Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа
До 2009 года банковская отрасль в России характеризовалась высокими темпами роста активов, концентрации и централизации банковского капитала. Наблюдаемый кризис в российской экономике вносит свою долю неопределенности в развитие банковской отрасли. Для защиты интересов инвесторов и сберегателей быстрые качественные и количественные изменения в банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов контроля и надзора за банковской деятельностью, в особенности в условиях текущего экономического кризиса.
Наиболее существенные положения и результаты исследования опубликованы в 7 статьях общим объемом 2,75 п. л. (в том числе вклад автора – 2,45 п. л.).
Объем и структура исследования.
Работа имеет следующую структуру, определенную целью исследования, совокупностью поставленных задач и логикой исследования:
Список использованной литературы состоит из 151 источника. Диссертационное исследование выполнено на 192 страницах машинописного текста с 15 приложениями, содержит 7 рисунков и 2 таблицы.
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
По итогам проведенного исследования основные научные результаты, положения и выводы можно разделить на три взаимосвязанных группы проблем: проблемы теоретической основы функционирования контроля и надзора за банковской деятельностью, проблемы эффективности контроля и надзора за деятельностью банков в России и проблемы дальнейшего развития банковского контроля и надзора в России.
По результатам исследования первой группы проблем можно отметить, что необходимость в контроле и надзоре за современной банковской деятельностью определяется несколькими положениями.
Во-первых, банковский контроль и надзор является составной частью регулирования деятельности банков и заключается в проверке отклонения состояния банковского сектора экономики от верхней и нижней границ регулирования1. В данном аспекте государство обеспечивает условия роста капитала, препятствующие саморазрушению рыночной экономики.
Во-вторых, существующая в экономике схема работы «агент (коммерческие банки) – доверитель (органы, осуществляющие контроль и надзор)» нуждается в снижении скрытых действий и искажений информации о деятельности банков. В данном случае удовлетворяется потребность государственных органов в надежности и бесперебойности функционирования банковской отрасли.
В-третьих, отказ от контроля и надзора со стороны специальных органов приводит к тому, что клиенты и собственники банков имеют фактическую возможность идентифицировать проблемы в банках только на стадии их банкротства, что в условиях использования банками средств клиентов и акционеров недопустимо. В данном случае удовлетворяется потребность в оценке клиентами и собственниками текущего и потенциального финансового состояния банков для управления собственными рисками деятельности.
В процессе диссертационного исследования проведен сравнительный анализ различных подходов к трактовке содержания контроля и надзора за банковской деятельностью. На данном этапе исследования уточнено понятие банковского контроля и надзора. Под банковским контролем и надзором понимается совокупность мер, позволяющих проводить банковское регулирование, направленное на стабильность, надежность и эффективность банковского сектора экономики.
Целями банковского контроля и надзора в представленной плоскости можно признать используемые многими экономистами эффекты снижения ложного выбора и недобросовестного поведения в банковской отрасли.
Для достижения целей банковского контроля и надзора необходимо установить правила или принципы, регламентирующие основные моменты банковской деятельности и в особенности раскрытия информации органам регулирования и внешним контрагентам, затем проводить проверки, направленные на выявление отклонений от установленных правил или норм. Вполне естественным будет завершение таких действий работой с банками, вышедшими за пределы установленных правил или принципов.
Содержание регулирования, а также банковского контроля и надзора определило их структуру и основные элементы (таблица 1).
Таблица 1. Структура банковского регулирования,
банковского контроля и надзора
Структура деятельности |
Банковское регулирование |
Банковский контроль и надзор | |
Потребность |
обеспечение государством условий роста капитала, препятствующих саморазрушению рыночной экономики | ||
Мотив |
|||
смыслообразующий |
эффективный банковский сектор |
стабильность и эффективность банковской деятельности | |
стимулирующий |
получение прибыли; получение статистической информации; противодействие отмыванию денежных средств и борьба с финансированием терроризма | ||
Цель |
стабильность работы банков; надежность деятельности банков; обеспечение экономической эффективности |
снижение ложного выбора и недобросовестного поведения в банковской отрасли | |
Действия |
элементы банковского надзора и контроля: допуск на рынок; текущий надзор; санация |
дистанционный надзор; инспекционные проверки; санация | |
Операции (группы процессов) |
запрос информации; предоставление информации; анализ; принятие решения |
установление стандартов-целей; измерение текущего достижения цели; анализ полученных данных; коррекция достижения целей (или пересмотр целей) | |
Условия |
|||
внутренние |
материальные ресурсы, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, методология | ||
внешние |
законодательное закрепление, политическое воздействие, общее состояние экономики, рефлексия экономических субъектов |
Специфика контроля и надзора за банковской деятельностью неразрывно связана с этапами развития экономики и банковского дела (таблица 2). Товарная экономика характеризуется появлением и функционированием индивидуализированного контроля и надзора, проводимого клиентами на основе деловой репутации банков. Капиталистическая экономика привела к трансформации контроля и надзора за банковской деятельностью в централизованную систему. На данном этапе контроль и надзор в большей степени осуществляется клиентами и государством, в основе такого контроля и надзора лежит деловая репутация банков и внутрибанковские риски.
Таблица 2. Контроль и надзор за банковской
деятельностью
на различных этапах развития банковского
дела
Экономика |
Этап развития банковской деятельности |
Банковский продукт |
Основа для банковского контроля и надзора |
Этап развития контроля и надзора |
Экономика товарного обращения (до 17 в.) |
Монетное дело |
Размен |
Отсутствует |
Индивидуализированный |
Меняльное дело |
Размен, переводы |
Отсутствует | ||
Банкирское дело |
Переводы, депозиты, размен, ростовщический кредит |
Контроль и надзор, осуществляемый индивидуально клиентами и основанный на деловой репутации | ||
Капиталистическая экономика (17 в. – 1-я пол. 20 в.) |
Эмиссионное дело |
Вексель, банкнота |
Контроль и надзор, основанный на деловой репутации. Контроль и надзор со стороны государства, основанный на внутрибанковских рисках |
Централизованный контроль и надзор |
Кредитное дело |
Учетный кредит, ссуда
под залог дебиторской | |||
Биржевое дело, инвестиционное, страховое дело и т. п. |
Брокерские, дилерские продукты, депозитарий | |||
Финансовая экономика (2-я пол. 20 в. – нач. 21 в.) |
Финансовое посредничество |
Финансовые деривативы, опционы, свопы, кредитные ноты и т. п. |
Контроль и надзор, основанный на деловой репутации и внутрибанковских рисках. Контроль и надзор со стороны государства, основанный на внутрибанковских рисках. Контроль и надзор на консолидированной основе. Контроль и надзор, основанный на международном сотрудничестве. Антимонопольный контроль и надзор |
Глобальный контроль и надзор |
Финансовая экономика характеризуется становлением глобального контроля и надзора, который осуществляется собственниками, клиентами, государственными органами. В его основе заложены деловая репутация банков, внутрибанковские риски, принцип консолидации деятельности как банков, так и их клиентов, международное сотрудничество. Возрастающая международная интеграция приводит к необходимости формирования единых правил контроля и надзора за банковской деятельностью. Так как применение любых правил должно быть адекватным сложившейся практике в стране, то наиболее органичным является развитие основных принципов-признаков, характеризующих эффективность контроля и надзора. В современных условиях таковые принципы разработаны Базельским комитетом.
На данный момент в российской банковской отрасли в большей степени существует централизованный контроль и надзор. Необходимо отметить, что наблюдается противоречие между текущим этапом развития контроля и надзора за банковской деятельностью в России и растущей потребностью российских банков в консолидации бизнес-процессов своих собственников и заемщиков, а также в выходе на международные рынки.
Согласно результатам
Второй подход ориентирован на участие органов регулирования, контроля и надзора в деятельности каждого отдельного банка. В этом случае возникает персонализация контроля и надзора за банковской деятельностью. Концентрация контроля и надзора за деятельностью каждого банка предполагает большие по сравнению с предыдущим подходом требования к наличию ресурсов у контрольно-надзорных органов. Данный подход наиболее проработан у Фроста С.
Третий подход основан на участии органов регулирования, контроля и надзора в формировании условий для достаточного внутреннего контроля в деятельности каждого банка. В данном случае эффективность раскрывается через возможность внутреннего контроля влиять на риски работы банков и качество раскрытия информации об их деятельности. Отдельные элементы данного подхода нашли свое отражение в работах Грюнинга Х., Братанович С., Роуза П.
Учитывая обозначенную
ранее потребность в
Сформированные теоретические основы функционирования контроля и надзора за банковской деятельностью позволили перейти к исследованию второй группы проблем, то есть к оценке эффективности контроля и надзора за деятельностью банков в России.
По результатам проведенного исследования определена институциональная схема контроля и надзора за банковской деятельностью в России (рис. 1). Несмотря на то, что Банк России определен нормативно-правовыми актами как единственный орган банковского надзора, по существу можно выделить более 10 субъектов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью банков. Большое количество контрольных и надзорных органов естественным образом приводит к увеличению издержек от проведения контроля и надзора. Например, существуют противоречия между Банком России и Федеральной налоговой службой по вопросам формирования резервов по ссудам и приравненной к ним задолженности и уплаты налога на прибыль, ограничены контакты между Банком России и аудиторскими организациями, между Федеральной налоговой службой и аудиторскими организациями и так далее. Рост издержек от осуществляемого контроля и надзора в конечном счете приводит к увеличению затрат и неопределенности в деятельности банков.
Согласно обозначенным теоретическим основам, диссертантом проведено исследование адекватности банковского контроля и надзора российским условиям. В основу исследования заложено выявление соответствия банковского контроля и надзора в России принципам эффективного надзора, а также критериям оценки соблюдения основных принципов, разработанным Базельским комитетом. Указанное исследование проводилось по двум основным направлениям: выявление формального соответствия между базельскими принципами и российской нормативно-правовой базой и содержательное выполнение базельских принципов в российских условиях, то есть выполнение по своей сути.
По результатам исследования в первом направлении можно отметить, что к настоящему моменту действующая в России нормативно-правовая база позволяет признать контроль и надзор за деятельностью российских банков как удовлетворяющий базельским принципам и подходам в оценке его эффективности. Тем не менее требуется ряд изменений законодательства в части содержания основополагающих понятий: связанные между собой стороны и существенный контроль, оказываемый одними хозяйствующими субъектами на деятельность других. Необходимо смещать акцент от количественных показателей, используемых в действующей терминологии банковского контроля и надзора, в сторону их содержательности. Текущее российское законодательство оставляет возможность для банков обходить запреты Банка России по формированию своих собственных капиталов ненадлежащими активами, манипулировать показателями прибыли, а также качеством своих активов, например, кредитных портфелей.