Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.
Введение
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля над проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
Деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена.
Более того, ужесточение законодательства
о валютном контроле в качестве обратной
реакции предпринимателей обусловило
поиск ими новых каналов и
способов утечки валюты за рубеж: изменение
методов валютного
Однако, так или иначе, на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. От ее эффективности во многом зависят эффективность и уровень развития экономики страны. В первую очередь это касается устойчивости национальной валюты, стабильности финансово кредитной и, в частности банковской системы, состояние финансового рынка, инвестиционного климата в стране, способности государства интегрироваться в международное экономическое сообщество.
Валютный контроль является административной мерой, применяемой государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов.
В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».
Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.
Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (с изм. и доп.), который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Это – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 131-ФЗ, от 30.12.2006 № 267-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 05.07.2007 № 127-ФЗ, от 30.10.2007 № 242-ФЗ, от 22.07.2008 № 150-ФЗ, от 15.11.2010 № 294-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 236-ФЗ).
Создание эффективной
системы валютного
В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления, это - прежде всего:
а) контроль над поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы РФ;
б) контроль над поступлением оплаченных товаров по импортным операциям, согласно заключенных контрактов;
в) контроль над процессами обмена национальной валюты на иностранную, производимый населением внутри страны;
г) контроль над обращением на территории страны иных валютных ценностей.
Наиболее опасные для экономики страны нарушения валютного законодательства связанные с оттоком валютных средств за рубеж. Поэтому ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия
проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых
для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств
в иностранной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в
иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета
и отчетности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов в валюте
Российской Федерации.
2. Органы и агенты валютного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет (ГТК), правоохранительный органы.
С 16 февраля 2011 года действует
Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части регулирования обмена
документами и информацией
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.
Валютная лицензия – разрешение, выдаваемое центральным банком коммерческому банку на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономических, валютных операций юридических и физических лиц.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
1) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
2) проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;
3) запрашивают и получают документы и информацию, связанную с проведением валютных операций и ведением счетов.
В целях осуществления валютного
контроля агенты валютного контроля
в пределах своей компетенции
имеют право запрашивать и
получать от резидентов и нерезидентов
следующие документы (копии документов),
связанные с проведением
1) документы, удостоверяющие
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в
случаях, когда
9) документы (проекты документов)
10) документы,
оформляемые и выдаваемые
11) таможенные
декларации, документы, подтверждающие
ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз из Российской
12) паспорт сделки.
13) документы, подтверждающие, что
физические лица являются
С 16 февраля 2011 года перечень дополнен требованием о предоставлении не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, то есть договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского контроля.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все документы должны быть действительными
на день представления агентам
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Закон № 173-ФЗ установил, что
органы и агенты валютного контроля
и их должностные лица обязаны
сохранять в соответствии с законодательством
России коммерческую, банковскую и
служебную тайну, ставшую известной
им при осуществлении их полномочий.
По новой редакции Закона № 173-ФЗ к
тайнам, которые необходимо сохранять,
причислена и налоговая информация.
Причем часть 8 статьи 23 Закона № 173-ФЗ
дополнена следующим абзацем: "Представление
и передача документов и информации,
связанных с проведением
Также установлено,
что представление и передача документов
и информации одним агентом валютного
контроля другому в объеме и порядке, указанных
в частях 13-16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, не
являются нарушением коммерческой, банковской,
налоговой и служебной тайны. Таким образом,
если в цепочке передачи или предоставлении
указанной информации будет находиться
лицо, не являющееся агентом валютного
контроля, то это будет считаться нарушением
тайны. Указанные части статьи 23 - новые
положения, в которых установлены дополнительные
права и обязанности органов и агентов
валютного контроля и их должностных лиц.
Информация о работе Цель и направления валютного контроля в РФ