Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание

Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Раздел 1. Развитие и функционирование денежного рынка....................5
1.1. Сущность и происхождение денег.................................................5
1.2. Понятие и структура денежной системы........................................6
1.3. Роль денег в рыночной экономике, функции денег.......................8
1.4. Кредитно-денежная политика.........................................................11
Раздел 2. Денежная система РФ.................................................................13
2.1. Становление денежной системы России........................................13
2.2. Виды денег и денежных знаков, их свойства................................17
2.3 Основная специфика организации и регулирования
денежного обращения в Российской Федерации.....................................21
Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов..............................................23
3.1. Сценарии макроэкономического развития на 2011 год
и период 2012 и 2013 годов и прогноз платежного баланса..................23
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа ..............................................................27
3.3. Инструменты денежно- кредитной политики
и их использование.....................................................................................32
Заключение..................................................................................................36
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая.doc

— 880.50 Кб (Скачать документ)

      Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики  

 в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов 

      3.1. Сценарии макроэкономического развития    на 2011 год и период 2012 и 2013 годов  и прогноз платежного баланса. 

      В   2010   году   улучшились     внешние       условия  для  российской  экономики.  Международные  финансовые  институты  и  экономические организации прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах роста мировой             экономики   темпами,   близкими   к   ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%).  Восстановление внешнего спроса будет поддерживать  положительную  динамику  отечественного  производства  и  экспорта  товаров. Однако не  исключаются более пессимистичные  сценарии  выхода  мировой  экономики  из рецессии и развития международной торговли.

          В  экономике европейских стран  – торговых  партнеров  России,  входящих  в  зону евро,  сохранение  в  прогнозный  период  отрицательных  разрывов  выпуска  будет  способствовать  сдерживанию  развития  инфляционных    процессов.    Это   ограничит   риск   ускорения  роста  цен  в  стране.  В  2011  году  не  предполагается   существенного   изменения среднегодового уровня процентных ставок  на  денежных  рынках  по  инструментам, номинированным  в  евро  и  долларах  США.

      Ожидается, что в среднесрочный период соотношение  между   процентными      ставками  в  России  и  зарубежных  странах  будет  служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее, сохраняется риск оттока капитала.

      Одним  из  основных  факторов,  влияющих   на  развитие    российской    экономики,  является  цена  на  нефть.  В  этой  связи  Банк  России   рассмотрел   три   варианта   условий  проведения     денежно-кредитной      политики  в  2011-2013  годах,  один  из  которых  соответствует  прогнозу    Правительства    Российской Федерации.

      В  рамках первого варианта Банк России   предполагает  снижение   в   2011   году  - среднегодовой цены  на   российскую  нефть на   мировом рынке до   60  долларов  США за баррель.

      В этом случае в 2011 году темп прироста  реальных располагаемых денежных доходов  населения может замедлиться до  2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти  на  2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне   3,6%.

      В  качестве  второго  варианта  рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации,  положенный  в  основу  проекта  федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.  

      Предполагается  также, что меры по стимулированию       экономического роста и  модернизации, рост   банковского     кредитования   будут   способствовать   восстановительным  процессам  в  экономике.  Согласно этому  варианту  в  2011  году  прогнозируется  увеличение реальных располагаемых денежных  доходов  населения  на   3,6%.  Прирост инвестиций  в  основной  капитал  ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.  

      В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на  нефть сорта «Юралс»  до  90 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта  российских  товаров  ожидается  повышение  инвестиционной  активности.  В  2011 году прирост инвестиций в основной капитал может  составить  11,0%,  прирост  реальных располагаемых  денежных  доходов  населения – 4,8%. Объем ВВП в этом случае может  увеличиться на 4,8%.                                   

      В   2012-2013   годах   увеличение   ВВП в зависимости от  варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%.    

