Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Введение ………………………………………………………………………………..3
I. Сущность центральных банков
1.1. Сущность центральных банков …………………………………………...4
1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти ……….6
II. Функции центральных банков
2.1. Основные функции центральных банков ………………………………..10
2.2. Надзорные функции банков……………………..…………………………13
III. Денежно-кредитная политика центрального банка
3.1. Основные задачи, цели, методы и формы
денежно-кредитного регулирования …………………………………………………15
3.2. Регулирование официальной учетной ставки …………………………....17
3.3.Минимальные резервные требования ……………………………………..19
3.4. Операции на открытом рынке……………………………………………...23
3.5. Меры административного воздействия ………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………………..35
Международные платежи осуществляются Банком Англии с использованием официальных резервов золота, иностранных валют, ЭКЮ[2] и д.р. Эти средства хранятся в Уравнительном валютном фонде.
Банк Англии является членом Банка международных расчетов (Базель), объединяющего центральные банки различных государств.
Исторически право эмиссии денежных банкнот и ценных бумаг принадлежало в Испании нескольким банкам (Испанскому банку де Сен Фернандо, Банку Барселоны, Банку Кадиса и т. д.).
Декрет-законом от 19 марта 1874 года Банк Испании был провозглашен единственным эмиссионным банком, а все остальные банки лишались этой привилегии.
Порядок осуществления эмиссионной деятельности Банка Испании регулируется законами, а также распоряжениями Министерства экономики и финансов.
Так, законодательством предусмотрено, что выпуск облигаций Банком Испании должен быть обеспечен металлической наличностью в определенной пропорции золотых и серебряных запасов.
Определение суммы серебряных и золотых монет, гарантирующих выпуск облигаций, осуществляется по курсу, действующему в Испании на данный момент. Банк Испании не может без предварительного разрешения Совета Министров уменьшить запасы золота в слитках и монетах и может распоряжаться этими запасами только с согласия Совета Министров.
Предоставление Банку Испании привилегии в области осуществления эмиссионной функции обусловило значительное вмешательство государства в его деятельность. Государство реализует цели кредитно-денежной политики через правительство и Министерство экономики и финансов посредством издания обязательных для Банка Испании актов, кроме того, правительство участвует в формировании руководящих органов Банка Испании.
Взаимосвязь деятельности Банка Испании с денежно-кредитной политикой государства проявляется и в его взаимоотношениях с казначейством, в отношении которого Банк Испании выступает основным кредитором.
Законом 1962 года к основным функциям Банка Испании относятся:
* исключительное право эмиссии денежных знаков и облигаций;
* централизованное хранение золота и валюты;
* деятельность в качестве государственного казначейства;
* содействие правительству в проведении денежной политики;
* контроль за частными банками;
* дисконтная политика в отношении частных банков;
* регулирование и контроль денежного обращения.
Можно заметить, что Банк Испании не располагает возможностью совершать операции на открытом рынке, но в его распоряжение переданы такие действенные инструменты, как установление обязательных коэффициентов и квот переучета векселей.
Среди обязательных коэффициентов наиболее важным является норматив обязательных резервов. Этот норматив определяется как процент от суммы вкладов на предъявителя, сберегательных вкладов и срочных вкладов, который кредитное учреждение должно поддерживать в своей кассе или держать на беспроцентных вкладах в Банке Испании. Размер этого норматива влияет на объем пассивных средств кредитного учреждения: меньший пассив кредитного учреждения означает меньшие возможности предоставлять кредиты и в конечном счете сдерживает увеличение денежных средств на рынке.
Вторым важным инструментом является квота переучета векселей, устанавливаемая Банком Испании. Увеличение этих квот означает снижение заинтересованности частных банков в учете векселей и, соответственно, также ведет к снижению денежной массы на рынке.
Однако оба указанных инструмента могут эффективно применяться только непродолжительное время. В силу того что Банк Испании не может совершать операции на открытом рынке, в его распоряжении должны быть дополнительные, более гибкие инструменты контроля за финансовой деятельностью. Эту функцию призваны осуществлять кредиты "денежного регулирования", которые Банк Испании своевременно предоставляет кредитным учреждениям для поддержания их ликвидных средств. Помимо этих кредитов, Банк Испании регулирует количество денежных средств посредством операций с ликвидными активами банковских учреждений.
