Цель и направления валютного контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа

Описание

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

Работа состоит из  1 файл

Валютные операции контр раб.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

Введение

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными  и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось  создание в России всеохватывающей системы валютного контроля над проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

Деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена.

Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и  способов утечки валюты за рубеж: изменение  методов валютного регулирования  влечет совершенствование способов противодействия ему.

Однако, так или иначе, на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. От ее эффективности во многом зависят эффективность и уровень развития экономики страны. В первую очередь это касается устойчивости национальной валюты, стабильности финансово кредитной и, в частности банковской системы, состояние финансового рынка, инвестиционного климата в стране, способности государства интегрироваться в международное экономическое сообщество.

Валютный контроль является административной мерой, применяемой государством для  защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов.

  1. Цель и направления валютного контроля

        В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».

         Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.

Основой валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (с изм. и доп.), который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Это – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 131-ФЗ, от 30.12.2006 № 267-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 05.07.2007 № 127-ФЗ, от 30.10.2007 № 242-ФЗ, от 22.07.2008 № 150-ФЗ, от 15.11.2010 № 294-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 236-ФЗ).

Создание эффективной  системы валютного регулирования  и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными  ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж – важные задачи, стоящие перед ЦБ.

В системе государственного валютного контроля в РФ можно  выделить следующие главные направления, это - прежде всего:

а) контроль над поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы РФ;

б) контроль над поступлением оплаченных товаров по импортным операциям, согласно заключенных контрактов;

в) контроль над процессами обмена национальной валюты на иностранную, производимый населением внутри страны;

г) контроль над обращением на территории страны иных валютных ценностей.

Наиболее опасные для  экономики страны нарушения валютного  законодательства связанные с оттоком  валютных средств за рубеж. Поэтому  ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.

Целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями  валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений; 
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;  
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

2. Органы и агенты  валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет (ГТК), правоохранительный органы.

С 16 февраля 2011 года действует  Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в части регулирования обмена документами и информацией между  органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Согласно ему органами валютного контроля являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные и налоговые органы.

Агентами валютного  контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютная лицензия – разрешение, выдаваемое центральным банком коммерческому банку на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономических, валютных операций юридических и физических лиц.

         Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции  издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции:

        1) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

       2) проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

      3) запрашивают и получают документы и информацию, связанную с проведением валютных операций и ведением счетов.

В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность  физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус  юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке  на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права  нерезидентов на осуществление  валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые  органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента,  если получение нерезидентом  такого документа предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в  случаях, когда предварительная  регистрация предусмотрена в  соответствии с настоящим Федеральным  законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения  валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения  и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего  собрания или иного органа  управления юридического лица; документы,  содержащие сведения о результатах  торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт  передачи товаров (выполнения  работ, оказания услуг), информации  и результатов интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительных  прав на них, акты государственных  органов;

10) документы,  оформляемые и выдаваемые кредитными  организациями, включая ведомости  банковского контроля, банковские  выписки; документы, подтверждающие  совершение валютных операций;

11) таможенные  декларации, документы, подтверждающие  ввоз в Российскую Федерацию  и вывоз из Российской Федерации  товаров, валюты Российской Федерации,  иностранной валюты и внешних  и внутренних ценных бумаг  в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что  физические лица являются супругами  или близкими родственниками, включая  документы, выданные органами  записи актов гражданского состояния  (свидетельство о заключении брака,  свидетельство о рождении), вступившие  в законную силу решения суда  об установлении факта семейных  или родственных отношений, об  усыновлении (удочерении), об установлении  отцовства, а также записи в  паспортах о детях, о супруге  и иные документы, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

С 16 февраля 2011 года перечень дополнен требованием о предоставлении не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, то есть договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского контроля.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются надлежащим образом  заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью  или в какой-либо их части на иностранном  языке. Документы, исходящие от государственных  органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических  лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные документы могут  быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам  валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом  заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета  имеет отношение только часть  документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Закон № 173-ФЗ установил, что  органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны  сохранять в соответствии с законодательством  России коммерческую, банковскую и  служебную тайну, ставшую известной  им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона № 173-ФЗ к  тайнам, которые необходимо сохранять, причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона № 173-ФЗ дополнена следующим абзацем: "Представление  и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами  и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним  органом валютного контроля другому  органу валютного контроля, органом  валютного контроля агенту валютного  контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны". 
       Также установлено, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому в объеме и порядке, указанных в частях 13-16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны. Таким образом, если в цепочке передачи или предоставлении указанной информации будет находиться лицо, не являющееся агентом валютного контроля, то это будет считаться нарушением тайны. Указанные части статьи 23 - новые положения, в которых установлены дополнительные права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. 

Информация о работе Цель и направления валютного контроля в РФ