Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Введение ………………………………………………………………………………..3
I. Сущность центральных банков
1.1. Сущность центральных банков …………………………………………...4
1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти ……….6
II. Функции центральных банков
2.1. Основные функции центральных банков ………………………………..10
2.2. Надзорные функции банков……………………..…………………………13
III. Денежно-кредитная политика центрального банка
3.1. Основные задачи, цели, методы и формы
денежно-кредитного регулирования …………………………………………………15
3.2. Регулирование официальной учетной ставки …………………………....17
3.3.Минимальные резервные требования ……………………………………..19
3.4. Операции на открытом рынке……………………………………………...23
3.5. Меры административного воздействия ………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………………..35
Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.
Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами активно применяются как инструмент регулирования денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые «мобилизационными свидетельствами».
Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги.
Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делаетих еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.
В традиционном, классическом понимании операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно. Например, в Италии при проведении операций центрального банка по купле-продаже ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке преследуются цели регулирования объема денежной массы. Основным инструментом, применяемым Банком Италии при управлении ликвидными средствами коммерческих банков, являются операции типа «спот» и «форвард», которые осуществляются на аукционах с участием или без участия брокеров, представляющих интересы банковских и нефинансовых компаний. В последнем случае Банк Италии напрямую покупает и продает ценные бумаги. Прямые операции Банк Италии осуществляет с государственными ценными бумагами со сроком погашения менее 1 года. На вторичном рынке он проводит операции со средне- и долгосрочными ценными бумагами, подпадающими под категорию основных ценных бумаг, то есть пользующихся наибольшим спросом.
Следует отметить, что при сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.
3.5. Меры административного воздействия
Важным инструментом административного, или прямого, воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций.
Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах. В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсов.
Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок прежде всего облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним компаниям; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок широко используется на ранних этапах развития рыночных отношений. Так, этой практике следовал Банк Кореи в 60 -80-е гг., когда на каждый вид депозитов и кредитов банковских институтов устанавливался максимальный уровень процентных ставок. В конце 1988 г. порядок регулирования процентных ставок коммерческих банков был либерализован, в частности были дерегулированы процентные ставки по кредитам и краткосрочным депозитам. В результате в настоящее время Банк Кореи устанавливает верхние пределы лишь на ставки по депозитам сроком более чем на 2 года.
В последнее время наблюдается отход центральных банков от политики лимитирования верхнего .уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов. Это обусловлено тем, что выгоды от использования данного метода регулирования имеют место лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков являются причиной размещения свободных финансовых средств не в виде банковских депозитов, а в других формах, например недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяет их использовать для финансирования производственных инвестиций. Лимитирование уровня процентных ставок создает одинаковые условия кредитования, что существенно ослабляет конкуренцию между банками. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускоряет рост цен и ослабляет позиции национальной денежной единицы, нарушает макроэкономическую стабильность.
Административное регулирование процентных ставок, как правило, связано с мероприятиями правительства по ограничению объема предоставляемых банковскими институтами кредитов. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки прибегают к так называемым кредитным потолкам, то есть определяют предельную сумму кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов. Данный инструмент особенно популярен в развивающихся странах, а в 70-е гг. активно использовался и промышленно развитыми государствами: Банк Италии в этот период установил лимиты на годовой прирост кредитов коммерческих банков в размере 5%; в Южной Корее во время войны в 50-е гг., а также в 1977-1981 гг. в целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавливались персонально для каждого кредитного института.
Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничений темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть депозитов в виде неработающих резервов. Достижение лимита означает, что данное средство регулирования ограничивает прирост денежной массы в такой степени, как это может быть достигнуто при 100-процентной норме резервных требований.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках (фондовых биржах) наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные денежные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на этих неорганизованных рынках. Другим негативным последствием применения данного метода регулирования является необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. В противном случае по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах «экспортируют» привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
Важное место в регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах. В некоторых из них от 20 до 80% объема банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики. Например, в Пакистане в отдельные годы до 70% новых кредитов национальных банков предоставлялось в соответствии с целевыми установками. До недавнего времени в Индии коммерческие банки должны были направлять около половины своих активов на резервные счета или вкладывать в правительственные облигации, а 40% - в кредиты, направляемые на развитие приоритетных отраслей национальной экономики. В начале 70-х гг. в государствах «третьего мира» получили распространение программы поддержки мелких фермеров, в рамках которых были разработаны специальные механизмы переучета векселей сельскохозяйственных компаний в центральных банках.
В комплекс основных механизмов селективной кредитной политики входят:
установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;
создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
распространение различного рода льгот на банковские институты, кредитующие преимущественно приоритетные сферы экономики.
Страны «третьего мира» прибегали к селективной кредитной политике прежде всего в связи со слабым развитием финансовых рынков, которые не способны обеспечить достаточно эффективное распределение денежных средств и экономическое развитие в целом. Оценивая результаты использования этой политики, следует отметить, что, с одной стороны, она способствовала существенному изменению кредитных потоков - в частности, наблюдалось расширение кредитования мелких предприятий, жилищного строительства, экспортных отраслей промышленности, создание базы рискового финансирования. С другой стороны, отмечались и негативные моменты, препятствовавшие нормальному функционированию кредитно-финансовой системы:
льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отраслям, обусловливали необходимость их субсидирования за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций, бюджетных средств и других источников, что неизбежно порождало новые проблемы в кредитно-финансовой сфере. Кроме того, периодически возникал избыточный спрос на дешевые кредиты, которые в условиях отрицательных процентных ставок приобрели характер безвозмездных ссуд. Значительный приток в экономику кредитных ресурсов приводил к быстрому росту объема денежной массы в обращении, спроса на реальные активы и иностранную валюту, давлению на официальные валютные резервы.
Одной из мер административного воздействия на денежно-кредитную сферу являются портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги. Так, в 1973 г. в соответствии с директивами Банка Италии коммерческие банки инвестировали 5% объема совокупных депозитов по состоянию на конец 1972 г. в ценные бумаги с фиксированными доходами. В 1974 г. норма обязательного инвестирования была повышена до 12%, а в 1978 г. снижена до 6,5% объема прироста ресурсов.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков. Однако они не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов в значительной степени ослабили действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от применения этих средств и в 80-е гг. постепенно перешли на использование преимущественно рыночных инструментов.
Заключение
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.
Основные функции центральных банков - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.
Центральные банки зарубежных стран выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решений вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер и служит инструментом их оперативной и гибкой поддержки.
В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.
В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.