Центральный банк Италии исполняет две основные функции: во-первых, он выступает в качестве финансового посредника; во-вторых, он осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Сделки, осуществляемые Центральным банком Италии, входят в качестве основных компонентов в финансовую систему Италии. Их целью является поддержание системы кредитования и сохранение общей ликвидности банковской системы. Можно выделить 4 основные категории функций Центрального банка Италии:
1) эмиссия денег;
2) операции с казначейством;
3) сделки внутри банковской и кредитной систем;
4) управление валютными фондами и совершение сделок на международном валютном рынке.
Центральный банк Италии обладает монополией на эмиссию валюты (банковских билетов); банкноты и мелкую разменную монету выпускает казначейство.
Количество банковских билетов соответствует объему золотых запасов.
В качестве составной части эмиссионной функции также можно рассматривать функции центрального банка в системе расчетов (передача фондов и клиринговые услуги).
Операции, осуществляемые между Центральным банком и казначейством, связаны с предоставлением кредитов казначейству. Такие кредиты могут быть предоставлены при чрезвычайных обстоятельствах на основании специального закона.
Одним из инструментов финансирования казначейства является предоставление займов в иностранной валюте итальянским учреждением валютного обмена (Уффицио Итальяно дел Камби - УИК).
Однако в настоящее время основным путем финансирования деятельности правительства является покупка государственных ценных бумаг центральным банком. Банк дает необходимые рекомендации по выпуску таких бумаг, определяя сумму, на которую можно выпустить ценные бумаги, определяя срок их оплаты, и т. п.
Центральный банк Италии совместно с Итальянским управлением по валютному обмену осуществляет управление валютными фондами Италии. Управление по валютному обмену (УИК) использует структурные подразделения Центрального банка, им разрешено осуществлять обмен валюты при осуществлении внешнеэкономической деятельности итальянскими предприятиями и компаниями. Эти подразделения банка выступают в качестве агентов данных предприятий и компаний. Центральный банк Италии обеспечивает Управление по валютному обмену необходимыми средствами; последние поступают на специальный текущий счет управления.
Центральный банк США в лице СФР также выполняет все функции, свойственные, как правило, любому Центральному банку. На первом месте - эмиссия денег. Денежная масса, обеспечивающая денежное обращение в США, состоит из банковских билетов и разменной монеты.
Готовые банковские билеты хранятся в казначействе, или одном из его отделений, или монетном дворе Соединенных Штатов в зависимости от того, что находится ближе к тому или иному БФР[3].
Выпуск банковских билетов в обращение осуществляется по усмотрению Совета управляющих СФР. Совет управляющих определяет минимальную сумму, на которую должны быть выпущены банковские билеты (количество билетов каждого номинала от общей суммы определяется по специальной математической формуле) каждым БФР. Периодически эта сумма пересматривается.
Вместе с тем любой БФР может обратиться к представителю Федерального резерва в своем округе с просьбой о выпуске дополнительно банковских билетов на нужды обращения. Представитель Федерального резерва удовлетворяет полностью или в части или отклоняет такую просьбу в соответствии с решением Совета управляющих СФР. Банкноты, выпущенные каждым БФР, должны быть обеспечены на всю сумму ценными бумагами, - простыми векселями, долговыми обязательствами, переводными векселями, банковскими акцептами, золотыми сертификатами или сертификатами СДР, гарантированными обязательствами США или активами, которые БФР может купить и хранить у себя.
Золотой запас США составляет более 8,2 тыс. тонн. Самое большое количество золота сосредоточено в г. Нью-Йорке. Основное хранилище золота - в подвалах БФР г. Нью-Йорка; там хранится частично золотой запас страны и золото более чем семидесяти стран мира и Международного Валютного Фонда - всего 12 тыс. тонн. Основная же часть золотого запаса США сосредоточена в хранилище в Форт-Ноксе, штат Кентукки. Небольшая часть запаса находится в Уэст-Пойнте, штат Нью-Йорк, на монетных дворах в городах Денвер, Филадельфия, в пробирной палате города Сан-Франциско.
Запасы иностранной валюты в США в виде денег незначительны. В основном иностранная валюта - валютные счета Банков Федерального резерва и коммерческих банков, имеющих право осуществлять операции за пределами страны, отделений иностранных банков. Операции с иностранной валютой совершаются банками Федерального резерва в соответствии с положениями устава без получения предварительного разрешения Совета управляющих Системы Федерального резерва в пределах определенных сумм.
Кредитные функции СФР осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной финансовой системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений. Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам, изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные условия.
Каждый БФР имеет право, по правилам и инструкциям Федеральной комиссии по операциям на открытом рынке, покупать и продавать на открытом рынке любые прямые или полностью гарантируемые в основной своей части и процентах обязательства учреждений США.