      В   первом  варианте  прогноза  в   2011 году ожидается резкое падение  положительного сальдо счета текущих  операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и  существенное  сокращение  сальдо  баланса товаров и  услуг (до  49,7  млрд. долларов США).  Условия  второго  варианта  предполагают менее масштабное снижение профицита  счета  текущих  операций  –  до  35,7  млрд. долларов  США  и  баланса  товаров  и  услуг  – до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического  рынка  в  третьем  варианте на  фоне  роста  положительного  сальдо  баланса товаров и услуг до  121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.                      

          Дефицит  баланса  доходов   и  текущих трансфертов   в  разных  вариантах  прогнозируется  в  диапазоне  45,0-53,7  млрд.  долларов США.                                                                 

      Сальдо  счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в  2011 году в условиях первого варианта предполагается   отрицательным  в сумме 13,0  млрд.  долларов США. В  рамках второго и третьего вариантов   опережающий   рост   внешних   обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами     обусловит  его  положительное  сальдо  в  размере  12,0  и  22,0 млрд. долларов США соответственно. 

      Во  всех вариантах прогноза предполагаются государственные   внешние   заимствования, при  которых  положительное сальдо  операций   сектора  государственного   управления и  органов    денежно-кредитного        регулирования  составит  2,0   млрд.  долларов  США.  Результирующая       движения     частного   капитала   по   вариантам   различается:   в   первом  варианте  чистый  отток  капитала  оценивается  в  15,0  млрд.  долларов  США,  во  втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0-20,0 млрд. долларов США.

        В  первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит  сокращение резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах  положительное  сальдо  по  текущим  операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 47,7 и 89,3 млрд. долларов США соответственно).

         Прогноз платежного баланса на  2012-2013 годы также охватывает широкий спектр  среднегодовых цен на нефть сорта «Юралс» – в пределах 60-95 долларов США за баррель.

      В   первом   варианте   ухудшение   условий  торговли приведет  к резкому уменьшению  профицита баланса товаров и услуг – до   19,7    млрд.   долларов     США     в    2012  году  –  и его дефициту  в сумме 5,7  млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного  баланса доходов  и  текущих  трансфертов  обусловит  формирование  дефицита  счета  текущих  операций (26,0  млрд. долларов США в  2012 году и 53,0  млрд.  долларов  США в 2013  году).  В   условиях   второго   варианта   положительное  сальдо  счета  текущих  операций  в  2012 году  уменьшится  до      17,7   млрд.  долларов  США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант  прогноза  предполагает  сохранение  профицита  счета  текущих  операций  в   2012  году на уровне 46,8  млрд. долларов США, и  почти  равновесное  его  состояние  в  2013  году (0,8 млрд. долларов США).          

      Сальдо  счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более  активного  привлечения  иностранного капитала  корпорациями  и  банками  в  2012-2013 годах сложится положительным по всем вариантам.  Его  значение  будет  изменяться  от  минимального  (2,0-7,0  млрд.  долларов США) в первом варианте до  максимального (27,0-32,0 млрд. долларов США) в третьем.          

      В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по   финансовому  не  компенсирует  отрицательное  сальдо  баланса по текущим операциям, что обусловит снижение резервных активов на  24,1  млрд. долларов США в  2012 году и на  46,0  млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем  вариантах в 2012  году  активное  сальдо  счета  текущих  операций  и  ввоз  капитала  обеспечат  условия  для  увеличения  резервных активов на  34,6  и  73,8  млрд. долларов  США соответственно. В  2013 году в третьем варианте  сохранятся  условия  для  роста  резервных  активов  (на  32,8   млрд.  долларов  США),  во  втором  варианте    предполагается  счету  их стабилизация (Приложение 1). 

      3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

                              

      В соответствии со сценарными условиями функционирования   экономики   Российской  Федерации  и  основными  параметрами  прогноза  социально-экономического развития   Российской   Федерации   на    2011  год  и   плановый  период  2012  и   2013  годов  Правительство  Российской  Федерации и   Банк  России  определили  задачу  снизить      инфляцию  в   2011  году  до   6-7%,  в   2012 году  – до  5-6%, в 2013 году  – до  4,5-5,5%   (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели  по  инфляции  на  потребительском рынке соответствует базовая инфляция на  уровне 5,5-6,5% в 2011 году,       4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году.        

