Денежная масса и ее агрегаты: российский опыт, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 03:34, курсовая работа

Описание

Неграмотная денежно-кредитная политика монетаристского типа приводит к выпуску в обращение избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики центральный банк может испытывать давление исполнительной власти.

Содержание

1. Изучение структуры денежной массы в РФ………….…………..………5
1.1 Денежная масса и её характеристи-ка……………………………….………5
1.2 Денежные агрегаты……..……………………………………....…..………6
1.3 Факторы, влияющие на величину денежной массы……………......8 2.Денежно-кредитная политика государства в РФ.
2.1. Денежно-кредитная политика государства в РФ………………………..12
2.2. Операции на открытом рынке, механизм влияния на денежную мас-су...20
3. Проблемы и перспективы Денежно-кредитной политика государ ства в РФ………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

году. Несмотря на некоторую стабилизацию динамики во втором полугодии 2010 года, за отчетный год годовой темп прироста широкой денежной массы увеличился с 17,3 до 24,6%.

Основными источниками роста совокупного денежного предложения в 2010 году были рост чистых иностранных активов банковской системы и увеличение требований к органам государственного управления. В целом за отчетный год прирост чистых иностранных активов банковской системы составил 1094,6 млрд. рублей. Он был сформирован за счет увеличения чистых иностранных активов Банка России на 1323,3 млрд. рублей (в 2009 году они возросли на 495,9 млрд. рублей). Чистые иностранные активы кредитных организаций, напротив, сократились за отчетный год на 228,7 млрд. рублей (в 2009 году они возросли на 1220,1 млрд. рублей).Несмотря на некоторое снижение роли бюджетного фактора в формировании денежного предложения, за отчетный год чистые требования к органам государственного управления со стороны банковской системы увеличились на 1855,4 млрд. рублей (за 2009 год – на 2693,1 млрд. рублей). При этом, как и в 2009 году, основной при­

рост был обеспечен увеличением чистых требований к органам государственного управления со стороны Банка России (на 1585,7 млр.рублей). Требования со стороны кредитных организаций к органам государственного управления возросли за 2010 год на 269,7 млрд. рублей.

Начиная со второго полугодия 2010 года заметный вклад в рост денежной массы стало вносить расширение кредитования банками реального сектора экономики. За 2010 год требования к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций увеличились на2286,1 млрд. рублей (за 2009 год– на404,4 млрд. рублей).

Смягчение денежно­кредитной политики в 2009–2010 годах, которое обусловило снижение стоимости заемных средств, и оживление спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых заемщиков при постепенном восстановлении экономической активности способствовали повышению годовых темпов прироста задолженности по кредитам реальному сектору экономики. Задолженность по кредитам нефинансовым организациям за 2010 год увеличилась на 12,1% (за 2009 год – на 0,3%). Задолженность по кредитам физическим лицам возросла на 14,3% (за 2009 год она сократилась на 11,0%). В результате общий объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам за отчетный год увеличился на 12,6%.

Таким образом, формирование в отчетном году позитивных тенденций в реальном секторе экономики и достаточно стабильное функционирование банковской системы создавали предпосылки к увеличению кредитной активности, способствующему поддержанию экономического роста.

  

   2.2. Операции на открытом рынке, механизм влияния на денежную         массу.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод её регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент воздействия на массу денег повышенной эффективности. Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа национальным банком государственных облигаций, и других ценных бумаг. В развитых странах государственные облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь охотно. Рынок государственных облигаций в развитых странах активен.

 

3. Проблемы и  перспективы  Денежно-кредитной политика государ  ства в РФ                                                                                   

Меры, принятые Банком России в целях обеспечения стабильности финансовой системы, можно условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры. Если говорить о процентной политике ЦБ РФ в 2010 г., то в первой половине года Банк России продолжил политику 2009 г. по смягчению денежно-кредитной политики. В частности, в январе – мае ЦБ РФ четыре раза снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования  (одновременно со ставками по операциям Банка России) была уменьшена с 8,75 до 7,75% годовых. Причиной таких действий ЦБ РФ стало то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться при одновременном снижении инфляции.  Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции. Причины для снижения ставок, публикуемые в пресс-релизах ЦБ РФ, были во всех случаях приблизительно одни и те же. В частности, причинами снижения ставок назывались снижение инфляции,  а также необходимость стимулирования неустойчивого восстановления экономического роста. 

Однако,  как мы уже отмечали ранее,  летом замедление инфляции прекратилось,  а осенью она ускорилась. При этом Банк России уже 30 июня принял решение о прекращении снижения процентных ставок.  Мы считаем,  что прекращение снижения процентных ставок стало своевременным решением. Более того, в условиях ускорения инфляции в конце 2010  г.  целесообразно ставить вопрос об ужесточении денежнокредитной политики, так как текущий низкий уровень процентных ставок при избытке  ликвидности в банковской системе поощряет кредитные организации к принятию дополнительных рисков, несмотря на то что экономическая ситуация в РФ еще далека от  благоприятной. Кроме того,  мягкая денежно-кредитная политика не способствует замедлению инфляции, ускорение которой обусловлено как немонетарными, так и монетарными факторами. Мы считаем, что именно низкая инфляция на уровне не более4–5% в год должна стать важным фактором роста сбережений и инвестиций в российской экономике.

Отметим также, что в течение кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики.  Это оказалось результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций,  для которых в условиях кризиса ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств. Однако к середине 2010  г.  коммерческие банки вернули Банку России практически все взятые у него в долг средства. Таким образом, возможность ЦБ РФ влиять на ситуацию на де

нежном рынке с помощью процентной политики вновь снизилась. В данной ситуации для снижения инфляции Банку России необходимо сокращать свое вмешательство в ситуацию на валютном рынке, сглаживая лишь волатильность обменного курса, но не наращивать  (либо сокращать) объем международных резервов, влияя тем самым на денежное предложение. Заметим также, что при стерилизации интервенций ЦБ на валютном рынке также возникают проблемы ,  подробное обсуждение которых  лежит за рамками данного обзора.

Таким образом, данным шагом ЦБ РФ продемонстрировал свою готовность к постепенному отказу от вмешательства в ситуацию на валютном рынке и к переходу к режиму свободного плавания рубля.  В то же время Банк России намерен продолжать сглаживать значительные колебания курса. Отметим, что данный шаг можно в целом приветствовать,  так как поддержание курса рубля при одновременном переходе к инфляционному таргетированию  (см.  врезку),  а также в условиях свободного движения  капитала является трудновыполнимой задачей. Мы полагаем, что в дальнейшем Банку России стоит еще больше снизить масштабы своих операций на валютном рынке. При

этом ЦБ РФ в условиях изменчивых цен на экспортные товары все же неизбежно будет присутствовать на валютном рынке, сглаживая колебания курса. В то же время необходимо помнить о том, что ЦБ РФ снижает вмешательство на валютном рынке в условиях стабильной ситуации на нем. Существуют опасения, что при возникновении устойчивой тенденции к укреплению либо ослаблению национальной валюты Банк России может вновь вернуться к таргетированию обменного курса, что сведет на нет его действия

по переходу к таргетированию инфляции с помощью процентных ставок.

 

Заключение.

Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует многих ученых уже несколько столетий. В денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег (масса денег), опосредующее обмен товаров и услуг, когда они переходят от продавца к покупателю и обратно. В то же время всегда имеется определенное количество денег, которое в данный момент не участвует в денежном обороте, но является покупательным и платежным средством (деньги на счетах). Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики. Понятие денежной массы конкретизируется с помощью так называемых денежных агрегатов, представляющих собой различные группы ликвидных активов. Поэтому количественная характеристика совокупного денежного оборота и его отдельных компонентов отражается в построении различных показателей денежной массы, включая как реальные, так и потенциальные денежные средства, которые могут быть использованы для обслуживания хозяйственного оборота. Основным критерием выделения различных агрегатов совокупной денежной массы является ликвидность.

Банки способны не только хранить, но и создавать новые деньги (мультиплицировать их количество в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – создавать новые виды и формы). Развитие форм денег подтверждает наличие связи между ростом издержек, ростом кредитов, ростом депозитов и ростом денежных агрегатов. При этом показатели денежной массы характеризуют структуру денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования.

Оценка объема денежной массы в нескольких показателях (М1, М2…) позволяет полнее охарактеризовать различные параметры денежно-кредитного оборота. Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы являются данные сводного баланса Центрального Банка.

Денежная масса выступает объектом постоянного государственного регулирования. Необходимость такого регулирования определяется тем, что размер денежной массы и темпы ее прироста влияют на состояние других экономических показателей. Если денежная масса растет значительно быстрее, чем объем национального производства, то при прочих равных условиях это может привести к инфляции. В то же время государство прибегает к дополнительной денежной эмиссии для стимулирования экономического роста. В этом случае увеличение количества денег в обращении удешевляет кредиты и способствует расширению производственных инвестиций. Если же рост денежной массы не успевает за увеличением объема национального производства, то при неизменной скорости обращения денег их может не хватить для нормального обслуживания всех платежей и расчетов, что создаст вероятность возникновения перебоев в работе национального хозяйства. Контрагентам просто нечем будет расплачиваться друг с другом, они не смогут погашать возникающие денежные требования. При этом главным должником, как правило, является государство. Именно оно будет сдерживать рост денежной массы. Для анализа состояния денежного обращения кроме денежной массы используются и другие показатели: скорость обращения денег, коэффициент монетизации.

Страна, являющаяся членом МВФ, рассчитывает денежный агрегат М1 согласно разработанной Фондом методологии. Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах. Это обусловлено традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, соотношении наличного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, финансовых активов, спецификой денежно-кредитной системы, методами ее регулирования центральным банком.


Список используемой литературы.

 

1.      М.А. Абрамова, Л.С. Александрова.  Финансы, денежное обращение и кредит. [Текст]

2.      Л.А. Дробозина.  Финансы. Денежное обращение. [Текст] Кредит.  М., 1997 год.

3.      Геращенко В.В.  Деятельность Банка России: предварительные итоги 1999 года и основные задачи на 2000 год. [Текст] // Деньги и кредит, №1, 2000 год.

4.      Е.А. Редикульцева.  Инфляция и антиинфляционное регулирование. [Текст] Тверь, 1999 год.

5.Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. [Текст]

(Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011. 592 с. 

6.Сайт  Банка России [Электронный ресурс] Режим доступа /www.cbr.ru/

 

 



Информация о работе Денежная масса и ее агрегаты: российский опыт, проблемы, перспективы