Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.
Введение.......................................................................................................3
Раздел 1. Развитие и функционирование денежного рынка....................5
1.1. Сущность и происхождение денег.................................................5
1.2. Понятие и структура денежной системы........................................6
1.3. Роль денег в рыночной экономике, функции денег.......................8
1.4. Кредитно-денежная политика.........................................................11
Раздел 2. Денежная система РФ.................................................................13
2.1. Становление денежной системы России........................................13
2.2. Виды денег и денежных знаков, их свойства................................17
2.3 Основная специфика организации и регулирования
денежного обращения в Российской Федерации.....................................21
Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов..............................................23
3.1. Сценарии макроэкономического развития на 2011 год
и период 2012 и 2013 годов и прогноз платежного баланса..................23
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа ..............................................................27
3.3. Инструменты денежно- кредитной политики
и их использование.....................................................................................32
Заключение..................................................................................................36
Список использованной литературы.
Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2011
году и на период 2012 и 2013 годов
3.1.
Сценарии макроэкономического развития
на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и прогноз
платежного баланса.
В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.
В экономике европейских стран – торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США.
Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее, сохраняется риск оттока капитала.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году - среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель.
В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.
В
качестве второго варианта рассматривается
прогноз Правительства Российской
Федерации, положенный в основу
проекта федерального бюджета. Предполагается,
что в 2011 году цена на российскую нефть
может составить 75 долларов США за баррель.
Предполагается также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.
В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.
В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%.
В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций – до 35,7 млрд. долларов США и баланса товаров и услуг – до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического рынка в третьем варианте на фоне роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.
Дефицит баланса доходов
и текущих трансфертов
в разных вариантах прогнозируется
в диапазоне 45,0-53,7 млрд.
долларов США.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно.
Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0-20,0 млрд. долларов США.
В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 47,7 и 89,3 млрд. долларов США соответственно).
Прогноз платежного баланса на 2012-2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта «Юралс» – в пределах 60-95 долларов США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг – до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году – и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США, и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США).
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012-2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0-7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0-32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В
рамках первого варианта чистый приток
инвестиций по финансовому не
компенсирует отрицательное сальдо
баланса по текущим операциям, что
обусловит снижение резервных активов
на 24,1 млрд. долларов США в 2012
году и на 46,0 млрд. долларов США
в 2013 году. Во втором и третьем вариантах
в 2012 году активное сальдо
счета текущих операций и
ввоз капитала обеспечат условия
для увеличения резервных активов
на 34,6 и 73,8 млрд. долларов
США соответственно. В 2013 году в третьем
варианте сохранятся условия
для роста резервных активов
(на 32,8 млрд. долларов
США), во втором варианте
предполагается счету их стабилизация
(Приложение 1).
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году – до 5-6%, в 2013 году – до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году.
Расчеты
по денежной программе на 2011-2013
годы осуществлены исходя из
показателей спроса на деньги, соответствующих
целевым ориентирам по инфляции,
прогнозной динамике ВВП и валютных
курсов, а также прогнозных показателей
платежного баланса и параметров
проекта федерального закона «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов».
В
соответствии с прогнозом социально-
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%.
При
предполагаемом в прогнозный период
ослаблении платежного баланса
и повышении гибкости курсовой политики
ожидается, что денежное предложение
все в большей степени будет формироваться
за счет увеличения чистых внутренних
активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при уменьшении
роли чистых международных резервов
(ЧМР). При этом важное значение
для реализации денежно-кредитной
политики будет иметь предполагаемое
изменение чистого кредита банкам,
которое, согласно прогнозу, в 2011 году
будет происходить за счет увеличения
объема свободной ликвидности банковского
сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее
сокращения. При этом по первому
варианту программы предполагается
также значительный рост валового
кредита банкам к концу прогнозного
периода.
Планируемое в 2011-2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного
предложения.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как
предусмотрено «Основными направлениями
бюджетной и налоговой политики
на 2011 год и плановый
период 2012-2013 годов», в случае
снижения цен на нефть ниже 75 долларов
США за баррель для финансирования
бюджетного дефицита возможно
использование средств Фонда национального
благосостояния в объемах, превышающих
показатели, предусмотренные
проектом федерального бюджета.
Данный сценарий может быть реализован
в рамках первого варианта программы.
При этом объем чистого кредита
расширенному правительству может
увеличиться на 0,9 трлн. рублей
как в 2011 году, так и
в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей
– в 2013 году. Согласно расчетам
по программе, в 2011 году
такое увеличение чистого кредита
расширенному правительству с учетом
динамики ЧМР может вызвать
необходимость уменьшения чистого
кредита банкам на 0,2 трлн. рублей
и осуществления Банком России
операций по дополнительной стерилизации
свободной банковской ликвидности.
Однако в 2012 и 2013 годах в рамках
первого варианта будет необходима активизация
других источников