Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей денежно-кредитной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
определить сущность, направления и условия осуществления денежно-кредитной политики;
проанализировать влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику России;
рассмотреть и охарактеризовать возможную модель денежно-кредитной политики России в условиях глобализации экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Направления и условия осуществления денежно-кредитного регулирования экономики
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
2.1 Состояние денежного рынка России
2.2 Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики
3. ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

     Таблица 2.1 Динамика денежной базы в широком определении в 2008-2009 гг. (млрд руб.)9

       

     Если  проанализировать изменение структуры  активов в балансе ЦБ РФ (табл. 2.2), то можно заметить, что в острую фазу кризиса (осень-зима 2008-2009 гг.) наибольший прирост продемонстрировали кредиты и депозиты, предоставленные российским кредитным организациям, а средства, размещенные у нерезидентов, наоборот, сокращались. По мере восстановления мировых финансовых рынков весной-летом 2009 г. ЦБ РФ постепенно сокращал кредитование банков. При этом одновременно наблюдалось уменьшение средств на счетах правительства России в ЦБ РФ. Иными словами, в результате кризисных явлений основным источником формирования денежного предложения стали операции ЦБ РФ по рефинансированию кредитных организаций, что соответствует практике, сложившейся в большинстве развитых стран. 

     Таблица 2.2 Баланс Банка России в 2008-2009 гг.10

       

     В такой ситуации значительно большую  роль, чем ранее, приобретают процентные ставки по кредитам ЦБ РФ, с помощью которых он может оказывать существенное влияние на ситуацию в денежно-кредитной сфере. В то же время по мере расходования средств Резервного фонда денежное предложение в стране растет, и Банк России не допускает избыточного его увеличения за счет сокращения чистого кредита коммерческим банкам. Однако его возможности по уменьшению кредитования кредитных организаций являются ограниченными. Дальнейшее расходование средств со счетов правительства РФ в Банке России может привести к ускорению темпов роста денежного предложения, которое в случае обострения ситуации на финансовых рынках в виде роста финансовой нестабильности в мире и снижения склонности инвесторов к риску способно создать понижательное давление на курс рубля, а также вызвать увеличение инфляции.

     Заметим, что выдача кредитов кредитным организациям осенью 2008 г. (в условиях ожидавшейся девальвации) не позволяла решить ни проблему ликвидности в банковской сфере, ни проблему увеличения кредитования реального сектора, так как Банк России за счет фактически предопределенной плавной девальвации создал очень прибыльный актив — валюту, который оказался значительно более прибыльным и менее рискованным, чем альтернативные направления инвестиций. В результате полученные банками от ЦБ РФ деньги сразу уходили на валютный рынок и возвращались ЦБ, теряющему резервы. Таким образом, плавная девальвация позволила финансовому сектору заработать дополнительную прибыль, что смягчило кризис ликвидности в банковской системе, однако стоила, как мы уже отмечали, Банку России трети международных резервных активов и привело к возникновению ажиотажа на валютном рынке.

     Денежная  масса М2 в национальном определении  увеличилась за 2008 г. лишь на 1,7% и  составила на 1 января 2009 г. 13493,2 млрд руб., или 32,5% ВВП (на 1 января 2008 г. денежный агрегат М2 равнялся 13272,1 млрд руб., или 40,2% ВВП). Основными причинами столь медленного роста денежного предложения стали продажа Банком России международных резервных активов для поддержания курса рубля, а также снижение кредитной активности банковской системы вследствие кризиса. За 2009 г. денежная масса выросла на 16,3% и достигла к 1 января 2010 г. уровня 15697,7 млрд руб. (40,2% ВВП). Следовательно, в 2009 г. монетизация ВВП РФ вернулась на докризисный уровень. Сжатие денежной массы в 2009 г. наблюдалось лишь в январе, когда по итогам месяца она снизилась на 11,1% в результате масштабных валютных интервенций Банка России. В условиях высокой неопределенности относительно дальнейших трендов экономического развития РФ прирост денежного предложения в среднесрочной перспективе будет во многом определяться внешнеэкономической конъюнктурой, скоростью восстановления экономики и кредитной активностью банковского сектора.

     2.2 Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики

 

     Меры, принимавшиеся Банком России в целях  обеспечения стабильности финансовой системы, можно условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры.

