Денежная эмиссия как элемент денежной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

И, хотя значение данного слова- выпуск денег, я считаю, что в полной мере можно прибавлять к этому слову и другие значения и функции, такие как: регулирование количества денег в обращении, поддержание его равновесия; контроль за соблюдением подлинности купюр и монет и другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….
1. Определение и значение эмиссии…………………………………………………………………….
2. Инфляция………………………………………………………………………………………………
3. Процедура эмиссии……………………………………………………………………………………
Эмиссия наличных денег…………………………………………………………………….
Обеспечение эмиссии банкнот………………………………………………………………
4. Банкнотная эмиссия в современных условиях. Основные каналы банкнотной эмиссии…………
Обеспечение банкнотной эмиссии…………………………………………………………..
Системы банкнотной эмиссии……………………………………………………………….
Особенности и недостатки систем банкнотной эмиссии…………………………………..
5. Денежная масса, ее структура…………………………………………………………………………
Денежно – кредитный оборот………………………………………………………………..
6. Контроль денежной массы…………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

эмиссия.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Денежная масса, ее структура.

 

Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще  в 1667 г. В. Петти писал о том, что  для торговли деньги необходимы в определенном количестве или пропорции, а если их будет больше или меньше, то это повредит торговле. А. Смит утверждал, что ценность ежегодно продающихся и покупающихся в стране товаров требует определенного количества монет для своего обращения и распределения между потребителями, и ее нельзя требовать больше. Поэтому в денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег или масса денег, опосредующее обмен товаров и услуг, когда они переходят из рук продавца к покупателю или обратно.

В то же время всегда имеется определенное количество денег, которое в данный момент не участвует в денежном обороте, но является законным платежным и  покупательным средством (деньги на расчетных и других счетах субъектов  хозяйствования, а также деньги на счетах населения в банках). Поэтому масса фактически обращающихся денег всегда меньше количества находящихся в обращении денег на величину денег, находящихся на этих счетах. Но эти деньги постоянно вовлекаются в активный денежный оборот и тем самым влияют на общее количество обращающихся денег. Важнейшим объектом регулирования со стороны центрального банка является количество денег или денежная масса в обращении. Ее объем зависит в первую очередь от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества казначейских и банковских билетов. Так, в бывшем СССР, где денежный рынок находился в зачаточном состоянии, денежная масса складывалась главным образом из наличных денег, остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций и вкладов населения. Однако в рыночной экономике денежная масса представляет собой более широкое понятие. Например, в ряде стран центральные банки включают в понятие денежной массы различные виды счетов до востребования, различные инструменты денежного рынка (чеки, боны, облигации и т.п.).

Такой подход помогает обеспечить сбалансированность денежной массы и товарного покрытия. Решение данного вопроса диктуется  потребностями более рационального управления эффективностью общественного производства. Ограничиться только исчислением общей массы необходимых денежных средств нельзя: необходимо совершенствовать механизм прогнозирования различных планов и балансов, связанных с денежным оборотом страны (баланс денежных доходов и расходов населения, кассовый план или движение наличных денег, план кредитных ресурсов, кредитный план и т.д.).

Вместе с тем в переходный период к рыночным отношениям прежние  методы регулирования — через  кассовый план — применяться не могут, так как размыта грань между наличным и безналичным оборотом, фонды оплаты труда формируются непосредственно предприятиями, все больше реализуется требование либерализации цен, отсутствуют реальные планы розничного товарооборота. Все это ведет к утрате базы для обособленного планирования налично-денежного оборота. С 1991 г. регулирование объема и структуры денежной массы в обращении в большинстве стран СНГ осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов изменения денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные обязательства банков. Разработка расчетов производится центральным банком страны с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития государства. При этом составляются прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, определяются изменения остатка средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, сертификаты, займы, казначейские обязательства). На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения (наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к прогнозируемым доходам населения). Результаты указанных расчетов тщательно анализируются центральным банком с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровня цен и других показателей. По результатам анализа рассматривается вопрос о размере кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов, размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк ежемесячно контролирует соблюдение квоты прироста наличных денег у населения — на основании оценки по кассовым оборотам банков денежных доходов и расходов населения путем определения размера фактического прироста наличных денежных средств у населения по отношению к фактическим денежным доходам населения. В случае превышения квоты прироста средств у населения центральный банк должен соответственно сокращать объемы кредитования и использовать экономические методы воздействия (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, изменение процентных ставок по кредитам, предоставляемых коммерческим банком.

