Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа
До 2009 года банковская отрасль в России характеризовалась высокими темпами роста активов, концентрации и централизации банковского капитала. Наблюдаемый кризис в российской экономике вносит свою долю неопределенности в развитие банковской отрасли. Для защиты интересов инвесторов и сберегателей быстрые качественные и количественные изменения в банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов контроля и надзора за банковской деятельностью, в особенности в условиях текущего экономического кризиса.
В диссертационном исследовании рассмотрена потенциальная работа единого методологического центра на примере оптимизации планирования работы службы внутреннего контроля банков (данные результаты аналогичным образом можно использовать в деятельности независимых аудиторских организаций, органов контроля и надзора).
В основу методики заложена предпосылка, что работа службы внутреннего контроля состоит из пяти последовательных этапов (рис. 2).
Рис. 2. Основные этапы работы службы внутреннего контроля
Как показывает практика, наименее проработанным этапом в деятельности службы внутреннего контроля является планирование, но именно от этого этапа зависит эффективность последующей работы, в том числе затраты на трудовые ресурсы.
Для оптимальной работы службы внутреннего контроля предложенная в диссертационном исследовании методика предполагает проведение следующего порядка планирования.
Шаг 1 – анализ показателей деятельности банка. На данном этапе требуется проведение постоянного аналитического обзора статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Задачей данного этапа является выявление секторов в деятельности банка, требующих повышенного внимания. Резкие или нелогичные колебания значений показателей должны являться сигналом для оперативного контроля и надзора за деятельностью банка со стороны службы внутреннего контроля.
Шаг 2 – расчет уровня существенности применительно к проверяемой отчетности. Использование параметров существенности в работе службы внутреннего контроля приводит к изменению направлений проверки с менее значимых секторов деятельности банка на более важные. Законодательно утвержденного расчета параметров существенности нет, поэтому наиболее верно исходить из содержания данного понятия. Уровень существенности – это, прежде всего, величина, превышение которой приводит к искажениям в адекватном понимании отчетности квалифицированными пользователями. Так как данная информация носит в большей степени субъективный характер, то целесообразным можно считать проведение опроса квалифицированных пользователей на предмет идентификации важных статей отчетности банков и выражении количественного уровня существенности через процентное отклонение в значениях важных статей. Уровень существенности определяется как сумма произведений каждого значения показателя, его уровня существенности и удельного веса.
При использовании указанного подхода в расчете количественного размера существенности необходимо отметить, что в зависимости от специфики банка ключевыми показателями могут являться разные статьи. Например, для инвестиционных банков, концентрирующих свою деятельность на рынке ценных бумаг, таковыми показателями могут стать доходы от операций с ценными бумагами. В рамках крупного методологического центра возможно привлечение гораздо большего количества квалифицированных пользователей информации, что существенно повысит точность расчетов.
Шаг 3 – определение существенных и наиболее рисковых секторов деятельности банка, подлежащих проверке. После расчета количественного уровня существенности необходимо сузить сектора проверки путем анализа ряда факторов:
Шаг 4 – определение перечня процедур, необходимых для проведения проверки. Необходимо отметить, что разнообразие проводимых банками операций предполагает отсутствие какого-либо универсального перечня процедур и тестов в проверке. Поэтому разработка данного этапа полностью доверяется уполномоченным лицам в банке.
Использование предлагаемого порядка планирования позволяет сузить количество секторов проверки до минимально возможного, что приведет к снижению затрат времени и ресурсов на проведение проверки, сохранив при этом достоверность данных учетных регистров.
Решение обозначенных трех
групп проблем организации
III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Границы регулирования определяются его потребностью: верхняя – это та граница, выше которой государственное вмешательство приводит к разрушению рынка, а нижняя – это та, ниже которой происходит саморазрушение рыночного механизма деятельности банков.