Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:50, контрольная работа

Описание

Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов

Содержание

Введение___________________________________________________ стр.2
1. Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства.___________________________________________ стр.4
2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства.___________________________________________ стр.9
3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.________________________________________________ стр.18
Практикум_________________________________________________ стр.23
Заключение________________________________________________ стр.24
Литература_________________________________________________ стр.25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Другой  негативный фактор заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном  этапе. 

Безусловными  приоритетами денежно-кредитной политики последних лет были снижение инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, интеграция экономики в мировые рынки путем поэтапного снятия ограничений на движение капитала.

Для решения  задачи снижения инфляции органами денежно-кредитного регулирования были задействованы  такие инструменты, как повышение  курса рубля и аккумулирование средств в Стабилизационном фонде. В конечном итоге, это позволило добиться определенного успеха – в прошлом году инфляция впервые за весь период реформ опустилась ниже 10%.

Нельзя  не отметить результаты, которые такая  политика принесла и с точки зрения развития банковской системы.

  1. Быстрое укрепление рубля подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.
  2. Рост показателей внешней платежеспособности России в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением рубля стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность российского банковского сектора для иностранных инвесторов.
  3. Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционно-банковских услуг).

Несомненна  значимость этих результатов для  формирования в России более зрелой банковской системы.

В то же время нельзя не отметить ряд очевидных  издержек проводимой политики.

Изъятие через механизм Стабилизационного  фонда значительной части поступающих  в экономику средств привело  к снижению с 2004 г. среднего уровня ликвидности в банковской системе, а повышение мобильности трансграничных капиталов обусловило и значительный размах ее внутригодовых колебаний. Последний стал достигать двух и более раз. Это создало определенную нагрузку на устойчивость банков, закономерным следствием которой стал локальный кризис 2004 г.

Те же причины порождают масштабные скачки ставок денежного (межбанковского) рынка. Это до сих пор не позволяет сформировать в российской экономике надежный ориентир стоимости денег, аналогичный тем, которые имеются в большинстве других экономик.

Сгладить  отмеченные скачки могла бы развитая система рефинансирования банков со стороны Банка России. Однако органы денежно-кредитного регулирования  оказались не готовы к ее формированию, опасаясь снижения стерилизационного эффекта проводимой политики.

Сопоставляя опыт ряда стран, первоначально находившихся в близких «стартовых» условиях, нельзя не заметить, что успехи в части повышения роли банковской системы в развитии национальной экономики могли бы быть гораздо более весомыми.

Объем банковских кредитов экономике (по отношению  к ВВП) в России все еще весьма мал и растет темпами, существенно  отстающими от динамики многих других стран с переходными и развивающимися экономиками.

Рост  внутреннего рынка кредитов катастрофически отстал от развития фондового рынка. Если по показателю капитализации рынка акций в отношении к ВВП Россия превзошла уровень таких стран, как Германия, Италия и Япония, то по показателям развития кредитного рынка она находится близко к концу списка стран с переходными и развивающимися экономиками.

Столь резкая диспропорция означает, что  достигнутая высокая рыночная оценка стоимости российских компаний вынужденно опирается на приток не внутренних, а внешних капиталов. Это становится фундаментальным фактором неустойчивости всей национальной финансовой системы.

Утрата  темпа насыщения экономики кредитом – следствие локального кризиса 2004 г., который в определенной степени явился результатом однобокой стерилизационной политики органов денежно-кредитного регулирования. Другой причиной стала медлительность в создании системы обязательного страхования вкладов и обеспечении доступа банков к привлечению средств накопительной пенсионной системы. В результате значительная часть банковской системы оказалась отрезана от наиболее длинных внутренних кредитных ресурсов.

В предлагаемых банковской системой кредитах по-прежнему крайне низка доля долгосрочных ссуд. Это ограничивает роль банков в финансировании инвестиций.

Доля  кредитов сроком свыше трех лет в  предоставленных предприятиям ссудах составляет всего лишь 14%, без учета Сбербанка. Вклад кредитов российских банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. При этом около 40% выдаваемых инвестиционных кредитов сконцентрированы в топливно-добывающем секторе.

Неудивительно, что уровень инвестиций в отношении  к ВВП в России – один из самых  низких среди стран с переходной и развивающейся экономикой – 20% против 26% в среднем по странам с аналогичным кредитным рейтингом (с учетом инвестиций в оборотный капитал).

Усиливается разрыв между объемом финансовых накоплений, вложенных российскими резидентами в зарубежные активы и в национальную финансовую систему.

В отношении  к ВВП объем средств государства  и частного сектора, размещенный  в зарубежных финансовых активах, находится на уровне наиболее богатых и развитых стран (75%). Одновременно величина ресурсов, сконцентрированных в национальном банковском секторе (52% ВВП), близка к показателям финансово неблагополучных стран.

