 2009г. Активы банков увеличились на 30,9% до BYR 82,94 трлн., размер собственного капитала вырос на 17,7% до BYR 13,85 трлн. в сравнении с 2008г. Объем иностранных инвестиций в банковский сектор составил около USD 250 млн [24]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     3.1.  Особенности банковской системы Республики Беларусь

      

     На  современном этапе осуществляется качественно совершенствование технологического потенциала банковской системы, освоение передовых видов банковских услуг и на этой основе наращивания масштабов операций банков.

     На  сегодняшний день в республике сформировалось ядро довольно крупных структурообразующих  банков, которые располагают 90 % банковских ресурсов: Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Белагропромбанк, Беларусбанк, Приорбанк и Белинвестбанк. Эти банки обладают довольно значительным финансовым потенциалом, широкой сетью корреспондентских отношений, активно осваивают прогрессивные виды банковских операций и технологий [12,.204].

     По  состоянию на 22.10.2009 г. банковская система  Беларуси включала 32 работающих банка. В настоящее время банковский сектор продолжает играть доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Характерной  особенностью институционального развития банковского сектора Республики Беларусь является наличие в устойчивых тенденций к изменению структуры собственности в банковском секторе. В их числе:

  • увеличение доли нерезидентов Республики Беларусь в совокупном уставном фонде банков с 4,5 до 9,3 процента с одновременным ростом доли банков с преобладанием капитала нерезидентов Республики Беларусь в активах банковского сектора с 4,4 до 15,9 процента, в капитале – с 11 до 15,7 процента, а также увеличение количества таких банков с 6 до 18;
  • уменьшение доли национального частного капитала в совокупном уставном фонде банковского сектора с 8,1 до 5,4 процента с одновременным сокращением доли банков с преобладанием национального частного капитала в активах банковского сектора с 29,6 до 6,1 процента, в капитале – с 15,3 до 5,5 процента;
  • рост доли банков с преобладающим участием в уставном фонде государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в активах банковского сектора – с 66 до 78 процентов, в капитале – с 67,4 до 78,8 процента и доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора на 2,1 процентного пункта.

     Одной из важных особенностей институционального развития банковского сектора в является существенное уменьшение количества филиалов банков, что связано с оптимизацией банками филиальной сети, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления.

     Деятельность  Национального банка регламентируется Законом Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. «О Национальном банке Республики Беларусь» и Уставом Национального банка, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. Положениями Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» установлены цели и задачи деятельности Центрального банка, определены его основные функции, права, организационная структура и компетенция органов управления. Этим законом установлены случаи, при которых Национальный банк вправе отказать в выдаче разрешения на создание банка, определены меры воздействия, применяемые Национальным банком к банкам и их должностным лицам за систематическое нарушение нормативов и предписаний Национального банка, а также за нарушение требований законодательства Республики Беларусь. Устав НБ Республики Беларусь определяет организационную систему НБ, устанавливает состав и источники формирования имущества НБ, порядок образования доходов и состав расходов НБ, источники формирования фондов, порядок использования прибыли, порядок осуществления расходов на содержание аппарата. Уставом НБ более детально определены компетенция Председателя Правления, порядок принятия решений Правлением.

     НБ  Республики Беларусь представляет собой  единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, предприятий и организаций. Высшим органом руководства является Правление НБ Республики Беларусь. Исполнительным коллегиальным органом является Совет директоров, возглавляемый Председателем Правления Национального банка. Председатель Правления руководит всей деятельностью НБ и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Национальный банк Республики Беларусь функций [20,с. 155].

     На  сегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет промышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией [20, с. 74].

     Отсюда  вытекает стратегия развития в отношении  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.

     Важнейшими  направлениями развития структуры  банковской системы в ближайший период будут являться:

  • снижение удельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими банками, и доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих банков;
  • уменьшение участия государства в банках;
  • развитие альтернативных банкам кредитных и других организаций – ссудосберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур;
  • организация банков с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур;
  • повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь