Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших инфраструктурных элементов экономической политики государства в части обеспечения устойчивого экономического роста путем привлечения долгосрочных инвестиций внутренних и внешних инвесторов.
В 2006 году развитие российского рынка ценных бумаг оценивалось как положительное: сохранялись высокие темпы роста основных ценовых индикаторов российского рынка акций; индекс ММВБ и индекс РТС выросли на 68% и 71% соответственно, достигнув на конец 2006 года максимальных значений за весь период развития российского рынка акций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РОЛИ ПОСРЕДНИКОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг, проблемы деятельности коммерческих банков в роли посредников на рынке ценных бумаг в России.
1.2. Анализ зарубежного опыта по регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг.
1.3. Анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблем деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
2.1. Сущность, функции, виды и особенности брокерского обслуживания.
2.2. Финансово-организационный механизм брокерского обслуживания.
2.3. Методические рекомендации по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
3.1. Многопрофильный коммерческий банк и особенности его брокерского обслуживания.
3.2. Анализ факторов оказывающих влияние на величину комиссионного вознаграждения по брокерскому обслуживанию клиентов банка на рынке ценных бумаг.
3.3. Основные направления совершенствования брокерского обслуживания в коммерческом банке.
Введение:

Работа состоит из  1 файл

Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

В диссертационном  исследовании проведен анализ особенностей брокерского обслуживания в коммерческих банках: коммерческие банки могут выступать на рынке ценных бумаг в роли: эмитентов, инвесторов и инвестиционных институтов, осуществляющих посреднические операции с ценными бумагами. В то же время коммерческие банки являются институтом общей инфраструктуры рынка ценных бумаг, поскольку участники рынка ценных бумаг не могут обойтись без услуг банка: открывают расчетные счета, хранят на них денежные средства, используемые, в том числе и для осуществления операций с ценными бумагами; в коммерческих банках учет торговых и неторговых операций остатков денежных средств клиента отражаются на балансовом счете 30601 «Средства клиентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами». Учет таких операций, совершенных по поручениям клиентов, осуществляется отдельно от операций, совершенных банком по поручениям других клиентов, а так же операций, совершаемых банком за свой счет. Таким образом, к коммерческим банкам не применятся требование о разделении денежных средств клиента и брокера; надежность коммерческого банка при осуществлении брокерского обслуживания объясняется существенным контролем за его деятельностью со стороны Центрального банка РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам; коммерческие банки одновременно выступают элементом платежной системы, поэтому обеспечивает более высокую скорость расчетов для своих клиентов; брокерские операции в коммерческом банке могут использоваться как инструмент отвлечения «дорогих» вкладов; коммерческие банки преимущественно осуществляют брокерское обслуживание клиентов, использующих долгосрочные стратегии инвестирования.

В рамках диссертационного исследования предлагается выделять следующие  принципы брокерского обслуживания в коммерческом банке: надежность, оперативность, сохранность, ликвидность, конфиденциальность, функциональность, эффективность и безопасность.

В диссертации  обобщены виды брокерского обслуживания в коммерческом банке, которые сгруппированы  по четырем критериям: по категории  клиентов, по типу информационного  взаимодействия, по виду рынков, на которых проводят операции клиенты, по типу инвестора, и раскрыты их особенности.

При этом в диссертационном  исследовании разработан алгоритм взаимодействия инвестора и коммерческого банка при осуществлении брокерского обслуживания, который включает в себя 3 блока:

1. Определение  режимов обслуживания на рынке  ценных бумаг; 

2. Совершение  сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг;

3. Вывод денежных  средств инвестора, учитываемых  на лицевом счете. При разработке  методических положений по оценке эффективности брокерского обслуживания обоснованы цели, задачи, принципы оценки эффективности брокерского обслуживания. Целью оценки эффективности брокерского обслуживания является повышение прибыльности брокерского обслуживания на основе совершенствования организации брокерского обслуживания в коммерческом банке.

Задачами оценки эффективности брокерского обслуживания являются:

- оценка целесообразности  предоставления коммерческим банком брокерских услуг на рынке ценных бумаг;

- выработка рекомендаций по совершенствованию брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг.

Каждая из этих задач предполагает необходимость  руководствоваться специфическими принципами оценки эффективности организации  брокерского обслуживания, учитывающими его особенности. Специфические принципы включают в себя:

- учет специфики  целевой группы клиентов брокерского обслуживания;

- учет трудоемкости процедур брокерского обслуживания;

- непротиворечивость  методов управления и оценки  эффективности 

В диссертации  предложена совокупность количественных показателей оценки брокерского обслуживания в коммерческом банке:

- объем привлеченных  средств по заключенным договорам  брокерского обслуживания за  период;

- количество  договоров брокерского обслуживания  за период;

- объем сделок  по покупке - продаже ценных бумаг на бирже;

- количество  сделок по покупке - продаже ценных бумаг на бирже;

- объем брокерского  портфеля ценных бумаг;

- оборачиваемость брокерского портфеля ценных бумаг, которая рассчитывается как отношение объема сделок по покупке - продаже ценных бумаг на бирже к объему брокерского портфеля ценных бумаг;

- доход от  брокерского обслуживания;

В работе показано, что одним из направлений повышения  эффективности брокерского обслуживания является формирование и совершенствование риск-менеджмента в этой сфере.

На основе определения  источников и форм проявления неблагоприятных  исходов для коммерческого банка в диссертации обоснована совокупность рисков брокерского обслуживания:

При этом в диссертационном  исследовании определена роль операционного риска коммерческого банка при осуществлении брокерского' обслуживания; выявлены операционные ошибки, оказывающие влияние на операционный риск при оказании брокерских услуг коммерческим банком, которые включают в себя:

- ошибки, связанные  с правильностью и своевременностью оформления документов, включая поручения клиентов, распорядительные записки, отчеты клиентам, с данными регистров внутреннего учета (журнала сделок, журнала учета денежных средств, журнала учета ценных бумаг);

- ошибки, связанные  с учетом ценных бумаг в  процессе перевода;

- ошибки, связанные  с соблюдением сроков и условий  поставки и оплаты ценных бумаг по сделкам;

- ошибки в  данных внутреннего учета коммерческого  банка об остатках ценных бумаг  на собственных и клиентских счетах депо в депозитариях и лицевых счетах в реестрах;

- ошибки, связанные  с правильностью расчета комиссионного вознаграждения, взыскиваемого с клиентов коммерческого банка;

- ошибки, связанные  с исполнением сделок купли-продажи ценных бумаг по поручению клиента;

- ошибки, связанные  с перечислением денежных средств  инвестора с лицевого счета  на банковский счет;

- ошибки, связанные  с полнотой и достоверностью  отчетности об операциях с ценными бумагами, предоставляемой коммерческим банком в регулирующие органы.

В диссертации  обобщены и классифицированы операционные риски брокерского обслуживания.

Кроме того, в  диссертационном исследовании предложены мероприятия по снижению операционных рисков, включающие в себя: совершенствование процесса исполнения поручений клиентов и совершения брокерских операций (функциональное разделение подразделений коммерческого банка, регламентация порядка действий сотрудников и подразделений коммерческого банка, разграничение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников, подразделений коммерческого банка, авторизация и мониторинг доступа к ведущимся в электронном виде операционным документам); совершенствование процесса взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации (регламентация порядка взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации, синхронизация порядка взаимодействия брокерского подразделения с другими подразделениями кредитной организации); совершенствование процесса взаимодействия брокерского подразделения с клиентами (регламентация порядка взаимодействия брокерского подразделения кредитной организации с клиентами, установление режима операционного дня, при котором определяются временные диапазоны, в течение которых осуществляется прием поручений от клиентов).

В диссертации: проанализирована организационная структура банка и управления ценных бумаг, проведен анализ построения, функционирования и управления брокерского обслуживания; обоснованы мероприятия по повышению эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке

Реализация разработанных  в диссертации методических положений  и практических рекомендаций позволит повысить эффективность организации  брокерского обслуживания в коммерческом банке, что будет способствовать расширению инвестиционных возможностей различных субъектов экономики России и росту благосостояния общества в целом.

Список литературы: 

1. НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ 

2. Конституция  Российской Федерации. -М.: Политиздат, 1994.

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ); (часть II) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.01.2007 № 5-ФЗ).

4. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005).

5. Федеральный  закон "О банках и банковской деятельности" // В редакции введенной в действие Федеральным законом № 17-ФЗ от 03.02.96 г.

6. Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг" № 39-Ф3 //" Принят Государственной Думой РФ 20.03.96 г.

7. Федеральный  закон "О центральном банке" // В редакции введенной в действие  Федеральным законом № 65-ФЗ  от 26.04.95 г. 

8. Федеральный  закон "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ // Принят Государственной Думой РФ 24.11.95 г.

9. Федеральный  закон «О защите прав и законных  интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ

10. Федеральный  закон «Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 № 163-ФЗ

11. Федеральный  закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» Принят Государственной Думой 13.12.01;

12. Правила осуществления  брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 11.10.1999 № 9 (с последующими изменениями)1.. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

13. Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 160 с.

14. Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок: Анализ. Практика. Эволюция. М.: Ось-89, 1997. - 159 с.

15. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 462 с.

16. Антикризисная стратегия банков. Сборник научных трудов по материалам проблемно-консультационного семинара. Под ред. Белоглазовой Г.Н. СПб.: 1999. - 198 с.

17. Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии на рынке ценных бумаг. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. - 106 с.

18. Базовый курс  по рынку ценных бумаг. М.: Финансовый  издательский дом "Деловой экспресс", 1998. 408 с.

19. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995. - 384 с.

20. Банковская система России. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания "ДЕКА", 1995.- 576 с.

21. Банковское дело: Стратегическое руководство. Под ред. Платонова В.В., Хиггинса М. М.: НПО "Консалт-банкир", 1998. - 432 с.

22. Банковское  дело: Учебник. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. М.: Финансы и статистика, 2000. - 460 с.

23. Банковское  дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина.— М.: Финансы и статистика, 2000.—667с.

24. Банковское  и биржевое дело в России и Германии: Материалы совместного германо-российского семинара. Под общ. ред. Д. Хуммеля, Г.Белоглазовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2003. - 248 с.

25. Басов А.И., Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2003. - 447 с.

26. Бердникова Т.Е. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: ИНФРА, 2000.-269 с.

27. Берзон Н. И. Современное состояние, инструменты и тенденции развития фондового рынка: межвузовская научная конференция. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. - 262 с.

28. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.:ЮНИТИ, 1997.- 671 с.

29. Бор 3., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М.: ДИС, 1997. - 184 с.

30. Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами (FAST). М.: Дело, 1995. - 223 с.

31. Букато В.Н., Львов Ю.Н. Банки и банковские операции в России. Под ред. Лапидуса М.Х. М.: Финансы и статистика, 1996. - 336 с.

32. Былиняк С.А. Формирующиеся финансовые рынки. М.: Восточный ун-т, 2003. - 176 с.

33. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: Вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999 - 416 с.

34. Давиденко Л.П. Еремин Б.А. Никифорова В.Д. Очерки становления фондового рынка в Санкт Петербурге. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. -93 с.

Информация о работе Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке