Денежно- кредитная политика и ее основные концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:42, реферат

Описание

1. Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики;
2. Методы, инструменты денежно- кредитной политики и особенности их применения;
3. Основные концепции денежно- кредитной политики: теоретические аспекты;
4. Практические аспекты разработки денежно- кредитной политики;
5. Разработка денежно- кредитной политики банком России.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

 



Монетаристский подход

Формирование теории монетаризма в 60—70-е годы XX века происходило в условиях возрождения традиций неоклассического направления в эконо­мической теории и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфере: «Деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее извест­ный теоретик монетаризма — М. Фридмен.

Монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная эконо­мика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом неком­петентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».

Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирова­ние экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществ­ляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей».

Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфля­ционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безрабо­тицей не существует». Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.

Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объ­емом национального производства более тесная, чем между инвестициями и вало­вым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непо­средственно за динамикой денег.

М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богат­ством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотноше­ние наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложе­ния привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возра­стает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной поли­тики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

 

«Денежное правило» Фридмена

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое уве­личение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вли­ваний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.

 

4.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Знание теоретических основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей. Нельзя выбрать единую оптимальную для всех стран одинакового уровня экономического развития денежно-кре­дитную политику. Она будет различаться в зависимости от размеров, уровня развития и структуры финансового рынка. На нее будут воздействовать определенные временные лаги и степень независимости центрального банка. Если некоторые решения в области денежно-кредитной политики одина­ковы для большинства стран, это может только означать, что эти решения предпочтительнее других, но не всегда оптимальны для того или иного периода развития именно данной страны. Такой вывод вытекает из того, что трудно с достаточно высокой точностью предсказать последствия прово­димой денежно-кредитной политики. На нее влияют как эндогенные (пове­дение самих субъектов рынка, их предпочтения), так и экзогенные (специ­фика фазы экономического цикла, политические изменения в стране) факторы денежного рынка.

При формировании денежно-кредитной политики предполагается прора­ботка ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

■ что выбрать в качестве приоритетного объекта денежно-кредитной поли­тики: спрос или предложение денег, процентную ставку или количество денег;

■ насколько независим центральный банк в разработке и проведении денеж­но-кредитной политики;

■ будет ли центральный банк точно следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или будет их менять в зави­симости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

■                    будет ли денежно-кредитная политика проциклической или антициклической;

■                    как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

■                    как осуществление денежно-кредитной политики влияет на инфляцион­ные тенденции.

 

Спрос на деньги или предложение денег: распределение приоритетов

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что сильнее воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финан­совыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы. Процесс достижения целевых ориентиров по процентным ставкам часто приводит к дефициту ликвидности в банков­ском секторе. Это вынуждает банковский сектор производить заимствование в центральном банке, что, с одной стороны, влияет на денежное предложе­ние, с другой стороны, обеспечивает свободу действий центрального банка, который может изменить установку в области денежно-кредитной полити­ки, изменив впоследствии ставку рефинансирования.

Функциональная независимость Центрального банка

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определя­ется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость пред­полагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики и проявляется в том, что цен­тральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства пра­вительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональ­ной независимости имеет значение характер применяемых инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого центральным банком кон­троля за кредитной системой, а именно применение преимущественно рыночных или административных способов контроля.

             Показателями функциональной независимости являются:

■ достаточность и эффективность инструментов, которыми располагает центральный банк для проведения денежно-кредитной политики;

■ применение механизмов, регулирующих принятие решений по исполь­зованию инструментов денежно-кредитной политики:

— центральный банк принимает решения самостоятельно;

— фактически решения принимаются политическими органами;

— «разделение труда» — за центральным банком закрепляются инстру­менты денежно-кредитной политики, а за правительством — политика валютного курса;

—                     совместное принятие решений;

—                     право правительственных органов приостанавливать решения цент­рального банка.

В разных странах степень функциональной независимости различна. Наи­большей независимостью отличается Бундесбанк (Банк Германии). При решении поставленных задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако его деятельность не зависит от указаний правительства. Он должен выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять правительству необходимую инфор­мацию. Вместе с тем члены правительства могут участвовать в работе Центрально­го совета Бундесбанка, но не имеют права голоса. Однако они могут предлагать вопросы для обсуждения на Центральном совете Бундесбанка, вносить предложе­ния. При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундес­банк обладает полной автономией, но только до тех пор, пока его действия не про­тиворечат основным направления экономической политики правительства.

Высокой степенью независимости от исполнительной власти наделена Ф PC США: ее решения не подлежат корректировке со стороны президента или прави­тельственных структур. Однако ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной полити­ки. Банк России учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования своей денежно-кредитной политики в значительной степени опирается на собственные прогнозы экономического развития.

 

Проциклическая или антициклическая денежно- кредитная политика

В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредит­ной политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен проводить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредит­ная политика усиливает тенденции в экономике, например способствует повышению цен при тенденции их роста и снижению — при тенденции их снижения). Такая политика ошибочна и не отражает активной роли денежно-кредитной политики в экономике.

Антициклическая денежно-кредитная политика должна сглаживать отри­цательные проявления в той или иной фазе экономического цикла: уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать при падении цен.

Временные лаги денежно- кредитной политики

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно-кредитной политики и моментом осознания этой потребности, а также между моментом осознания потребности, выработки мнения и начала реализации. Например, целью денежно-кредитной полити­ки является стабилизация уровня цен. Если цены растут на протяжении дли­тельного периода времени, то у центрального банка может не быть достаточ­ной информации. Затем происходят осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начинается их осуществление. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может измениться.

Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которые усложняются непредсказуемостью поведения экономических субъектов.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денеж­но-кредитной политики, снижают точность прогноза ее результатов. Последствия денежно-кредитной политики становятся менее предсказуемыми по сравнению, например, с последствиями фискальной политики, когда результаты введения, допустим, новых налогов или изменения налоговых ставок можно предсказать с большей степенью вероятности, чем последствия изменения процентных ставок.

Денежно- кредитная политика и инфляция

Сегодня общепринято мнение, согласно которому инфляция — многофак­торное явление, хотя, по утверждению М. Фридмена, инфляция — «всегда и везде монетарное явление». Это означает, что борьба с инфляцией в конеч­ном счете сводится к эффективному использованию монетарного фактора рыночной экономики.

Денежные факторы инфляции в общем виде можно свести к следующим: факторы, связанные непосредственно с выполнением деньгами их функций, цено­вые факторы (сфера товарно-денежных отношений), финансовые факторы (преж­де всего воздействие налогов и государственных расходов) и кредитные отношения (в первую очередь в части эмиссии безналичных денег). Таким образом, и методы регулирования денежных факторов инфляции можно рассматривать как методы реформирования собственно денежной системы страны, методы государственного регулирования цен, антиинфляционные методы в рамках финансовой политики государства и методы денежно-кредитной политики.

Проблемы денежно-кредитной политики тесно переплетаются с проблема­ми инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно- кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регули­рование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики. Но применение жестких монетарных мер со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в «раскручива­нии» инфляции преобладают немонетарные факторы, например административ­ный рост цен, то снижение уровня инфляции за счет сокращения денежного пред­ложения — явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.

 

5.РАЗРАБОТКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКОМ РОССИИ

В соответствии с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направ-

Информация о работе Денежно- кредитная политика и ее основные концепции