Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.
Введение.......................................................................................................3
Раздел 1. Развитие и функционирование денежного рынка....................5
1.1. Сущность и происхождение денег.................................................5
1.2. Понятие и структура денежной системы........................................6
1.3. Роль денег в рыночной экономике, функции денег.......................8
1.4. Кредитно-денежная политика.........................................................11
Раздел 2. Денежная система РФ.................................................................13
2.1. Становление денежной системы России........................................13
2.2. Виды денег и денежных знаков, их свойства................................17
2.3 Основная специфика организации и регулирования
денежного обращения в Российской Федерации.....................................21
Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов..............................................23
3.1. Сценарии макроэкономического развития на 2011 год
и период 2012 и 2013 годов и прогноз платежного баланса..................23
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа ..............................................................27
3.3. Инструменты денежно- кредитной политики
и их использование.....................................................................................32
Заключение..................................................................................................36
Список использованной литературы.
Во
втором варианте денежной программы,
предполагающем умеренный рост
цен на нефть в рамках
прогнозного периода, соответствующий
показателям прогноза платежного
баланса прирост ЧМР составит
в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году
– 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет
близок к нулевому.
В
2011 и 2012 годах указанный прирост
ЧМР будет частично компенсирован
сокращением ЧВА, которое с
учетом динамики денежной базы,
определенной в соответствии с ориентирами
по инфляции, в указанный период оценивается
в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.
Вместе с тем в 2013 году прогнозируется,
что для обеспечения роста денежной
базы на уровне, соответствующем
параметрам данного варианта
программы, потребуется увеличение
ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С
учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
конъюнктуры и более значительного
роста ВВП по данному варианту можно
ожидать более существенного,
чем по второму варианту,
увеличения остатков средств на бюджетных
счетах в Банке России, что
соответствует снижению чистого
кредита расширенному правительству
на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн.
рублей в 2012 году и на
0,8 трлн. рублей в 2013
году. При этом согласно прогнозу
в 2011 году уменьшение
чистого кредита банкам может
составить около 1,0 трлн.
рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный
прирост (на 0,1 трлн. рублей).
В 2013 году требуемый для
увеличения денежного предложения
прирост ЧВА будет обеспечен
путем повышения чистого кредита банкам
на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения
объема свободной ликвидности банковского
сектора.
Параметры
денежной программы не являются жестко
заданными и могут быть уточнены
при изменении экономической
конъюнктуры и
отклонении фактических значений
от исходных условий
формирования вариантов развития экономики.
В целях адекватного реагирования
на изменение состояния
денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации
денежно-кредитной политики Банк
России будет использовать весь
спектр инструментов, имеющихся в его
распоряжении (Приложение 2)
3.3.
Инструменты денежно- кредитной политики
и их использование
В
среднесрочной перспективе
Действие
автономных факторов формирования
ликвидности со стороны
бюджетных потоков (с учетом
предполагаемого дефицита бюджета),
а также операций на внутреннем
валютном рынке при относительно благоприятной
внешней конъюнктуре допускает вероятность
сохранения избытка банковской ликвидности.
В этих условиях будут востребованы
инструменты абсорбирования ликвидности.
В
качестве инструментов стерилизации Банк
России продолжит использование
операций по размещению ОБР и депозитных
Банк
России продолжит совершенствование
порядка и условий проведения
депозитных операций, в частности
путем внедрения механизма исполнения
обязательств кредитными организациями
по депозитным сделкам путем
предъявления инкассовых поручений
Банка России (по согласованию
с кредитными организациями) на
списание
денежных средств в депозит с банковских
счетов кредитных организаций,
участвующих в депозитных операциях.
Планируется
продолжить использование как
рыночных инструментов изъятия
свободной ликвидности – депозитных
аукционов, так и инструментов постоянного
действия – депозитных операций
по фиксированным процентным
ставкам. Применение последних
будет направлено на абсорбирование
краткосрочной ликвидности кредитных
организаций.
С
учетом нормализации ситуации на
денежном рынке Банк России продолжит
осуществлять меры по сокращению
использования антикризисных
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.
Дальнейшее
развитие процентной политики
Банка России будет направлено
на совершенствование системы
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
В
2011-2013 годах Банк России продолжит
взаимодействие с Минфином России как
в сферах, непосредственно относящихся
к реализации денежно-кредитной политики,
так и в области дальнейшего развития
национальных финансовых рынков.
В частности, будет продолжено использование
реализованного Минфином России совместно
с Банком России механизма размещения
временно свободных бюджетных средств
на депозиты в кредитных организациях,
позволяющего сглаживать воздействие
неравномерности бюджетных потоков на
состояние банковской ликвидности.
Заключение
Видимое
благополучие макроэкономических показателей
порождает оптимистические
Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.
При
благоприятном развитии экономики
в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться
создать рублевую зону из числа стран,
входящих в СНГ, организовать что-то вроде
платежного союза и придать рублю некоторые
функции международной валюты. Это послужило
бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях
со странами развитой рыночной экономики.
Но все зависит от создания надежного
денежного обращения внутри самой России.
Шансы на повышение значимости рубля еще
сохраняются, но реализовать их удастся
только в случае достижения реальных успехов
в денежной политике в ближайшие 2-3 года.
Список
используемой литературы: