Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, автореферат
Актуальность темы исследования. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших инфраструктурных элементов экономической политики государства в части обеспечения устойчивого экономического роста путем привлечения долгосрочных инвестиций внутренних и внешних инвесторов.
В 2006 году развитие российского рынка ценных бумаг оценивалось как положительное: сохранялись высокие темпы роста основных ценовых индикаторов российского рынка акций; индекс ММВБ и индекс РТС выросли на 68% и 71% соответственно, достигнув на конец 2006 года максимальных значений за весь период развития российского рынка акций.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РОЛИ ПОСРЕДНИКОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг, проблемы деятельности коммерческих банков в роли посредников на рынке ценных бумаг в России.
1.2. Анализ зарубежного опыта по регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг.
1.3. Анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблем деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
2.1. Сущность, функции, виды и особенности брокерского обслуживания.
2.2. Финансово-организационный механизм брокерского обслуживания.
2.3. Методические рекомендации по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
3.1. Многопрофильный коммерческий банк и особенности его брокерского обслуживания.
3.2. Анализ факторов оказывающих влияние на величину комиссионного вознаграждения по брокерскому обслуживанию клиентов банка на рынке ценных бумаг.
3.3. Основные направления совершенствования брокерского обслуживания в коммерческом банке.
Введение:
В диссертационном исследовании проведен анализ особенностей брокерского обслуживания в коммерческих банках: коммерческие банки могут выступать на рынке ценных бумаг в роли: эмитентов, инвесторов и инвестиционных институтов, осуществляющих посреднические операции с ценными бумагами. В то же время коммерческие банки являются институтом общей инфраструктуры рынка ценных бумаг, поскольку участники рынка ценных бумаг не могут обойтись без услуг банка: открывают расчетные счета, хранят на них денежные средства, используемые, в том числе и для осуществления операций с ценными бумагами; в коммерческих банках учет торговых и неторговых операций остатков денежных средств клиента отражаются на балансовом счете 30601 «Средства клиентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами». Учет таких операций, совершенных по поручениям клиентов, осуществляется отдельно от операций, совершенных банком по поручениям других клиентов, а так же операций, совершаемых банком за свой счет. Таким образом, к коммерческим банкам не применятся требование о разделении денежных средств клиента и брокера; надежность коммерческого банка при осуществлении брокерского обслуживания объясняется существенным контролем за его деятельностью со стороны Центрального банка РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам; коммерческие банки одновременно выступают элементом платежной системы, поэтому обеспечивает более высокую скорость расчетов для своих клиентов; брокерские операции в коммерческом банке могут использоваться как инструмент отвлечения «дорогих» вкладов; коммерческие банки преимущественно осуществляют брокерское обслуживание клиентов, использующих долгосрочные стратегии инвестирования.
В рамках диссертационного исследования предлагается выделять следующие принципы брокерского обслуживания в коммерческом банке: надежность, оперативность, сохранность, ликвидность, конфиденциальность, функциональность, эффективность и безопасность.
В диссертации обобщены виды брокерского обслуживания в коммерческом банке, которые сгруппированы по четырем критериям: по категории клиентов, по типу информационного взаимодействия, по виду рынков, на которых проводят операции клиенты, по типу инвестора, и раскрыты их особенности.
При этом в диссертационном исследовании разработан алгоритм взаимодействия инвестора и коммерческого банка при осуществлении брокерского обслуживания, который включает в себя 3 блока:
1. Определение режимов обслуживания на рынке ценных бумаг;
2. Совершение сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг;
3. Вывод денежных
средств инвестора,
Задачами оценки
эффективности брокерского
- оценка целесообразности предоставления коммерческим банком брокерских услуг на рынке ценных бумаг;
- выработка рекомендаций по совершенствованию брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг.
Каждая из этих
задач предполагает необходимость
руководствоваться
- учет специфики целевой группы клиентов брокерского обслуживания;
- учет трудоемкости процедур брокерского обслуживания;
- непротиворечивость методов управления и оценки эффективности
В диссертации предложена совокупность количественных показателей оценки брокерского обслуживания в коммерческом банке:
- объем привлеченных
средств по заключенным
- количество
договоров брокерского
- объем сделок по покупке - продаже ценных бумаг на бирже;
- количество сделок по покупке - продаже ценных бумаг на бирже;
- объем брокерского портфеля ценных бумаг;
- оборачиваемость брокерского портфеля ценных бумаг, которая рассчитывается как отношение объема сделок по покупке - продаже ценных бумаг на бирже к объему брокерского портфеля ценных бумаг;
- доход от брокерского обслуживания;
В работе показано,
что одним из направлений повышения
эффективности брокерского
На основе определения источников и форм проявления неблагоприятных исходов для коммерческого банка в диссертации обоснована совокупность рисков брокерского обслуживания:
При этом в диссертационном исследовании определена роль операционного риска коммерческого банка при осуществлении брокерского' обслуживания; выявлены операционные ошибки, оказывающие влияние на операционный риск при оказании брокерских услуг коммерческим банком, которые включают в себя:
- ошибки, связанные
с правильностью и
- ошибки, связанные с учетом ценных бумаг в процессе перевода;
- ошибки, связанные
с соблюдением сроков и
- ошибки в
данных внутреннего учета
- ошибки, связанные
с правильностью расчета
- ошибки, связанные
с исполнением сделок купли-
- ошибки, связанные
с перечислением денежных
- ошибки, связанные с полнотой и достоверностью отчетности об операциях с ценными бумагами, предоставляемой коммерческим банком в регулирующие органы.
В диссертации
обобщены и классифицированы операционные
риски брокерского
Кроме того, в диссертационном исследовании предложены мероприятия по снижению операционных рисков, включающие в себя: совершенствование процесса исполнения поручений клиентов и совершения брокерских операций (функциональное разделение подразделений коммерческого банка, регламентация порядка действий сотрудников и подразделений коммерческого банка, разграничение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников, подразделений коммерческого банка, авторизация и мониторинг доступа к ведущимся в электронном виде операционным документам); совершенствование процесса взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации (регламентация порядка взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации, синхронизация порядка взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации); совершенствование процесса взаимодействия брокерского подразделения с клиентами (регламентация порядка взаимодействия брокерского подразделения кредитной организации с клиентами, установление режима операционного дня, при котором определяются временные диапазоны, в течение которых осуществляется прием поручений от клиентов).
В диссертации: проанализирована организационная структура банка и управления ценных бумаг, проведен анализ построения, функционирования и управления брокерского обслуживания; обоснованы мероприятия по повышению эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке
Реализация разработанных в диссертации методических положений и практических рекомендаций позволит повысить эффективность организации брокерского обслуживания в коммерческом банке, что будет способствовать расширению инвестиционных возможностей различных субъектов экономики России и росту благосостояния общества в целом.
Список литературы:
1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
2. Конституция Российской Федерации. -М.: Политиздат, 1994.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ); (часть II) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.01.2007 № 5-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005).
5. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // В редакции введенной в действие Федеральным законом № 17-ФЗ от 03.02.96 г.
6. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" № 39-Ф3 //" Принят Государственной Думой РФ 20.03.96 г.
7. Федеральный
закон "О центральном банке"
// В редакции введенной в
8. Федеральный закон "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ // Принят Государственной Думой РФ 24.11.95 г.
9. Федеральный
закон «О защите прав и
10. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 № 163-ФЗ
11. Федеральный закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» Принят Государственной Думой 13.12.01;
12. Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 11.10.1999 № 9 (с последующими изменениями)1.. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
13. Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 160 с.
14. Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок: Анализ. Практика. Эволюция. М.: Ось-89, 1997. - 159 с.
15. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 462 с.
16. Антикризисная стратегия банков. Сборник научных трудов по материалам проблемно-консультационного семинара. Под ред. Белоглазовой Г.Н. СПб.: 1999. - 198 с.
17. Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии на рынке ценных бумаг. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. - 106 с.
18. Базовый курс по рынку ценных бумаг. М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 1998. 408 с.
19. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995. - 384 с.
20. Банковская система России. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания "ДЕКА", 1995.- 576 с.
21. Банковское дело: Стратегическое руководство. Под ред. Платонова В.В., Хиггинса М. М.: НПО "Консалт-банкир", 1998. - 432 с.
22. Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. М.: Финансы и статистика, 2000. - 460 с.
23. Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина.— М.: Финансы и статистика, 2000.—667с.
24. Банковское и биржевое дело в России и Германии: Материалы совместного германо-российского семинара. Под общ. ред. Д. Хуммеля, Г.Белоглазовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2003. - 248 с.
25. Басов А.И., Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2003. - 447 с.
26. Бердникова Т.Е. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: ИНФРА, 2000.-269 с.
27. Берзон Н. И. Современное состояние, инструменты и тенденции развития фондового рынка: межвузовская научная конференция. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. - 262 с.
28. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.:ЮНИТИ, 1997.- 671 с.
29. Бор 3., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М.: ДИС, 1997. - 184 с.
30. Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами (FAST). М.: Дело, 1995. - 223 с.
31. Букато В.Н., Львов Ю.Н. Банки и банковские операции в России. Под ред. Лапидуса М.Х. М.: Финансы и статистика, 1996. - 336 с.
32. Былиняк С.А. Формирующиеся финансовые рынки. М.: Восточный ун-т, 2003. - 176 с.
33. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: Вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999 - 416 с.
34. Давиденко Л.П. Еремин Б.А. Никифорова В.Д. Очерки становления фондового рынка в Санкт Петербурге. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. -93 с.
Информация о работе Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке