Банковская система РФ: проблемы и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении проблем современной банковской системе и исследовании основных направлений её развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;

2. раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;

3. выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;

4. рассмотреть деятельность Банка России по регулированию банковской системы на современном этапе;

5. провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;

6. определить проблемы и перспективы развития банковской системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………….……5

1.1. Сущность и принципы организации банковской системы России……..5

1.2. Основные цели деятельности, функции и операции Банка России…….8

1.3. Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы……15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………….19

2.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов………………19

2.2. Проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития………………………………………………………………………..23

2.3 Перспективы развития банковской системы России…………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………...38

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 69.34 Кб (Скачать документ)

     Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная. [8; 118]

      Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

      Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на: [6; 46]

  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;
  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности.

        При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т.п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

      Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами: [14; 572]

  1. ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;
  2. компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
  3. уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
  4. степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
  5. сложившимися банковскими правилами и обычаями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

2.1 Мероприятия  Банка России по совершенствованию  банковской системы и банковского  надзора на период 2009-2011 годов 

       Прогнозируемые Банком России макроэкономические условия в 2009– 2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года.

      В 2009 – 2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

     Банк России продолжит работу по следующим направлениям: [3; 30].                              1) обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе     прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

      2) упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

оптимизация условий для развития сети банковского  обслуживания населения, субъектов  среднего и малого бизнеса;

  1. обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;
  2. рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

      Предстоит завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия" (Базель II) в части упрощенного стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом "Минимальные требования к капиталу" Базеля II. Будет проведена оценка наличия необходимых условий для реализации усовершенствованных подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом Базеля II. Внедрение соответствующих надзорных требований будет способствовать приближению пруденциальной оценки достаточности капитала российских банков к международно-признанным стандартам в этой области в формате, наиболее приемлемом для российского банковского сектора на текущем этапе его развития. Будет проведена работа по подготовке нормативных актов Банка России, реализующих рекомендации второго компонента "Надзорный процесс" Базеля II. Предполагается разработать нормативные документы Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств. [3; 29]

Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора планируется обеспечить:

  1. совершенствование подходов к управлению риском ликвидности;
  2. совершенствование регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями;
  3. дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе;
  4. совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем.

    Дополнительное внимание Банк России намерен уделить вопросам регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов, а также вопросам оказания коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями, посреднических (агентских) услуг кредитным организациям.

      В 2009 – 2011 годах основными задачами Банка России в области инспекционной деятельности будут организация и проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) по основным направлениям банковской деятельности, оказывающим решающее влияние на устойчивость кредитных организаций. [19; 4]

      Банком России будет продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

Продолжится совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых  отозвана лицензия на осуществление  банковских операций.

      Банк России предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно - правового регулирования и методического обеспечения деятельности кредитных организаций по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также критериям выявления и признакам необычных сделок.

       28 ноября 2008 года Совет директоров Банка России в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций, принял решение о повышении ставки рефинансирования Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым Банком России. [20; 36]

Таблица 1

Минимальные процентные ставки по операциям предоставления ликвидности, проводимым на аукционной основе 

Ставка до 11.11.08

% годовых

с 12.11.08

% годовых

с 01.12.08

% годовых

Ставка  рефинансирования 11 12 13
Прямое  РЭПО на 1 день (минимальная) 7 8 9
Прямое  РЭПО на 7 дней (минимальная) 7,5 8,5 9,5
Прямое  РЭПО на 90 дней 8,5 9,5 10,5
Валютный  СВОП 10 12 13
Овернайт 11 12 13
 

    

      С 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 13% годовых, ставки по операциям РЕПО поднимутся также на 1 п. п.: фиксированные - с 9% до 10%, минимальная аукционная - с 8% до 9%. Ставка рефинансирования с начала 2008 года повышалась 7 раз (с 10% до 13%). [27]

2.2. Проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития 

      Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”. Главным результатом ее реализации должно было стать повышение устойчивости и прозрачности национальной банковской системы.

      В соответствии со Стратегией к 1 января 2009 г. отношение активов банковской системы к ВВП должно было составить 56 - 60%, капитала к ВВП - 7 - 8%, кредитов нефинансовым организациям к ВВП - 26 - 28% Ожидаемые результаты развития банковского сектора: Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года [21]. Предусмотренные в Стратегии целевые показатели были достигнуты уже к началу 2008 г., что говорит не столько об успехах российских банков, сколько о том, что установленные стратегией цели были занижены.

Информация о работе Банковская система РФ: проблемы и перспективы ее развития