Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в
Республике Казахстан.
Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и
журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и
Статистического Агентства РК.
банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь
расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили
свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все
безналичные расчеты.
Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате на
основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы:
Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных
касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на
основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал
осуществлять кассовое
и кредитно-расчетное
организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики, повышение
эффективности системы кредитования основной деятельности, финансирование и
кредитование капитальных вложений, а также расчеты в промышленности,
строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба СССР. Банк ввел
расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений этих отраслей
хозяйства. Такое
же комплексное кредитно-
агропромышленного комплекса осуществляет Агропромбанк СССР; предприятий и
организаций социальной сферы и торговли - Жилсоцбанк СССР; обслуживания
населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк СССР обеспечивал организацию и
проведение расчетов по экспортно-импортным операциям.
Структура специализированных банков была построена по административно-
территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных
республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или
города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по
принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных
банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли
Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе
и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме Сбербанка), несмотря на
специализацию, обслуживало всю клиентуру данного района. По существу
специализация банков выражалась только на уровне управления, а низовые
учреждения превратились в универсальные кредитные учреждения. Они обслуживали
клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех отраслей.
Коммерческие банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как
специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли
(промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они
финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую
под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность,
жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков
преобладали некачественные
просроченные ссуды убыточных
предприятий.
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской
системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения
в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и
характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос
бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.
Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал
действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу,
осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации,
аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка
на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным
кредитным учреждением,
выполнявшим функции
инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР
осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на
транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР,
функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с
валютой.
После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил
к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной
экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской
деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской
реформы в стране.
Республиканский
Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и
отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк
Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк
Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк,
Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики
Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а
Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.
Банковская реформа в Казахстане с 1991 г.
Необходимость проведения реформы банковской системы
В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения
необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и
построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности,
использованию экономических
методов руководства
банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами,
так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е.
необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и
процессов.
Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан,
по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух
категорий краткосрочных
проблем, которые могут
реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного
размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы
государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой,
оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории
проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные)
ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу
жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также
возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские
финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.
Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи и
расчеты между предприятиями и организациями.
В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику
Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в
I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном
за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою
очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России.
Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита
Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%,
а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное
распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало
доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями
вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков
плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано
кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге -
правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по
ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.
Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в
том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют
стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при
размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается
эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда
распределяются рационально.
Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика
низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению
потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных
предприятий, которые
прямо кредитовались
заявкам.
Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для
выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций.
Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов
Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции
розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка
увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия,
получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового
состояния и перестройкой работы.
Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых
государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к
неправильному размещению кредитных ресурсов.
Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора
их ликвидности привело к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь
рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам
банков.
Политика низких процентных ставок не позволяла банкам мобилизовать сбережения
в полной мере. Предприятия и население предпочитают размещать свои сбережения
в реальных активах. Предприятия наращивают товарные запасы, а граждане
Информация о работе Банковская система РК на современном этапе