Автор работы: a****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа
Возрастание роли банков в экономической жизни общества связано с изменением вещественной формы денег, а именно широким использованием безналичных средств и расчетов.
Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов.
Совершенствование системы безналичных расчетов
Наиболее перспективной и получающей все большее развитие становится форма электронных расчетов посредством платежных карт и электронных денег. Стратегия развития платежной системы реализуется по двум направлениям:
На данный момент наибольшую популярность приобрели пластиковые карты. Еще несколько лет назад предприятия только начинали использовать в хозяйственной деятельности банковские платежные карточки. А сегодня наличием карточного счета уже никого не удивишь.
Все больше предприятий выплачивают зарплату своим работникам не через кассу, а перечисляют ее на их персональные карточные счета в банке. Многие предприятия используют в своей хозяйственной деятельности корпоративные карточки.14
Организация
работы по выплате заработной платы
на пластиковые карты достаточно
проста. Перечисление зарплаты производится
одним платежным документом с
приложением реестра
Так же использование пластиковых карт позволяет организации:
Платежные карточки могут быть нескольких типов:
Корпоративная карточка, предоставленная банком предприятию и использующаяся его работниками для разнообразных расчетов, как наличных, так и безналичных.
Зарплатная карточка, предоставленная банком работникам предприятия и использующаяся ими для получения только зарплаты через сеть банкоматов и банков.
Расчетная карточка, предоставленная банком для физлиц, использующих ее для безналичных расчетов за приобретенные товары (услуги) через специализированные торговые терминалы, а также для обналичивания денежных средств.
Накопительная, предоставленная банком как юридическому, так и физическому лицу для накопления денежных средств, а также для расчетов и для получения зарплаты или для обналичивания денежных средств.
В зависимости от того, какой тип платежной карточки используется, определяется и сфера ее применения.15
Однако ситуация показывает, что россияне редко пользуются пластиковыми картами при расчетах за товары, услуги и т.п. Согласно совместному опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Ассоциации региональных банков, основной причиной неиспользования пластиковых карт для безналичной оплаты товаров и услуг является ограниченное количество магазинов и учреждений, где такие карты принимаются. На это указывает 34% респондентов. Объем операций по снятию наличных за 2010 год составляет 4,9 трлн руб., тогда как на объем операций по оплате товаров и услуг приходится только 488,5 млрд руб.
В России недостаточно терминалов для приема карт. По данным ЦБ, на 1 октября 2010 года в стране насчитывалось 88,8 тыс. банкоматов и 334,4 тыс. электронных терминалов. При этом количество банкоматов на душу населения в России отстает от среднеевропейского уровня (один банкомат на тысячу жителей) гораздо сильнее.
В построении инфраструктуры не слишком заинтересованы ни торговые сети, ни банки. По оценкам участников рынка, за проведение безналичных платежей торговые точки платят банку-эквайеру (устанавливающему и обслуживающему платежный терминал) порядка 1,5-2% от оборота, проведенного через терминал. Еще одной причиной отказа мелких торговых точек от безналичных платежей является их полная легальность, ведь многие такие магазины привыкли работать по "серым" схемам.
Банки не слишком активны в развитии инфраструктуры для безналичных платежей по иным причинам. Для них бизнес по обслуживанию безналичных платежей в магазинах — низкомаржинальный. Установка оборудования для приема карт стоит банку $500-800 за устройство, затем банк платит комиссию платежной системе.
В результате обеспеченность терминалами граждан России может вырасти до уровня развитых стран лишь к 2015 году.
Следующий этап развития банковских технологий в сфере безналичных расчетов - так называемый электронный банкинг - был пройден очень быстро. На его место пришел интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов.
Управление
банковскими счетами через
Классический
вариант системы интернет-
Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). Кроме того системы интернет-банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями. Возможность работать со счетами пластиковых карт позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов на абсолютно безопасном уровне - достаточно перевести с помощью системы интернет-банкинга требуемую сумму средств на карту, а затем с помощью этой карты оплатить какую-либо услугу или товар в интернет-магазине на веб-сайте последнего. При этом в системе будут доступны выписки по карт-счету, из которых можно определить какая сумма средств списана с карты, за что и т.п. Таким образом, больше, чем стоимость товара и ли услуги с карты клиента просто не спишется и клиент всегда в состоянии отследить подобные операции. Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в частности безопасности транзакций в системах интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки - поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.16
Проблемы совершенствования безналичных платежей
Проблемы
совершенствования можно
Психологические проблемы:
Рядовому
потребителю чисто
Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. - 1 млн. человек, и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется, но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.
Кадровые проблемы:
Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависят от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для разработки и сопровождения систем Интернет-банкинга сегодня жизненно необходимы программисты (причем работающие не только в области Интернет-технологий), системные администраторы, Веб-дизайнеры, Веб-программисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы. Все они должны хорошо представлять себе мир Интернета, что сейчас далеко не всегда достижимо. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить он будет недешево. То же самое относится к профессионалам сетевой безопасности. По мере проникновения Сети в повседневную жизнь постепенно появятся смежные профессии, необходимые для деятельности в сфере Интернет-банкинга. Юридические проблемы: К числу проблем, сдерживающих развитие Интернет-банкинга, относится также отсутствие четко сформулированного и систематизированного законодательства как по вопросам защиты и безопасности, так и в области электронной коммерции вообще. Это, разумеется, не останавливает тех, кто всерьез занялся Интернет-бизнесом. Необходимое им юридическое обоснование собственной деятельности они складывают из крупиц информации, которую выискивают в многочисленных законодательных актах, указах и инструкциях. Однако для тех, кто лишь подумывает о новом деле, правовой туман является одним из барьеров на пути в Интернет.
Финансовые проблемы:
О том, что новые технологии являют собой активных потребителей финансовых ресурсов, знают все, но вот масштабы потребления представляет себе не каждый. По признаниям пионеров Интернет-банкинга - достаточно раскрученные платежные комплексы станут окупаемыми только через 2-3 года при сохранении динамики роста количества клиентов и увеличения оборота средств.
Если рубеж рентабельности платежных систем пока не пройден, то с продуктами класса "Интернет-Клиент" дело обстоит иначе - они изначально не задумывались как средства прямого повышения прибыли. Их задача - обеспечить качественное обслуживание клиентов. Оценить интегральную отдачу от "Интернет-Клиента" довольно сложно, так как основная ее часть - косвенная выгода. В любом случае тот, кто внедряет систему Интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки - за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.
Интернет не выносит дорогих решений - он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы Интернет-банкинга может быть весьма высокой.
Есть
еще один важный финансовый аспект
Интернет-банкинга - от участника системы
электронных расчетов, как правило, требуется
резервировать некоторую денежную сумму.
Так, в случае межбанковских расчетов
зарезервированные средства - это остатки
на корреспондентских счетах (размеры
остатков могут регламентироваться), для
клиентов банка - это лимиты остатков на
счетах и т. д. Другими словами, ради удобства
онлайновых расчетов часть средств приходится
исключать из активного обращения.
Заключение
Наличное и безналичное обращение охватывает практически все сферы жизни страны. Безналичное обращение, безусловно, доминирует, он достаточно активно развивается в кредитной, инвестиционной сфере, в межбанковских расчетах, расширяя инструменты расчетных операций.
Формы организации расчетов, платежные инструменты, способы платежей и возникающие при их проведении риски представляют собой отдельные элементы платежной системы. В условиях рыночной экономики очень важен такой критерий, как период (срок) прохождения платежа от отправителя к получателю. Преимущество той или иной платежной системы состоит прежде всего в том, насколько быстро, надежно и экономично проводятся расчеты и платежи.