Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения. Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
изучение теоретических основ денежно – кредитной политики;
Рассмотрение целей и инструментов денежно – кредитной политики.
Изучение денежно – кредитной политики зарубежных стран
Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики России в 2011 - 2014 гг.
Введение
Сущность и цели денежно-кредитной политики_________________________________4
Методы и инструменты денежно-кредитной политики___________________________6
Современные тенденции в денежно-кредитной политике зарубежных стран________11
Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России в современных условиях________________________________________________________18
Список использованной литературы Приложения
Возможно в среднесрочной перспективе велика вероятность укрепления доллара США. Это может произойти благодаря сохранению в мировых финансах системных рисков, при которых инвесторы традиционно уходят в долларовые активы. В таких ситуациях спрос на доллар США растет, соответственно его курс относительно других ведущих валют укрепляется (характерные примеры относятся к октябрю-ноябрю 2008 г., маю-июню 2010 г.) Посткризисные финансы разбалансированы, поэтому всплески системных рисков будут неизбежно повторяться:
Так же реализация экономического курса администрации Б. Обамы должна привести к росту норм накопления внутри США, некоторому оздоровлению государственных финансов, стабилизации потребления населения в долг, ослаблению на грузки на торговый баланс и улучшению экспортно-импортного сальдо. Следствием этого станет: определенное укрепление доллара США.
Возможно следует ожидать плавного снижения курса доллар; и улучшения за счет этого платежного баланс; США по текущим операциям.
На рассматриваемом временном горизонте, скорее всего в целом, сохранится нынешнее соотношение курсов двух основных мировых валют - доллара за евро - в диапазоне 1.3-1.5. Главные соображения в пользу такого прогноза сводятся к следующему. С точки зрения паритетов покупательной способности, существует потенциал повышения курс доллара к евро. Однако это будет уравновешиваться тенденцией, связанной с тем, что импорт в США хоть и замедляет свой рост, но будет расти все-таки быстрее, чем импорт стран Европы. Соответственно, этот фактор будет поддерживать курс евро по отношению к доллару.
Судя по итогам 2010 г. и первых месяце 2011 г. иностранцы не спешат избавляться от долларовых активов. Напротив, в условиях нынешней неопределенности мировой политической и экономической ситуации государственные и частные инвесторы рассматривают их как относительно надежное убежище, что оказывает поддержку доллару. Так что на данный момент структур платежного баланса остается в основном благоприятной для США.
Влияние курса доллара как мировой резервной валюты на международные фондовые индексы и товарные цены. Укрепление доллара США - один из ключевых инструментов охлаждения финансовых рынков, понижательного давления на цены мировых финансовых и товарных активов. И, наоборот, ослабление доллара неизбежно вызывает ценовые бумы и "мыльные пузыри" на рынках. Поддержание относительно узкого коридора колебаний курса доллара может стать одним из основных элементов международного регулирования глобальных финансов.
В 2000-е годы отчетливо проявилась тенденция к постепенному, но неуклонному снижению доли доллара в мировых валютных показателях. Так, его удельный вес в общемировых официальных, валютных резервах снизился с 70% в 2000 г. до примерно 61% к началу 2011 г. В противоположном направлении менялась доля главного конкурента доллара - евро, которая за тот же период увеличилась с 18% до 28%. Суммарный вес доллара и евро в мировых резервах практически не изменился.
Доля доллара в общем объеме международных банковских кредитов и непогашенной задолженности по международным долговым ценным бумагам сократилась более заметно. Однако общий вес доллара и евро в этих секторах даже повысился. Иными словами, несмотря на некоторое расширение использования в рыночном валютном обороте валют самых разных стран, говорить о регионализации валютной структуры официальных резервов и международных расчетов пока преждевременно.
В обозримой перспективе суммарное значение двух ведущих мировых валют - доллара и евро - сохранится. При этом евро вряд ли вытеснит доллар с первого места в качестве международной резервной валюты. Поддержанию роли доллара будет способствовать то, что он служит основной валютой котировок мировые цен на основные сырьевые товары, прежде всего на нефть.
Ведущих мировых экспортеров нефти, прежде всего страны Персидского залива, Мексику, Бразилию, устраивает, что на мировых биржах - NYMEX и ICE - она традиционно котируется в долларах. На товарно-сырьевой бирже Дубая нефтяные контракты также котируются в долларах. При этом платежи осуществляются в любой удобной для экспортеров и импортеров валюте. Попытки Ирана (с 2006 г.) создать собственную нефтяную биржу, на которой котировки выставляются в евро, местных реалах и других валютах, фактически провалились.
На азиатских биржах (Сингапур) в последние два года появились нефтяные контракты, котирующиеся в евро. Однако их ликвидность невысока и предназначены они главным образом не для собственно торговых операций, а для хеджирования риска финансовыми инвесторами.
Уязвимым для евро является разрыв между централизованным характером проводимой Европейским центральным банком денежно-кредитной политики, с одной стороны, и недостаточной слаженностью бюджетной политики государств - членов зоны евро - с другой. Важно и то, что европейский финансовый рынок пока еще не достиг того уровня развитости и интегрированности, при котором он стал бы соизмерим с соответствующим рынком США.
В качестве наиболее вероятной вырисовывается перспектива неустойчивой, зигзагообразной траектории изменения соотношения сил между двумя этими денежными единицами.
Общая тенденция к постепенному ослаблению доминирующего положения доллара в мировой валютной системе сохранится. Однако в настоящее время реальной альтернативы доллару нет и не видно. Даже в достаточно длительной перспективе ни евро, ни тем более юань, СДР или золото не смогут полноценно заменить доллар в качестве международного платежно-расчетного и резервного средства.
Крах доллара неприемлем для мировой экономики. Совокупный ВВП государств долларовой зоны, включая США, составляет более 50 % мирового валового продукта. Половина всех валютных сделок приходится на доллар. В долларах номинировано 39% всех эмитированных в мире долговых инструментов. При такой роли доллара его хаотичное падение не может не обернуться глубокими потрясениями мировой экономики. Обвал американской валюты чреват огромными потерями для держателей американских государственных ценных бумаг, значительным снижением конкурентоспособности торговых партнеров США, фактическим прекращением функционирования мирового финансового рынка.
Это означало бы крушение созданной после Второй мировой войны многосторонней системы торговли и платежей, обеспечившей в первые послевоенные десятилетия высокие темпы мирового экономического роста и переход к двусторонней (клиринговой) системе международных расчетов, наподобие той, которая возникла после Великой депрессии 1929 г. В этом случае резко снизились бы темпы роста или даже абсолютные объемы мирового производства и торговли. В результате обострились бы внутренние социально-экономические противоречия в развитых и развивающихся странах. Возникла бы реальная вероятность разгорания тлеющих и появления новых социально-политических, региональных и международных конфликтов и т.д.
В наступившем десятилетии перед США стоят две важнейшие задачи: сохранение глобального лидерства и оздоровление собственных финансов. В рамках решения этих задач администрация США прилагает большие усилия для того, чтобы ослабить зависимость страны от внешних источников кредитования. Речь идет об изменении модели финансирования экономики путем создания условий, при которых внутренних сбережений было бы достаточно для покрытия инвестиционных потребностей страны.
Для обвала доллара, как минимум, в ближайшие 5-7 лет отсутствуют не только рациональные финансово-экономические, но и политические основания. С точки зрения долгосрочных американских интересов "жесткая перезагрузка" национальной финансовой системы имела бы фатальные последствия. Поэтому ни при каких обстоятельствах никакое руководство страны нe решится на радикальные изменения в этой сфере.
Антикризисные меры уже привели к увеличению размеров дефицита бюджета США и росту государственного долга. Бюджетный дефицит США в 2011 финансовом году, который завершился 30 сентября, составил 1,299 трлн долларов, что немного выше дефицита 2010 финансового года, составившего 1,294 трлн долларов.4 Однако в долгосрочном плане они, как планируют американские власти, должны способствовать укреплению позиций страны в мировой экономике и финансах. Нельзя не признать, что темпы выхода американской экономики из рецессии оказались ниже, чем на то рассчитывало руководство США. Тем не менее, наметившаяся в 2010 г. - первой трети 2011 г. повышательная динамика позволяет с высокой уверенностью утверждать, что уже к концу 2011 г. - началу 2012 г. в дополнение к позитивным экономическим тенденциям проявятся их положительные социальные эффекты, которые будут способствовать укреплению позиций администрации Б. Обамы. Речь идет прежде всего о сокращении безработицы, а также постепенном восстановлении крайне важной для стабильности американского общества системы потребительского кредитования. Такие социально-экономические и политические результаты повысят вероятность переизбрания президента Б. Обамы на второй срок, что укрепляет мотивацию его администрации к проведению достаточно ответственной финансово-экономической политики, рассчитанной на долгосрочные системные результаты.
Дальнейшая стратегия вывода страны из рецессии и заявленный администрацией Б. Обамы курс на техническое переоснащение американской промышленности и сферы услуг на новых научно - технологических основах потребуют существенных государственных расходов, а также, вполне вероятно, дальнейшего роста государственного долга США. На протяжении предстоящих нескольких лет ставка ФРС останется сверхнизкой, а нетрадиционные меры, связанные с выкупом государственных облигаций, ценных бумаг ипотечных компаний и программы помощи банкам будут продолжены. При этом устойчивость финансовой системы станет одним из важнейших параметров реализации социально-экономической программы нынешнего американского руководства, которая явно рассчитана не на один президентский срок, а ориентирована на долгосрочные позитивные результаты, в том числе с точки зрения сохранения лидирующей роли США в мире.
Гипотетические последствия обвала доллара и суверенного дефолта были бы разрушительным для системы отношений с ближайшими союзниками. связанными с США военно - политическими обязательствами (страны НАТО, Япония, Южная Корея), а также с Саудовской Аравией, ОАЭ и др. Такие шаги привели бы к дезорганизации американского военно-экономического планирования которое носит долгосрочный характер.
Все это в сумме породило бы неприемлемые риски для национальной безопасности Соединенных Штатов, перекрыв любые краткосрочные финансово-экономические выгоды.
4. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России в современных условиях.
В
2010 году улучшились внешние условия
для российской экономики. Международные
финансовые институты и экономические
организации прогнозируют продолжение
в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики
темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году
показателям (не менее 4%). Восстановление
внешнего спроса будет поддерживать положительную
динамику отечественного производства
и экспорта товаров. Однако не исключаются
более пессимистичные сценарии выхода
мировой экономики из рецессии и развития
международной торговли. В экономике
европейских стран - торговых партнеров
России, входящих в зону евро, сохранение
в прогнозный период отрицательных разрывов
выпуска будет способствовать сдерживанию
развития инфляционных процессов. Это
ограничит риск ускорения роста цен в
стране. В 2011 году не предполагается существенного
изменения среднегодового уровня процентных
ставок на денежных рынках по
инструментам, номинированным в евро и
долларах США. Ожидается, что в среднесрочный
период соотношение между процентными
ставками в России и зарубежных странах
будет служить созданию условий для притока
капитала в российскую экономику. Тем
не менее сохраняется риск оттока капитала.
Одним из основных факторов, влияющих
на развитие российской экономики, является
цена на нефть. В этой связи Банк России
рассмотрел три варианта условий проведения
денежно-кредитной политики в 2011 - 2013 годах,
один из которых соответствует прогнозу
Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта Банк России
предполагает снижение в 2011 году среднегодовой
цены на российскую нефть на мировом рынке
до 60 долларов США за баррель.
В этом случае в 2011 году темп прироста
реальных располагаемых денежных доходов
населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции
в основной капитал могут возрасти на
2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.
В качестве второго варианта рассматривается
прогноз Правительства Российской Федерации,
положенный в основу проекта федерального
бюджета. Предполагается, что в 2011 году
цена на российскую нефть может составить
75 долларов США за баррель.
Цены на нефть сорта "Юралс" (долларов
США за баррель).
(Приложение 2) Предполагается также,
что меры по стимулированию экономического
роста и модернизации, рост банковского
кредитования будут способствовать восстановительным
процессам в экономике. Согласно
этому варианту в 2011 году прогнозируется
увеличение реальных располагаемых денежных
доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций
в основной капитал ожидается
на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП
может возрасти на 4,2%. В рамках третьего
варианта Банк России предусматривает
повышение в 2011 году цены на нефть сорта
"Юралс" до 90 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта
российских товаров ожидается повышение
инвестиционной активности. В 2011 году
прирост инвестиций в основной капитал
может составить 11,0%, прирост реальных
располагаемых денежных доходов населения
- 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться
на 4,8%. В 2012 - 2013 годах увеличение
ВВП в зависимости от варианта прогноза
ожидается в диапазоне 3,7 - 5,0%.
В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается
резкое падение положительного сальдо
счета текущих операций платежного баланса
(до 4,7 млрд. долларов США) и существенное
сокращение сальдо баланса товаров и услуг
(до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго
варианта предполагают менее масштабное
снижение профицита счета текущих операций
- до 35,7 млрд. долларов США и баланса
товаров и услуг - до 86,4 млрд. долларов
США. При более благоприятной ценовой
конъюнктуре топливно-энергетического
рынка в третьем варианте на фоне роста
положительного сальдо баланса товаров
и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит
счета текущих операций составит 67,3 млрд.
долларов США. Дефицит баланса доходов
и текущих трансфертов в разных вариантах
прогнозируется в диапазоне 45,0 - 53,7 млрд.
долларов США.
Сальдо счета операций с капиталом
и финансовыми инструментами в 2011 году
в условиях первого варианта предполагается
отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов
США. В рамках второго и третьего
вариантов опережающий рост внешних обязательств
российской экономики по сравнению с соответствующими
активами обусловит его положительное
сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов
США соответственно. Во всех вариантах
прогноза предполагаются государственные
внешние заимствования, при которых положительное
сальдо операций сектора государственного
управления и органов денежно-кредитного
регулирования составит 2,0 млрд. долларов
США. Результирующая движения частного
капитала по вариантам различается: в
первом варианте чистый отток капитала
оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во
втором и третьем вариантах нетто-приток
может составить 10,0 - 20,0 млрд. долларов
США.
В первом варианте профицит текущего счета
будет недостаточным для компенсации
дефицита финансового счета, что обусловит
сокращение резервных активов на 8,3 млрд.
долларов США. Во втором и третьем вариантах
положительное сальдо по текущим операциям
будет дополнено притоком ресурсов по
финансовому счету, что обеспечит рост
валютных резервов (на 47,7 и 89,3
млрд. долларов США соответственно).
Прогноз платежного баланса на
2012 - 2013 годы также охватывает широкий
спектр среднегодовых цен на нефть сорта
"Юралс" - в пределах 60 - 95 долларов
США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли
приведет к резкому уменьшению профицита
баланса товаров и услуг - до 19,7 млрд. долларов
США в 2012 году - и его дефициту в сумме
5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное
воздействие отрицательного баланса доходов
и текущих трансфертов обусловит формирование
дефицита счета текущих операций (26,0
млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд.
долларов США в 2013 году). В условиях второго
варианта положительное сальдо счета
текущих операций в 2012 году уменьшится
до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится
отрицательным (21,3 млрд. долларов США).
Третий вариант прогноза предполагает
сохранение профицита счета текущих операций
в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США,
и почти равновесное его состояние в 2013
году (0,8 млрд. долларов США).
Сальдо
счета операций с капиталом и финансовыми
инструментами в результате более активного
привлечения иностранного капитала корпорациями
и банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным
по всем вариантам. Его значение будет
изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд.
долларов США) в первом варианте до максимального
(27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В рамках первого варианта чистый
приток инвестиций по финансовому счету
не компенсирует отрицательное сальдо
баланса по текущим операциям, что обусловит
снижение резервных активов на 24,1 млрд.
долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов
США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах
в 2012 году активное сальдо счета текущих
операций и ввоз капитала обеспечат
условия для увеличения резервных активов
на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно.
В 2013 году в третьем варианте сохранятся
условия для роста резервных активов (на
32,8 млрд. долларов США), во втором варианте
предполагается их стабилизация.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в России