При этом основным источником оттока средств за рубеж являются органы денежно-кредитного регулирования, направляющие более трети валовых национальных сбережений на финансирование других стран через накопление ресурсов в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах.

Результатом становится парадоксальная ситуация, когда при избытке финансовых ресурсов национальная банковская система остается недокапитализированной. Как следствие, он не может конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в кредитовании наиболее перспективных российских компаний. Более того, он сам становится легкой добычей для внешней экспансии. Вряд ли такая ситуация отвечает стратегическим интересам России.

Примеры ряда других стран, столкнувшихся с  быстрым ростом внешних финансовых накоплений, показывают, что существуют пути неинфляционной трансформации этих накоплений в капитализацию национального банковского сектора. Об этом, в частности, говорит опыт КНР, нашедшей неинфляционные механизмы использования части валютных резервов для рекапитализации ведущих банков.

К сожалению, этот актуальный для России опыт остается невостребованным.

В качестве основной цели государственного денежно-кредитного регулирования, прописанной в «заявлении Правительства Российской  Федерации  Центрального  банка Российской  Федерации о  Стратегии развития банковского  сектора Российской  Федерации на  период до 2008 года», называется ограничение прироста потребительских цен (в пределах 5,5-7,5%), для достижения чего Банк России будет использовать уже известные инструменты: депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций (на срок от двух недель до трех месяцев), аукционы биржевого модифицированного РЕПО по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа (на срок от 28 дней до шести месяцев), прямые продажи Банком России государственных облигаций из своего портфеля без обязательства обратного выкупа, проведение ломбардных кредитных аукционов, кредиты «овернайт» и внутридневные. При этом, поскольку основной стратегической целью называется снижение инфляции, Банк России отказывается от формулирования каких-либо других, не связанных с нею, среднесрочных ориентиров политики. Следуя этой логике, Банк России не пытается использовать денежно-кредитную политику в качестве инструмента развития банковской системы. Последнее рассматривается как самостоятельный и практически независимый от денежно-кредитной политики процесс. Но из указанного выше специального программного документа («Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 г.»), который, по существу, носит характер письма и не имеет юридической силы, делаю вывод, что Банк России все-таки намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. А на следующем этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум 

ЦБ принимает  решение увеличить предложение денег в экономике на 1 млн. долл. с помощью операций на открытом рынке с ценными бумагами. При этом норма обязательных резервов составляет 0,4. Каковы действия ЦБ в рамках кредитно-денежной политики:

  1. покупает или продает ЦБ гос. облигации на открытом рынке и почему?
  2. на какую сумму будут осуществлены операции на открытом рынке?
  3. Мы уже знаем, что для увеличения предложения денег в экономике применяют политику «дешевых денег», и одной из мер такой политики является покупка ЦБ ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
  4. Т.к. в результате мультипликативного эффекта дополнительное увеличение предложения денег (Ms) будет равно 1 млн долларов, а норма обязательных резервов (rr) составляет 0,4, то по формуле , которая отражает зависимость между увеличением предложения денег и величиной банковского вклада (Ms=1/rr*d),

    1000000=d/0,4

    d=1000000*0,4=400000

    получаем, что операции на открытом рынке будут  осуществлены на 400000 долларов (d). 
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

Итак, денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

В современных  условиях главную роль в проведении денежно-кредитной политики играют центральные банки. Центральный  банк в настоящее время есть в каждой стране. Его возникновение в первую очередь было связано с монополизацией денежного обращения. Со второй половины ХХ века важнейшей функцией центральных банков стало денежно-кредитное регулирование экономики. Для достижения этих целей центральные банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования.

Целью экономической политики современного российского государства является построение рыночной экономики, рост инвестиций в отечественное производство, в том числе путем развития фондового рынка.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

 Литература 
 

  1. Н.Г. Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”. “Финстатинформ”  Москва 1995.
  2. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика"  "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
  3. П.Самуэльсон "Экономика", М. 1992 г.
  4. «Экономическая теория» Учебник для вузов, /А.Н. Романов, И.П.Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И П. Николаевой /Всерос. заоч. фин.-эк. ин-т.-М.: Финстатинформ, 1997
  5. Интернет-ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru
  6. Бажан А.И. Денежно-кредитная политика: неудачное заимствование западной модели //Банковское дело.2003..
  7. Крючкова И.П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и особенности его функционирования в российской экономике //Банковское дело.2003.
  8. Макконнелл, Кэмпбелл Р, и Брю, Стенли Л. Экономикс. М.: Инфра, 2003.
  9. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке //Финансы. 2003. 3.С.21-23.
  10. Центральный банк Российской Федерации. Платежная система России: Информационно-аналитические материалы на сервере ЦБ РФ// http://www.cbr.ru

Информация о работе Денежно-кредитная политика