Денежная масса, ее составляющие, методы её регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………….3
I. Понятие денежной массы………………………………………………………….4
II. Денежные агрегаты…………………………………………………………………5
III. Факторы, влияющие на денежную массу………………………………………….6
IV. Факторы, воздействующие на объем денежной массы…………………………...9
V. Методы регулирования денежной массы.……………………………………….10
а) Политика обязательных резервов…………………………………………………..10
б) Политика количественных кредитных ограничений:…………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

Деньги.Кредит.Банки..doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    Коммерческие  банки осуществляют депозитно-кредитную  эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) , при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, “основной психологический закон”, смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

    Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

    С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценение  денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного  положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

    С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Косвенные факторы включают:

  • Регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
  • Регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • Обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • Операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

    Прямое  регулирование покупательной  способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.
 

IV.Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер  официальной учетной ставки

В современных  условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных  вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту  регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как  плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной  ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной  ставки влечёт за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка  России представляет собой механизм непосредственного воздействия  на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости  кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную  ставку, центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. 

V.Методы  регулирования денежной массы 

    Как известно, нормы обязательных резервов – один из наиболее простых и  традиционных инструментов регулирования  денежной массы. Они устанавливаются  в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

    а)Политика обязательных резервов, как метод кредитного регулирования представляет  собой хранение  части резервов  коммерческих  банков  в центральном банке.   Сумма   хранения   средств   на   специальных счетах устанавливается   в определенном  процентном  соотношении от величины  депозитов банка.  Центральный   банк   периодически изменяет  коэффициент,  или норму,  обязательных  резервов  в зависимости  от  складывающейся  ситуации  и  проводимой   ими политики.  Повышение  нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних,  снижению  их  ликвидных  возможностей,  а снижение нормы   обязательных    резервов    оказывает    положительное воздействие  на  банковскую  ликвидность,  расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Таблица 1 

  Ставка  обязательного резерва (%)
Италия 25
Испания 17
Япония 2,5
Англия 0,45
 

    В странах с развитой рыночной экономикой повышение норм резервирования обычно проводится в целях смягчения  последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП.

    Изменение нормы    обязательных    резервов   влияет   на рентабельность кредитных учреждений.  Так, в  случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли.  Поэтому,  по мнению многих западных экономистов,  данный метод служит  наиболее  эффективным антиинфляционным  средством.  К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

    Суть  этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать  норму  выдачи  кредитов,  установленную центральным банком.  На практике центральный  банк  определяет  предельные темпы  роста выдачи кредитов различным банкам страны.  Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста  выдачи кредитов.    Эффективность   кредитной   политики   при   этом повышается,  так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика  центрального       банка        распространяется непосредственно  на  объекты  его  контроля  -  кредиты прочих банков,  а не  их  ликвидность,  как  в  случае  использования косвенных   методов   регулирования.  Этим  также  объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

    Данный  метод   регулирования   имеет   ряд   недостатков: остановимся на наиболее важных из них.  Во-первых,  происходит ухудшение   функционирования   банковской   системы в целом.  Банковские учреждения    должны    выполнять    предписания эмиссионного института в сфере активных операций.  Т.е.  зная заранее  предельные  размеры  своей  деятельности,  банки   не стремятся    их    превысить,    поскольку    это    запрещено административно.  Рынок оказывается как бы заранее разделенным между      отдельными     кредиторами.     Получается,     что контингентированием охвачены не только ссудные,  но и заемные операции.  В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском  деле,  поскольку банк  был вынужден   заморозить дополнительную   сумму   ресурсов  на  беспроцентном счете в эмиссионном институте.

    Анализ  двух  методов кредитного регулирования  показывает, что установление и изменение  нормы обязательных резервов имеют  свои   достоинства   и  недостатки  по  сравнению  с  методами рефинансирования банков.  Следует отметить, что  принудительное установление  обязательных  резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом,  в отличие от операций на открытом рынке,  относящимся к рыночным методам регулирования.

    Если  рефинансирование  влияет  избирательно на банки,  то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы.  Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,  например  инвестиционные  и  другие специализированные  банки,  имеющие  незначительные  депозиты, оказываются  в  преимущественном  положение  по  сравнению   с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    В последние полтора-два десятилетия  произошло  уменьшение роли  указанного  метода  кредитного  регулирования.  Об  этом говорит тот факт,  что повсеместно происходит  снижение  нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16%  до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена. 

б)Политика количественных кредитных ограничений: 

    Этот  метод  кредитного  регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.  В отличие от      рассмотренных      выше     методов     регулирования, контингентирование кредита  является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому,  что  предприятия  заемщики  попадают   в   неодинаковое положение.  Банки  стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим   традиционным   клиентам  -   как   правило,   крупным предприятиям.  Мелкие  и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской  деятельности  и  умеренного роста   денежной   массы,  государство способствует  снижению деловой активности.  Поэтому метод количественных  ограничений стал использоваться не так активно,  как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

    В настоящее время в развитых странах  наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования.  Это  объясняется  появлением и развитием новых форм    небанковского    кредита,    падением    эффективности интервенций на  денежном  рынке зависимостью центрального банка от правительства.

Информация о работе Денежная масса, ее составляющие, методы её регулирования