     Если  говорить о процентной политике ЦБ РФ в 2008-2009 гг., то ее можно разделить  на два этапа. На первом этапе Банк России четыре раза (12 ноября, 1 декабря 2008 г., 2 и 9 февраля 2009 г.) повышал ставку рефинансирования. При этом до первого повышения ставки в период кризиса ЦБ РФ снизил ставки по ряду инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям, не меняя при этом ставки рефинансирования. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. В результате четырех повышений ставка рефинансирования выросла с 11 до 13% годовых, а ставки по кредитам ЦБ РФ коммерческим банкам увеличились на сопоставимую величину.

     Основной  причиной повышения процентных ставок стало желание ЦБ РФ увеличить стоимость ресурсов, привлекаемых у него кредитными организациями и вкладываемых затем в валютные активы. Напомним, что с 23 января 2009 г. ЦБ РФ установил верхнюю границу технического коридора бивалютной корзины на уровне 41 рубль за доллар и объявил о готовности поддерживать курс рубля на данной границе в течение как минимум нескольких месяцев. При этом уже 30 января стоимость бивалютной корзины превысила 40 руб. после окончания периода налоговых выплат и появления у банков свободной рублевой ликвидности. Учитывая, что еще в ноябре 2008 г. стоимость бивалютной корзины была ниже 30 руб., покупка валюты стала очень выгодным направлением вложений средств для российских экономических агентов. Девальвационные ожидания поддерживались низкими ценами на нефть, способствовавшими снижению валютных поступлений в страну, и оттоком капитала с развивающихся рынков. В такой ситуации Банк России решил ограничить возможности банков по покупке валюты, увеличив для них стоимость привлечения рублевых ресурсов. Одновременно с помощью такой меры Банк России продемонстрировал готовность поддерживать курс рубля на выбранном уровне, что способствовало снижению покупок валюты экономическими агентами и снижению активности спекулянтов на валютном рынке. Учитывая, что средства Банка России играли все большую роль в пассивах российских кредитных организаций (см. раздел 2.1.1.), такая политика действительно помогла снизить привлекательность покупок валюты на фоне заявлений руководства ЦБ РФ о том, что резкое сокращение импорта в конце 2008 г. — начале 2009 г. позволило сбалансировать счет текущих операций платежного баланса.

     По  мере стабилизации ситуации на финансовых рынках Банк России начал постепенно смягчать денежно-кредитную политику. В частности, в апреле-декабре 2009 г. ЦБ РФ семь раз снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13 до 8,75% годовых, а ставки по операциям Банка России — на 3,5-4,5 п.п. Причиной таких действий ЦБ РФ послужило то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться на фоне снижения инфляции. Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции11.

     Снижению  процентных ставок способствовало также  восстановление притока валюты в  РФ из-за роста цен на основные товары российского экспорта и стабилизации экономической ситуации в мире. В случае дальнейшего замедления инфляции ЦБ РФ может вновь снизить процентные ставки. Однако, на наш взгляд, слишком резкое ослабление денежно-кредитной политики является в текущей ситуации неоправданным, так как может вновь вызвать ускорение инфляции на фоне роста бюджетного дефицита. Кроме того, необходимо помнить, что высокие ставки по кредитам реальному сектору, устанавливаемые банками, являются отражением не только стоимости привлечения ресурсов, но и высоких кредитных рисков, связанных с неопределенностью дальнейшей экономической динамики. Таким образом, оживление кредитования реального сектора станет следствием стабилизации российской экономики и восстановления внешнего спроса.

     Отметим также, что в период кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики. Это оказалось результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, в условиях кризиса были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств. При этом увеличение денежного предложения в стране за счет покупки Банком России валюты также оказалось невозможным вследствие масштабного оттока капитала из РФ и снижения цен на основные товары российского экспорта. Иными словами, денежно-кредитная политика ЦБ РФ стала больше напоминать действия центральных банков развитых стран, управляющих ситуацией на денежном рынке с помощью процентных ставок. Способность проводить такую политику в дальнейшем будет определяться как ситуацией на валютном рынке РФ (отсутствием значительных колебаний потоков валюты в страну и из нее), так и готовностью ЦБ РФ допустить колебания курса рубля и перейти к режиму таргетирования инфляции.

     Что касается непроцентной политики Банка России, то недостаток ликвидных ресурсов в банковской системе осенью 2008 г. заставил ЦБ РФ принять ряд исключительных мер, направленных на недопущение разрастания нестабильности в банковском секторе России.

     Так, 10 октября 2008 г. Государственная Дума РФ приняла закон, позволяющий Банку России выдавать российским коммерческим банкам кредиты без обеспечения, которые могут быть предоставлены кредитным организациям, имеющим кредитный рейтинг не ниже установленного уровня, на срок не более 6 месяцев. Данная мера была направлена на поддержку банковского сектора России, оказавшегося в тяжелой ситуации вследствие масштабного оттока частного капитала из России, значительной внешней задолженности (при растущих девальвационных ожиданиях), накопленной в предыдущие годы, и кризиса в реальном секторе экономики. До принятия указанного закона ЦБ РФ мог выдавать кредиты российским коммерческим банкам под залог ценных бумаг, валюты, прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций. Однако вследствие значительной потребности банков в кредитных ресурсах у них не стало хватать активов, под залог которых они могли бы получить кредит у ЦБ РФ. В такой ситуации предоставление ЦБ возможности выдавать кредиты без обеспечения позволило поддержать российские банки, хотя и повысило риски недобросовестного поведения банков, получавших такие ссуды. По мере стабилизации финансовых рынков задолженность кредитных организаций перед ЦБ РФ постепенно сокращалась. На 1 января 2010 г. задолженность по таким кредитам составляла 190 млрд руб., снизившись за 2009 г. на 1,6 трлн руб. Заметим, что для сохранения стабильности банковской системы оказалось возможным поддержать лишь небольшое количество крупных банков. Большинство российских кредитных организаций фактически не занимаются классической банковской деятельностью, а вовлечены в схемы, связанные с оптимизацией налогообложения, что позволяет допустить их банкротство без значительных последствий для финансовой системы страны.

     Для поддержания банковского сектора  в условиях развивающегося финансового  кризиса ЦБ РФ начал заключать  соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании. Банк России также взял на себя обязательство по компенсации банкам части убытков по сделкам с другими банками, у которых впоследствии была отозвана лицензия. На 1 октября 2009 г. ЦБ РФ заключил подобные соглашения о компенсации убытков с 18 банками. Также были предприняты такие меры, как предоставление финансирования РЕПО под залог расширенного списка активов, удлинение сроков кредитования РЕПО, предоставление субординированных кредитов системообразующим банкам, принятие законодательства о гарантиях по кредитам предприятиям. Кроме того, была осуществлена рекапитализация АСВ (Агентство по страхованию вкладов) в целях проведения санации банковской системы.

     Заметим, что для ограничения спекуляций на валютном рынке Банк России ввел 25 декабря 2008 г. рекомендации кредитным  организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам, выполнение которых учитывалось Банком России при установлении лимитов на участие кредитных организаций в кредитных аукционах. Данные рекомендации не предотвратили массированных покупок валюты во время острой фазы кризиса, однако способствовали снижению ажиотажа на валютном рынке по мере стабилизации финансовых рынков. 2 июля 2009 г. Банк России объявил о том, что в связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке принял решение не продлевать действие данных рекомендаций. Таким образом, ЦБ РФ продемонстрировал уверенность в том, что масштабный отток капитала и устойчивое снижение курса рубля во второй половине 2009 г. он считает маловероятными.

     Наконец, 30 декабря 2008 г. Банк России изменил порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с действующим порядком кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в зависимости от оценки кредитного риска. При этом резервирование уменьшает объем средств, доступных коммерческим банкам для осуществления текущих операций.

     В соответствии с принятыми изменениями  кредитным организациям было дано право  до 31 декабря 2009 г. не увеличивать резервы по ссуде в случае12:

  • увеличения длительности просроченной задолженности по основному долгу или процентам по ссуде на срок не более 30 календарных дней относительно действующих сроков;
  • реструктуризации ссуды (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки) в период с 1 октября 2008 г.;
  • использования полученной с 1 октября 2008 г. ссуды на погашение долга по ранее предоставленной заемщику ссуде.

     Данная  мера Банка России была призвана помочь банкам справиться еще с одной  проблемой, с которой они столкнулись по мере развития кризиса в реальном секторе экономики РФ, — ростом просроченной задолженности по выданным кредитам. Несмотря на то что осенью 2009 г. темпы прироста просроченной задолженности снизились, проблема «плохих» активов все еще остается достаточно актуальной и может вновь обостриться в случае ухудшения ситуации в российской экономике.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса