Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:21, реферат
Целями данной работы являются исследование целей, задач и функций ЦБ РФ, определение его правового и экономического статуса, исследование и анализ основных методов и инструментов проведения денежно-кредитной политики Банка России, а также анализ его действий по борьбе с кризисными явлениями в стране.
Для достижения вышеуказанных целей были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить правовой статус ЦБ РФ, его главные цели, задачи и функции;
2. Рассмотреть организационную структуру и органы управления банком;
3. Изучить и провести анализ вопросов, связанных с механизмами функционирования и взаимосвязи Банка России с денежно-кредитной системой страны;
4. Обозначить и провести анализ основных мер ЦБ РФ по устранению кризиса на современном этапе;
5. Сформулировать основные выводы по работе.
- осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
- осуществления самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организации и осуществления валютного регулирования и валютного. контроля;
- определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;
- установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
- участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
- установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;
- проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;
- осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.
Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России, прежде всего, осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.[1]
Успешное выполнение всех функций Центрального банка России — необходимое условие эффективного развития рыночной экономики Российской Федерации
Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным органом в стране.
Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.
Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.
Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.
Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования отразился затем в организации (с февраля 1994 г.) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредитование.
Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам. Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.
В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью.
Центральный банк разрабатывает денежно-кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовывать отношения между финансовыми посредниками и реальной экономикой по поводу возвратного движения денежных средств, так как именно кредитные отношения в современных условиях превалируют над чисто денежными (в развитой рыночной экономике практически отсутствуют налично-денежные расчеты).[1]
Формирование денежно-кредитной политики в переходной экономике России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.
Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.
Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.
В качестве основных целей денежно-кредитной политики выделяют борьбу с безработицей, с инфляцией. Безработица — следствие спада производства, обусловленного недостаточным совокупным спросом, важнейшим компонентом которого является инвестиционный спрос. Поэтому наряду с мероприятиями бюджетно-налогового регулирования денежно-кредитная политика предполагает стимулирование инвестиций через поддержание относительно невысокой процентной ставки. В этих условиях
Центральный банк в качестве промежуточной цели выдвигает рост предложения денег в экономике. Для ее реализации Центральный банк, используя основные инструменты, снижает норму обязательных резервов и учетную ставку, активно, на льготных условиях покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и частных лиц. Коммерческие банки, получив дополнительные ресурсы, предлагают их на рынке в качестве кредитов.
Таким образом, снижение процентной ставки создает благоприятные условия для инвестиций, а расширение производства приведет к сокращению безработицы. Эта денежно-кредитная политика получила название политики дешевых денег. Борьба с инфляцией требует проведения политики дорогих денег, в основе которой лежит сжатие денежной массы. Для этого Центральный банк повышает резервные требования и учетную ставку, в ходе операций на открытом рынке продает государственные ценные бумаги. Сокращение предложения денег вызывает рост процентной ставки и соответственно удорожание финансовых ресурсов. В целом политика дорогих денег направлена на ограничение кредитования новых проектов, снижение инвестиционной активности и темпов роста производства.
В условиях высокой экономической конъюнктуры избыток совокупного спроса повышает цены. Следовательно, при прочих равных условиях мероприятия денежно-кредитной политики должны снизить деловую активность, сократить производственную деятельность, что будет способствовать падению темпов роста инфляции.
Денежно-кредитная политика является элементом экономической политики государства, наряду с бюджетно-налоговой, структурной, внешнеэкономической и др. Конечные макроэкономические цели денежно-кредитной политики совпадают с прикладными целями экономической политики.
Роль денежно-кредитной политики Банка России заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности, а также совершенствование платежного оборота и обеспечении всех секторов экономики необходимыми и достаточными доступными кредитными ресурсами. На макроэкономическом уровне следует выделить важное значение денежно-кредитной политики в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации и планирования денежного оборота; на микроэкономическом уровне — в обеспечении стабильности и надежности каждой финансово-кредитной организации, их рентабельности и ликвидности, адекватности деятельности потребностям клиентов.
3 С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. В целом за 1997 год денежная масса (М2) в реальном выражении увеличилась на 17,4 % против 10 % в 1996 году. В 1998 году денежная масса (агрегат М2) должна возрасти за год на 22-30 % при инфляции не более 10 % и росте ВВП до 2 %. Одним из признаков устойчивого насыщения экономики деньгами стало закрепление сформировавшейся в 1996 году тенденции замедления скорости обращения денег. Средняя скорость обращения М2 составила 8,7 в 1996 году и 7,9 в 1997 году. В 1998 году должны сохраниться основные предпосылки для дальнейшего замедления скорости обращения денежной массы. Представим диаграмму (диаграмма 1) , отражающую динамику изменения ставки рефинансирования Банка России, построенную по данным публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка России. Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практике экономического регулирования Банка России отсутствовал. Банк России пытался влиять на процентные ставки КБ путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. Наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентных ставок получила дальнейшее развитие в 1997г. и начале 1998 г. (повышение ставки рефинансирования в ноябре 1997 года и феврале 1998 года носило антикризисный и кратковременный характер) , что отражает диаграмма 1, отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка России (построенная по данным, публикуемым на официальном электронно-информационном сервере Банка России) .
Заключение
В данной курсовой работе статус Центрального банка РФ, его основные цели и инструменты воздействия на экономику были рассмотрены с точки зрения его места в денежно-кредитной системе страны.
В процессе написания работы были поставлены и достигнуты следующие цели: исследование задач, функций и целей ЦБ РФ; определение его правового и экономического статуса; исследование и анализ основных методов и инструментов проведения им денежно-кредитного регулирования; а также был проведен анализ действий Банка России по борьбе с кризисными явлениями в стране на современном этапе.
Библиографический список
1. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: "Дело и сервис", 1998.
2. Прокопенко С.А. Конкурентное взаимодействие товаропроизводителей: от существующего к сбалансированному // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2001, № 6.
3. Сантелайнен Т. и др. Управление по результатам. - М.: Прогресс, 1989.
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, 207.
5. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: " Дело и сервис", 2000.
6. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.
7. Пыхова И. А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории //Финансы, 1998, № 6.
8. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2000, 255.
9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк., 1999.
10. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов./Под общей редакцией д.э.н., профессора Багиева Г.Л. - Спб.: Питер, 2005.
11. Сидоров М. Бюджетный кризис - "первый звонок" долговой экономики. "Экономика и жизнь" № 17, апрель 1997, с. 1.
12. Семенова О.П. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства // Налоговый вестник. - № 4. - апрель 2003 г.
13. Аширов Д.А. Управление персоналом. — М.: Изд. дом "Высшее образование и наука", 2001. — 336 с.
Приложения
- 24 -
[1]
[1]
[1]
Информация о работе Центральный банк РФ, его основные цели и инструменты воздействия на экономику