Дальнейшее развитие производства привело к росту потребности  в гибкой системе кредитования.

Появление кредитных денег потребовало  формирования ограниченно ликвидных  пассивов (денег, выполняющих не роль средства платежа, а функцию накопления капитала), что способствовало возникновению денежного агрегата М2 = Ml плюс срочные вклады (приносящие процент) плюс сберегательные вклады до востребования (приносящие процент) без права пользования чеками плюс взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка плюс однодневные соглашения об обратном выкупе плюс однодневные займы в евродолларах.

Расширение спроса на кредиты вызвало  необходимость появления новых  объектов залога, роль которых стали  играть депозитные сертификаты, подтверждающие право собственности их держателей на крупные срочные вклады. Рост спроса на кредитные ресурсы потребовал создания менее ликвидных денежных форм, являющихся результатом мультипликации элементов, входящих в М2. Все это привело к возникновению денежного агрегата МЗ = М2 плюс депозитные сертификаты плюс срочные соглашения об обратном выкупе плюс срочные займы в евродолларах плюс акции взаимных фондов денежного рынка. Развитие форм денег и денежных агрегатов подтверждает наличие следующей причинно-следственной связи: рост текущих издержек -" рост цен -" рост предложения кредитов -" рост депозитов -" рост денежных агрегатов. При этом показатели денежной массы характеризуют структуру совокупного денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования.

 

Денежно – кредитный  оборот.

 

Оценка объема денежной массы в  нескольких показателях (M1, М2 …) позволяет  полнее охарактеризовать различные  параметры денежно-кредитного оборота, дать оценку тенденциям развития денежного  обращения и их соответствия развитию экономики. При определении необходимой для обращения денежной массы надо исходить не только из объема и структуры товарооборота, но и учитывать величину и структуру денежных доходов населения, а также отношение спроса и предложения на деньги.

Среди факторов, определяющих количество находящихся в обращении денег, решающим являются действия центрального банка. По определению монетаристов, находящаяся в обращении денежная масса зависит от количества денег, эмитированных центральным банком (банкноты центрального банка или деньги "высокой мощности"), нормы банковских резервов, отношения наличных денег к банковским депозитам.

Замедление скорости возврата денег  в кассы банков потребует дополнительного  выпуска наличных денег в обращение, ускорение возврата наоборот сократит их выпуск. В свою очередь, при увеличении количества наличных денег в обороте необходимо сделать анализ причин на основе отчетности банков о кассовых оборотах и данных оперативного, фактического баланса денежных доходов и расходов населения. При этом показатель "склонность к сбережению" будет не только характеризовать положение на потребительском рынке, но и нести информацию в целом о положении в экономике. На скорость обращения денег влияют также процессы, происходящие на денежно-финансовых рынках, изменения в движении платежей и др.

В современной статистике денежного  обращения разных государств используются различные варианты показателя денежной массы, в частности, в США публикуются  следующие показатели (агрегаты): Ml — наличные деньги (монеты и банкноты) плюс средства на банковских счетах до востребования и других трансакционных счетах; М2 — агрегат Ml плюс сумма срочных (до 100 тыс. долларов) и сберегательных вкладов; МЗ — агрегат М2 плюс крупные срочные вклады на банковских счетах; L — агрегат МЗ плюс портфель государственных ценных бумаг у небанковских держателей.

Во Франции классификация элементов  денежной массы включает в себя четыре агрегата:

Ml — состоит из наличных денег  в обращении и депозитов до  востребования;

М2 — включает полностью Ml плюс все виды сбережений на сберкнижках, независимо от учреждения, в котором они находятся;

МЗ — включает М2 плюс депозиты на срок, депозитные сертификаты и  проданные на срок ценные бумаги инвестиционных обществ (СИКАВ);

L — включает МЗ плюс счета сбережений с целью покупки жилья, казначейские боны, коммерческие векселя.

В данной классификации отсутствуют  различия между депозитами на сберкнижках  и на банковских счетах. Однако из четырех  агрегатов только Ml и М2 поддаются  регулирующему воздействию более стабильно и увязываются с прогнозируемой динамикой ВВП.

Классификация денежных агрегатов, учитывающая  специфику денежного оборота  в Беларуси, имеет следующий вид:

МО — наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения  и в кассах субъектов хозяйствования;

Ml (денежная  масса в "узком смысле слова") — наличные деньги в обороте  (МО) плюс депозиты до востребования  населения, субъектов хозяйствования  и местных органов управления;

М2 (расширенные  деньги) - Ml плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

МЗ (общая  сумма денежной массы в национальной валюте) — М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в  ценных бумагах населения, субъектов  хозяйствования и местных органов  управления;

М4 (общая  сумма денежной массы, включая иностранную  валюту) — МЗ плюс депозиты (до востребования, срочные и другие) населения, субъектов  хозяйствования и местных органов  управления в иностранной валюте.

В данном случае агрегаты МО, Ml, M2 характеризуют наиболее высоколиквидную часть денежной массы, т.е. все те средства денежного оборота, которые без предварительной продажи, конверсии или какой-либо другой финансовой операции используются в расчетах. В настоящее время наибольший удельный вес в структуре денежной массы составляют наличные деньги в обращении, на расчетных и текущих счетах юридических лиц, вкладах населения в коммерческих банках (срочных и до востребования). Остальные агрегаты денежной массы (МЗ, М4) находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.

 

6. Контроль денежной массы.

 

Регулирование объема и структуры  денежной массы осуществляется на основании  ежеквартальных прогнозных расчетов денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков. Разработка расчетов производится с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития республики, области, города. При этом должны составляться прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, кассовых оборотов, определяться изменения остатков денег у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, займы, сертификаты коммерческих банков).

На основании этого исчисляется  квота прироста средств у населения  — наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к денежным доходам населения. Предусматривается ежемесячный контроль объема денежной массы в обращении, а также квоты прироста денежных средств у населения. Анализ совокупного денежного оборота основывается на сопоставлении динамики показателей денежной массы и макроэкономических показателей экономического развития — валового внутреннего продукта, национального дохода, розничного товарооборота и других и осуществляется в зависимости от конкретно поставленных целей по разным уровням управления, сферам экономики, регионам и отраслям производства.

 

Заключение.

 

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё свободное время на заработок денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью и другими ценностями. Зачастую жажда денег приводит людей к трагическим последствиям. Так было и, к сожалению, так будет. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

Подводя итог сказанному выше, можно  сделать следующие основные выводы.

В формировании предложения денег  участвуют центральный банк, коммерческие банки и население (домашние хозяйства). Банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью увеличения или сокращения эмиссии денег и других платежных средств, организации более экономичного, устойчивого и эффективного денежного оборота; проведения операций на различных сегментах финансового рынка с целью влияния на структуру денежного оборота.

В современных условиях, как уже  отмечалось, наиболее распространенным видом обеспечения эмитируемых  банкнот является фондовое обеспечение, предполагающее использование в этих целях главным образом государственных, реже корпоративных и муниципальных ценных бумаг. Это - весьма гибкий и сравнительно дешевый, но менее эффективный и надежный инструмент покрытия банкнотной эмиссии в отличие от ее золотого обеспечения. Однако подобное обеспечение выпускаемых в обращение банкнот не гарантирует их устойчивости, так как рост государственного долга не отражает состояние производства и товарооборота, а в периоды войн и кризисов госдолг связан с уничтожением национального богатства. Количество денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией центрального банка. Рост его активов, по какому бы направлению он ни происходил, неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора передается на повышение денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции.

Информация о работе Денежная эмиссия как элемент денежной системы