Каждый БФР обязан открывать счета в других БФР для осуществления межбанковских операций. По указанию Совета управляющих СФР такие банки должны также открывать счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов США.
С 1981 г. Совет управляющих СФР издает правила о ежегодном увеличении норм обязательных резервов по срочным вкладам. Увеличение представляет собой произведение последних данных о резерве в долларах на 80% от процентного увеличения всех сделок по счетам всех депозитных учреждений. Само увеличение сделок определяется путем вычета суммы таких сделок на 30 июня предыдущего года из суммы таких счетов на 30 июня настоящего календарного года. В случае, когда имели место уменьшения сделок, Совет управляющих СФР уменьшает на будущий год норму обязательных резервов путем умножения последней суммы на 80% от уменьшения всех сделок по счетам. Само уменьшение вычисляется так же.
Рассмотрим кредитные операции БФР. Любой БФР может предоставить кредит на период не более 15 дней своему банку-члену в обмен на простые векселя, обеспеченные вкладами или заложенными облигациями, другими простыми векселями, долговыми сертификатами или векселями казначейства США, а также вкладами или заложенными облигациями Федеральных банков среднесрочного кредита. Кредит на более длительный срок (но не больше 90 дней) предоставляется банкам-членам взамен их простых векселей. Простые векселя банков-членов должны быть непременно обеспечены простыми и переводными векселями и долговыми обязательствами или акцептованными каким-либо банком векселями, годными по инструкциям к переучету или покупке Банком Федерального резерва.
Вышеназванные кредиты предоставляются по процентным ставкам, устанавливаемым этими БФР. Процентные ставки могут пересматриваться Советом управляющих СФР.
Если кредит, предоставленный банку-члену, используется не по назначению (то есть не для кредитования сельскохозяйственного или промышленного производства или торговли реальными промышленными или сельскохозяйственными товарами), то, после отказа подчиниться официальному предупреждению, такой банк обязан немедленно погасить выданный ему кредит. Кроме того, банк лишается права быть заемщиком у БФР своего округа на срок, определяемый Советом управляющих.
Законодательством США не предусмотрено прямое предоставление кредитов правительству. Все государственные расходы, как и доходы, регулируются бюджетом, составляемым министерством финансов. Министерство финансов само изыскивает недостающие средства и часто прибегает к выпуску облигаций и векселей через Казначейство. Банки Федерального резерва участвуют в распродаже таких бумаг.
Первой задачей Немецкого федерального Банка в соответствии с Законом о НФБ является регулирование денежного обращения и кредита в стране, обеспечение платежного оборота в стране и с заграницей. Вторая задача, выполнение которой ставится в зависимость от решения первой, - поддержание общей экономической политики правительства ФРГ.
Согласно закону НФБ принадлежит исключительное право эмиссии банкнот, которые объявлены единственным неограниченным законным платежным средством. НФБ [4]может принимать решения об изъятии банкнот из обращения в течение определенного срока, по окончании которого банкноты становятся недействительными. Закон указывает, что НФБ не обязан заменять уничтоженные, потерянные, фальшивые или поддельные банкноты. Замене подлежат лишь поврежденные при условии, что предъявляется более половины банкноты. Допускается и менее, но при условии представления доказательств, что остальная (большая) часть банкноты была уничтожена (пожар и д.р.).
Для осуществления воздействия на денежное обращение и состояние кредита НФБ использует как валютные полномочия, предоставленные ему законом, так и коммерческую политику, реализуемую через систему разнообразных банковских сделок.
НФБ вправе издавать обязательные для кредитных учреждений приказы и запрещения. В этом направлении особую роль играет политика минимальных резервов. Для оказания воздействия на денежное обращение и кредитование НФБ может требовать, чтобы кредитные учреждения обеспечивали определенный процент своих обязательств перед клиентурой помещением денежных средств на таро-счет в НФБ.
Коммерческая политика Центрального банка ФРГ многопланова и имеет различные конкретные проявления. Это политика открытого рынка, валютная политика, политика рефинансирования, дисконтная и ломбардная политика.
Политика открытого рынка осуществляется НФБ на рынке ценных бумаг. Немецкий федеральный банк может для регулирования денежного рынка покупать и продавать:
1) векселя;
2) казначейские векселя и казначейские чеки, которые являются имуществом федерации или земли;
3) облигации, должниками по которым являются федерация, учреждения федерации и земель;
4) прочие облигации, допущенные к официальной биржевой торговле.
Продавая или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской деятельности.