Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Введение
1 Центральный Банк РФ
1.1 История развития Центрального Банка РФ
1.2 Цели и задачи деятельности Центрального Банка РФ
1.3 Функции Центрального банка РФ
2 Эффективность политики Центрального Банка РФ
2.1 Основные задачи, методы и формы денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ
2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ
2.3 Направления реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ
3 Перспективы политики Центрального Банка РФ
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.
Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной
политики, а соответственно и набора инструментов
регулирования деятельности коммерческих
банков, Центральный банк осуществляет
исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры
в каждом конкретном случае. Разработанные
на основе такого выбора основные направления
денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо
учитывать временной лаг между проведением
того или иного мероприятия денежно-кредитного
регулирования и проявлением эффекта
от его реализации. Эффективность применения
различных типов денежно-кредитной политики
определяется тем, в какой мере дестабилизация
денежного оборота вызвана «чисто» денежными,
а не общеэкономическими и политическими
факторами [8].
2.2
Инструментарий проведения
денежно-кредитной политики
Центрального банка
РФ
В ст. 35 Закона перечислены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В этой же статье наряду с инструментами указано установление ориентиров роста денежной массы. Наверное, это не совсем правильно по двум причинам. Во-первых, установление ориентиров или так называемое таргетирование относится к целям денежно-кредитной политики, а не инструментам. Во-вторых, не при любой ситуации в экономике необходимо таргетирование денежной массы. Наоборот, колебания денежной массы для достижения стратегических целей и соответственно установление ориентиров для других параметров, например процентных ставок, могут оказаться более эффективными [1].
Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.
Существуют некие базовые принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип эффективности, который означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Простота и прозрачность обеспечивают правильное понимание истинных намерений и целей использования инструментов. Принцип последовательности означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт. Принцип надежности требует минимизации финансовых и операционных рисков. Наконец, стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.
Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.
К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
Первоначально политика рефинансирования
коммерческих банков Центральным банком
использовалась исключительно для воздействия
на состояние денежно-кредитного обращения.
По мере развития рыночных отношений рефинансирование
все активнее стало использоваться как
инструмент оказания финансовой помощи
коммерческим банкам. Центральный банк,
таким образом, превращается в кредитора
последней инстанции и выполняет функцию
«банка банков». Кредиты рефинансирования
позволят им свести до минимума запас
ликвидных средств в результате использования
заимствований Центрального банка. Это
особенно наглядно проявляется сейчас
в банковской системе России, где основным
инструментом предоставления дополнительной
ликвидности является рефинансирование
банков. По решению Совета Директоров
Центрального банка в ходе реструктуризации
банковской системы банкам будут предоставляться
кредиты на поддержание ликвидности, повышение
финансовой устойчивости, а также стабилизационные
кредиты на срок до одного года в пределах
ориентиров денежно-кредитной политики.
По мере нормализации ситуации в банковском
секторе предполагается прекратить предоставление
указанных кредитов [11].
Таблица 1 - Что препятствует использованию
инструментов рефинансирования Банка
России?
|
Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.
Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта [7].
На протяжении 1991-2010 г.г. Центральный банк
неоднократно изменял ставку рефинансирования
в зависимости от условий, складывающихся
на денежном рынке. Ставка рефинансирования
в 2010 году на 1 июня составила – 7,75%, что
свидетельствует тому, что она снизилась
на 0,25% (30 апреля 2010 – 31 мая 2010 составляла
8%).
Таблица 1.1 – Ставка рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации
Период действия | % | Нормативный документ |
1 июня 2010 г. – | 7,75 | Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г. | 8 | Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. | 8,25 | Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. | 8,5 | Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. | 8,75 | Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. | 9 | Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. | 9,5 | Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. | 10 | Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. | 10,5 | Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. | 10,75 | Указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. | 11 | Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. | 11,5 | Указание Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. | 12 | Указание Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г | 12,5 | Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. | 13 | Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.
Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.
Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные - кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 2 ноября 2010 года Центральный банк Российской Федерации провел ломбардные кредитные аукционы по американскому способу:
1) со сроком кредита 7 календарных дней, дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 3 ноября 2010 года, дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 10 ноября 2010 года;
2) со сроком кредита 3 месяца (91 календарный день), дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 3 ноября 2010 года, дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 2 февраля 2011 года.