Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:50, контрольная работа
Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов
Введение___________________________________________________ стр.2
1. Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства.___________________________________________ стр.4
2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства.___________________________________________ стр.9
3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.________________________________________________ стр.18
Практикум_________________________________________________ стр.23
Заключение________________________________________________ стр.24
Литература_________________________________________________ стр.25
Другой
негативный фактор заключается в
следующем. Скорость обращения денег
имеет тенденцию меняться в направлении,
противоположном предложению
Иными
словами, при дешевых деньгах
скорость обращения денег снижается,
при обратном ходе событий политика
дорогих денег вызывает увеличение
скорости обращения. А нам известно,
что общие расходы могут
Особенности
кредитно-денежной политики
ЦБ РФ на современном
этапе.
Безусловными приоритетами денежно-кредитной политики последних лет были снижение инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, интеграция экономики в мировые рынки путем поэтапного снятия ограничений на движение капитала.
Для решения задачи снижения инфляции органами денежно-кредитного регулирования были задействованы такие инструменты, как повышение курса рубля и аккумулирование средств в Стабилизационном фонде. В конечном итоге, это позволило добиться определенного успеха – в прошлом году инфляция впервые за весь период реформ опустилась ниже 10%.
Нельзя не отметить результаты, которые такая политика принесла и с точки зрения развития банковской системы.
Несомненна значимость этих результатов для формирования в России более зрелой банковской системы.
В то же время нельзя не отметить ряд очевидных издержек проводимой политики.
Изъятие через механизм Стабилизационного фонда значительной части поступающих в экономику средств привело к снижению с 2004 г. среднего уровня ликвидности в банковской системе, а повышение мобильности трансграничных капиталов обусловило и значительный размах ее внутригодовых колебаний. Последний стал достигать двух и более раз. Это создало определенную нагрузку на устойчивость банков, закономерным следствием которой стал локальный кризис 2004 г.
Те же причины порождают масштабные скачки ставок денежного (межбанковского) рынка. Это до сих пор не позволяет сформировать в российской экономике надежный ориентир стоимости денег, аналогичный тем, которые имеются в большинстве других экономик.
Сгладить отмеченные скачки могла бы развитая система рефинансирования банков со стороны Банка России. Однако органы денежно-кредитного регулирования оказались не готовы к ее формированию, опасаясь снижения стерилизационного эффекта проводимой политики.
Сопоставляя
опыт ряда стран, первоначально находившихся
в близких «стартовых»
Объем
банковских кредитов экономике (по отношению
к ВВП) в России все еще весьма
мал и растет темпами, существенно
отстающими от динамики многих других
стран с переходными и
Рост внутреннего рынка кредитов катастрофически отстал от развития фондового рынка. Если по показателю капитализации рынка акций в отношении к ВВП Россия превзошла уровень таких стран, как Германия, Италия и Япония, то по показателям развития кредитного рынка она находится близко к концу списка стран с переходными и развивающимися экономиками.
Столь резкая диспропорция означает, что достигнутая высокая рыночная оценка стоимости российских компаний вынужденно опирается на приток не внутренних, а внешних капиталов. Это становится фундаментальным фактором неустойчивости всей национальной финансовой системы.
Утрата
темпа насыщения экономики
В предлагаемых банковской системой кредитах по-прежнему крайне низка доля долгосрочных ссуд. Это ограничивает роль банков в финансировании инвестиций.
Доля кредитов сроком свыше трех лет в предоставленных предприятиям ссудах составляет всего лишь 14%, без учета Сбербанка. Вклад кредитов российских банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. При этом около 40% выдаваемых инвестиционных кредитов сконцентрированы в топливно-добывающем секторе.
Неудивительно, что уровень инвестиций в отношении к ВВП в России – один из самых низких среди стран с переходной и развивающейся экономикой – 20% против 26% в среднем по странам с аналогичным кредитным рейтингом (с учетом инвестиций в оборотный капитал).
Усиливается разрыв между объемом финансовых накоплений, вложенных российскими резидентами в зарубежные активы и в национальную финансовую систему.
В отношении
к ВВП объем средств
При этом основным источником оттока средств за рубеж являются органы денежно-кредитного регулирования, направляющие более трети валовых национальных сбережений на финансирование других стран через накопление ресурсов в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах.
Результатом становится парадоксальная ситуация, когда при избытке финансовых ресурсов национальная банковская система остается недокапитализированной. Как следствие, он не может конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в кредитовании наиболее перспективных российских компаний. Более того, он сам становится легкой добычей для внешней экспансии. Вряд ли такая ситуация отвечает стратегическим интересам России.
Примеры ряда других стран, столкнувшихся с быстрым ростом внешних финансовых накоплений, показывают, что существуют пути неинфляционной трансформации этих накоплений в капитализацию национального банковского сектора. Об этом, в частности, говорит опыт КНР, нашедшей неинфляционные механизмы использования части валютных резервов для рекапитализации ведущих банков.
К сожалению, этот актуальный для России опыт остается невостребованным.
В качестве
основной цели государственного денежно-кредитного
регулирования, прописанной в «заявлении
Правительства Российской Федерации Центрального
банка Российской Федерации о Стратегии
развития банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года», называется
ограничение прироста потребительских
цен (в пределах 5,5-7,5%), для достижения чего
Банк России будет использовать уже известные
инструменты: депозитные аукционы по привлечению
средств кредитных организаций (на срок
от двух недель до трех месяцев), аукционы
биржевого модифицированного РЕПО по
продаже ОФЗ с обязательством обратного
выкупа (на срок от 28 дней до шести месяцев),
прямые продажи Банком России государственных
облигаций из своего портфеля без обязательства
обратного выкупа, проведение ломбардных
кредитных аукционов, кредиты «овернайт»
и внутридневные. При этом, поскольку основной
стратегической целью называется снижение
инфляции, Банк России отказывается от
формулирования каких-либо других, не
связанных с нею, среднесрочных ориентиров
политики. Следуя этой логике, Банк России
не пытается использовать денежно-кредитную
политику в качестве инструмента развития
банковской системы. Последнее рассматривается
как самостоятельный и практически независимый
от денежно-кредитной политики процесс.
Но из указанного выше специального программного
документа («Стратегия развития банковского
сектора Российской Федерации до 2008 г.»),
который, по существу, носит характер письма
и не имеет юридической силы, делаю вывод,
что Банк России все-таки намерен совместно
с Правительством Российской Федерации
активно воздействовать на улучшение
условий, в которых осуществляется денежно-кредитная
политика. А на следующем этапе (2009—2015 годы)
Правительство Российской Федерации и
Банк России будут считать приоритетной
задачу эффективного позиционирования
российского банковского сектора на международных
финансовых рынках.
Практикум
ЦБ принимает решение увеличить предложение денег в экономике на 1 млн. долл. с помощью операций на открытом рынке с ценными бумагами. При этом норма обязательных резервов составляет 0,4. Каковы действия ЦБ в рамках кредитно-денежной политики:
1000000=d/0,4
d=1000000*0,4=400000
получаем,
что операции на открытом рынке будут
осуществлены на 400000 долларов (d).
Заключение
Итак, денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
В современных условиях главную роль в проведении денежно-кредитной политики играют центральные банки. Центральный банк в настоящее время есть в каждой стране. Его возникновение в первую очередь было связано с монополизацией денежного обращения. Со второй половины ХХ века важнейшей функцией центральных банков стало денежно-кредитное регулирование экономики. Для достижения этих целей центральные банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования.
Целью экономической политики современного российского государства является построение рыночной экономики, рост инвестиций в отечественное производство, в том числе путем развития фондового рынка.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
Литература