      Расчеты  по  денежной программе на  2011-2013  годы  осуществлены   исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым  ориентирам  по   инфляции, прогнозной динамике ВВП и  валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного  баланса  и  параметров  проекта  федерального закона «О федеральном бюджете на  2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов».                                    

      В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в  2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с  благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и  капитала,  так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное  восстановление  кредитования  банками  реального  сектора  российской  экономики.  Тем  не  менее, в соответствии с прогнозными оценками  в 2011-2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов   экономического  роста по сравнению с  2010 годом. При снижающейся  инфляции  это  обусловит  замедление  роста  трансакционной  составляющей  спроса на деньги. В то же время стабильный  курс рубля будет способствовать росту спроса  на национальную валюту как средство сбережения. В  зависимости от  вариантов прогноза  прирост  денежного  агрегата  М2  в  2011  году может составить 11-23%, в 2012 году –  14-20% и в 2013 году – 13-17%.

      Банк   России   разработал   три   варианта  денежной     программы    в  зависимости   от  основных параметров прогноза социально-экономического      развития   Российской  Федерации  на  период  2011-2013  годов.  При  этом  второй вариант базируется на макроэкономических показателях,   использованных   при   формировании   проекта  федерального  бюджета  на  2011  год  и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения   целевых   показателей   по   инфляции  и  соответствующие  оценкам  динамики  экономического роста и валютного курса, в зависимости от  варианта программы могут  составить в  2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%.

      При предполагаемом в  прогнозный период ослаблении  платежного    баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что  денежное  предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного  регулирования  при  уменьшении  роли  чистых международных  резервов  (ЧМР).  При  этом важное  значение  для  реализации  денежно-кредитной политики  будет иметь предполагаемое  изменение чистого кредита банкам,  которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за  счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее сокращения.  При этом  по  первому варианту  программы предполагается также значительный рост  валового  кредита  банкам  к  концу  прогнозного периода.                                                   

      Планируемое в 2011-2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета,  в том числе монетарных  источников его финансирования,  будет способствовать ограничению   воздействия   бюджетного   канала на  рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного  регулирования. Однако, как показывают расчеты   по   денежной   программе   в   соответствии  с   первым  сценарием социально-экономического развития, в прогнозный  период  вероятно  сохранение  существенной  роли  бюджета в формировании  денежного

предложения.

      В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного  исходя  из   значительного  снижения  цен  на  нефть  –  до  60  долларов  США  за  баррель,  снижение  ЧМР может составить 0,2  трлн.  рублей в  2011  году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и  1,4 трлн. рублей в 2013 году.

      Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам  данного варианта   программы, увеличение  ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн.  рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн.  рублей соответственно.

      Как   предусмотрено «Основными  направлениями  бюджетной  и  налоговой  политики   на 2011  год   и  плановый   период  2012-2013  годов»,  в  случае  снижения  цен  на нефть ниже 75 долларов США за баррель  для  финансирования бюджетного  дефицита  возможно  использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих         показатели,    предусмотренные  проектом  федерального  бюджета.  Данный сценарий может быть реализован в рамках  первого  варианта  программы.  При  этом объем  чистого  кредита  расширенному  правительству  может  увеличиться  на  0,9  трлн. рублей  как  в  2011  году,  так  и  в  2012  году и  на  1,2 трлн. рублей  – в  2013 году. Согласно  расчетам  по  программе,  в  2011  году  такое  увеличение  чистого  кредита  расширенному правительству с учетом динамики ЧМР  может  вызвать  необходимость  уменьшения чистого кредита банкам на  0,2  трлн. рублей и  осуществления  Банком  России  операций по дополнительной стерилизации свободной банковской  ликвидности.  Однако  в  2012  и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников                         роста   денежного   предложения:   прогнозируется  увеличение  чистого  кредита  банкам  на   0,7   и  1,4  трлн.  рублей  соответственно за   счет  сокращения      объемов      свободных денежных   средств   в     банковском   секторе, а в  2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.              

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов